В. Агошков. ОЕВ. 1890г Дятьково. Стефан Красовский

Василий Иванович Агошков
В.Агошков. ОЕВ. 1890г. ДЯТЬКОВО. Стефан Красовский.

50-летний юбилей Протоиерея села Дятькова, Брянского уезда, о.Стефана Иоанновича Красовского (Он же и местный Благочинный).
25 июня 1890 года, по благословению нашего АРХИПАСТЫРЯ, в понедельник, в Преображенской церкви села Дятькова отпразднован 50-летний юбилей служения в священном сане Протоиерея Стефана Иоанновича Красовского.

Автор писал о том, что «замечательно самое Дятьково. Это, скорее, красивый город, чем село. В центре его на возвышенной обширной площади красуется величественный каменный храм Преображения Господня. Отсюда открывается вид на всё Дятьково. По правую сторону храма открывается длинный ряд каменных и деревянных зданий с торговыми по местам лавками, магазинами и проч. Там, против западной оконечности населения, чрез озеро, на сравнительно низменном пространстве воздвигнуты трехэтажные каменные здания – это мальцевские магазины, склады, больница.

По левую сторону храма, за рекою, на возвышенной местности одиноко и живописно красуется дом знаменитого Мальцева, окружённый с трех сторон роскошным парком. Между парком  и помянутыми заведениями усидчиво гнездится своими нескладными громадами вечно дымящийся хрустальный завод. Все село окаймлено сплошным хвойным лесом. Дятьковские жители трудолюбивы, набожны. Богослужение здесь совершается каждодневное».

Далее идёт описание праздника, посвященного 50-летию Красовского.
«В 8 часов утра 25 июня село Дятьково огласилось благовестом в большой колокол к Божественной литургии. (Всенощное бдение было отправлено с вечера при многочисленном стечении молящихся). И надо видеть этот благолепный храм; подобных храмов не имеют многие города. Как он располагает к торжеству! Знакомые и мало знакомые с этим храмом, по входе в него, впервые устремляют свои взоры на величие его, - особенно величественность купола, обнесенного внутри балюстрадою, и хрустальные паникадила, прежде всего, представляются взору. Иконостас богатый, художественно украшенный, в храме 4 престола.

В главном, в день юбилея, началась Божественная литургия, которую совершал сам юбиляр в сослужении 4-х священников и двух диаконов. Пред молебном священник П.Попов обратился к юбиляру с речью".

Он поздравил его с юбилеем, пожелал ему здравия и назвал его заслуги на ниве пастырского служения. И, в частности, назвал это:

«Твоё бескорыстие таково, что ты под старость не обеспечил себя своим домом. Посему многоплодная деятельность твоя оценена высшим начальством, - ты заслуженный протоиерей, - ты украшен крестами – знаками отличия».

Как ловко автор, священник Павел Красников, сравнил жизнь известного фабриканта Мальцева и о.Стефана Красовского. Вначале он просто описал живописное село Дятьково, не забыв упомянуть и дом Мальцева. И, казалось, что автор любуется усадьбой фабриканта. Но нет, это нужно было для того, чтобы сравнить истинное величие двух известных людей села Дятькова: Мальцева и о.Стефана.

И поэтому автор, говоря об Протоиерее, сделал такой вывод:
«Но вместе с внешними крестами, украшающими грудь твою, Провидению угодно было украсить тебя и внутренними крестами, так что первые служат как бы символами последних».

 «Вслед за первую речью и поднесением первой иконы, юбиляру поднесены были и иконы: Спасителя от причтов благочиния и Св. Николая от церковных старост его благочиния.
Затем директор  мальцевского конкурсного управления (фамилия не указана) поднёс юбиляру от лица владельцев завода золотой наперсный крест, украшенный драгоценными камнями. Поднесения сопровождались краткими, но прочувственными речами. Юбиляр сердечно всех благодарил за любовь к себе и тем умилительнее совершал благодатный Господу Богу  молебен.

Все почитатели о.Протоиерея отправились к нему в дом, где предложена была скромная трапеза. Торжественная радость для виновника торжества увеличена была ещё присылкою поздравительных телеграмм и письма от Преосвященного Симеона, бывшего Епископа Орловского. Так окончилось это поучительное скромное торжество».

И, хотя автор незаметно противопоставляет о.Стефана и фабриканта Мальцева, всё же они связаны между собой. Как бы священники не говорили о скромной трапезе и скромном торжестве, автор не мог не сообщить о том, что юбиляр получил от мальцевского окружения «золотой наперсный крест, украшенный драгоценными камнями». Так что теперь о.Стефан мог купить дом для своей семьи...

Большевики тоже будут использовать фразеологию «бездомства»: главное, по их мысли, это духовное богатство, а дворцы, красивые дома – на слом!

*
ОЕВ дают и биографию Протоиерея Стефана Иоанновича Красовского.

Родился он в селе Робье Карачевского уезда, в 1816 году. Сейчас село Робье принадлежит Титовскому сельсовету Шаблыкинского района. Отец юбиляра был причетником того же села, имел большую семью – ещё пять сыновей и три дочери. Робье принадлежало к числу самых бедных и малочисленных по населению, поэтому, писал автор, отец Протоиерея терпел крайнюю нужду и не мог дать детям хорошее воспитание.

Наверное, здесь автор не совсем прав: нужда вряд ли мешала, если следовать логике бездомства, хорошо воспитывать детей, наоборот. Скорее всего, имелось в виду - образование. Поскольку далее говорится о том, что о.Стефан воспитывался сначала в духовном училище, а потом в семинарии на казённый счёт. Был он во всех классах в числе первых учеников. Но не получил он высшее богословское образование, по причине, не от него зависящей.

После окончания курса Стефан Иванович Красовский был произведён священником в село Девять Дубов, Карачевского уезда. Здесь жил 80-летний священник, при коем находились два внука и их мать. Красовский помогал им и почти содержал два семейства, так как семья, в которую он поступил, не имела никакого материального обеспечения. В ту пору, 1840 год, был в Орловской губернии голод, но священник безропотно переносил нужду и охотно помогал всем куском хлеба…

В селе Девять Дубов были и хлыстовцы, и скопцы. Но незаметно для самих себя они переменяются из раскольников в православных…

Далее автор не скрывает причины, по которой священник Красовский вынужден был просить о переводе его в село Меховещу (видимо, Моховицу.-В.А.) Болховского уезда: «Материальная нужда, полная необеспеченность не позволили однако долго оставаться о.Протоиерею в Девяти Дубах».

Вот ведь как: с одной стороны, священник безропотно переносил нужду, а с другой, просил его перевести в более богатое село?!

Тем не менее, следует сказать по поводу «села Меховеща». Это, скорее всего, село Моховица, нынешнего Орловского района, превращаемая не менее безграмотными современными чиновниками в «село Маховица».

Автор с теплотой писал о том, что о.Протоиерей помог устроить всех своих родственников по тёплым местам, а вскоре «после вступления его в этот лучший приход, Господь Бог, Попечитель сирых, помог ему устроить двух сестёр своих хорошим замужеством. Теперь ему легче, материальное положение его улучшается».

 Конечно, это правильно, что родственники заботятся о родственниках…

За ревность по службе Епархиальное Начальство в видах поощрения перевело о. Стефана в село Одрино Карачевского уезда, а в 1854 году в село Дятьково Брянского уезда. Здесь шла кипучая заводская деятельность. А известно всякому настроение и жизнь рабочего мастерового люда. Началась Севастопольская война.

 Пастырь ободрял и укреплял дух мастеровых, призывая их к посильным приношениям. Господин Мальцев лил пушки и ядра и многое другое, пасомые о. Стефана, с своей стороны, приносили посильные пожертвования. За это о.Стефан был награждён бронзовым крестом на Владимирской ленте и в 1858 оду бархатною фиолетовою скуфтею.

Кротость, спокойствие, благоразумие и снисходительность – вот всегдашний мотив его управления, писал автор. Отец Протоиерей для Дятьковского благочиния – истинный начальник во всех отношениях.

Особую услугу о.Протоиерей Красовский оказал церкви во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, находящейся при Ивотской стеклянной фабрике, отстоящей от Дятькова в 12 верстах. В 1869 году о.Протоиерей ходатайствовал о том, чтобы вначале была выстроена часовня, а потом, в 1880 году, в этой часовне старанием и усердием Мальцева при содействии Красовского был воздвигнут престол во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Ивотчане стали чаще посещать храм.

С 1864 по 1869 год Красовский был членом по приюту девиц духовного звания, с 1862 по 1888 г. проходил должность законоучителя в Дятьковском народном училище, а по 1880 год даже и в Ивотском училище. С 1844 по 1854 г был депутатом, а с 1856 года был сотрудником Орловского Духовного Попечительства.

Отец Протоиерей не был чужд и литературных занятий. Из- под его пера вышли работы:
* «Описание Дятьковской школы, получившей начало с 1825 года»,
* Исторический очерк Одрино-Николаевского монастыря»,
* «Старец игумен Серапион (биографический очерк)»,
* «Описание Дятьковского храма», где он дал исторические сведения о мальцевских заводах,
( «Описание раскопок, произведённых в селе Вщиже» (археологический очерк). Во Вщиже  был разрыт курган и открыт храм, существование коего можно отнести, писал автор, к 9 веку.

И вновь автор – священник Павел Красников – писал в биографическом очерке, что «прослужив более 35 лет в Дятькове, о.Протоиерей не только не мог обеспечить себя к старости, а часто, как известно, нуждается в самом необходимом. Не имея собственного дома и живя в казённой квартире, о.Протоиерей в перспективе может рассчитывать только на одну скромную пастырскую пенсию.

Но как же относится к этим несчастиям о.Протоиерей?
Как переносит их?
С истинно христианским смирением!»


*
Текст подготовил - В.И. Агошков, апрель 2019г