Ипр

Стэн Ив
Место, получившее печальную славу. Я видел его, хоть никогда там и не был. Он мне снился. Как будто все происходило больше сотни лет назад... или вчера.

Мне уже давно не снятся войны. Но тот сон я помню как сейчас.

Говорят, ад - это пламя. Нет. Ад - это вода. Вода и грязь по колено. Дождь. Крысы. Трупы. Пули и снаряды. Газ.

Многие годы спустя вы изучите эти события в школе, на уроке истории. О них вам расскажут два-три абзаца, еще расскажут о Верденской мясорубке, после нее перейдут к битве за Осовец, потом и к другим сражениям этой четырехлетней печальной истории - Великой Войны. Что в ней такого Великого, кстати?

Вернемся ко сну. Хотя я не хочу к нему возвращаться. Я хочу его забыть. Это одно из самых сильных желаний. Но перед этим у меня есть одно незаконченное дело.

Мне нужно в Бельгию. В Пашендаль, что под Ипром.

...

Я был здесь. Я здесь сейчас. И я свободен.

Теперь свободен. Через сотню лет.