О ляпах в исторических фактах

Милочка Шилова-Ларионова
   Просматривая данные некоторых краеведческих музеев об исторических событиях,
порой весьма малоизвестных и незначительных, часто натыкаюсь на досадные ляпы.
Это явно отголоски искажения некоторых исторических фактов, доставшиеся нам от
Советской Власти. Тогда нельзя было писать хорошо о белых и царских генералах, хотя во время Великой Отечественной войны на свет божий были вытащены имена Суворова и Кутузова, и даже учреждены ордена их имени. Но вот памятники Пржевальскому или народному любимцу Скобелеву были снесены. Замалчивался и тот факт, что Александр Васильевич Суворов принимал непосредственное участие в подавлении восстания Емельяна Пугачева, и даже мечтал пленить его, но просто не успел - армию самозванца разгромили другие воеводы, а самого атамана сдали сами казаки. И сейчас на многих сайтах продолжают шельмовать белогвардейское движение, а заодно - и популярных красных командиров, вроде Аркадия Гайдара. И это - несмотря на появившиеся в Интернете рассекреченные и ставшие доступными серьезные документы и статьи. Теперь просто необходимо многое исправлять.Ляпы просто бросаются в глаза. Так, когда я писал рассказ "Забытый поход Барнаульского полка", некоторые читатели яростно возражали, что каппелевцы были карателями, и пришли в Баргузинский уезд из Верхнеудинска. Они же, якобы, и принимали участие в бою с Партизанами в ущелье Шаманка у реки Баргузин. К тому времени, когда был бой в ущелье Шаманка, колонна генерала Каппеля уже довезла тело своего мертвого генерала до Читы. Через Шаманку шла колонна генерала Сукина и командира 3-го Барнаульского полка полковника Камбалина, перешедшая озеро Байкал по льду аж в начале марта 1920 года. Эта колонна вышла вначале к поселку Усть-Баргузинский, и от него двинулась через Баргузин на Читу, а в уездном городке Баргузин тогда была  не Советская Власть, а местное самоуправление. Кроме красных партизан, где руководили большевики, в уезде хватало и разных банд с мародерами. Более того - бой в ущелье Шаманка выиграли белогвардейцы. Когда стало ясно, что по узкой дороге, одна обочина которой представляет собой крутой обрыв в реку (эта часть дороги хорошо сохранилась), не пройти, казаки просто обошли это место по льду реки и задали перца неопытным в боях партизанам. Далее колонна полковника Камбалина, уже без погибшего генерала, совершила героический переход по зимней горной тайге до реки Витим (!!!), откуда по Романовскому тракту вышла через Яблоневый хребет к Чите. Этот подвиг пешего похода от Барнаула до Читы не имеет аналогов в мире. При этом, колонну сопровождали беженцы - женщины и дети, семьи казаков и офицеров, и по пути марша к ним примкнули многие местные жители, позже разделившие судьбу барнаульцев в Харбине. Каратели в Баргузинском уезде были, но годом раньше, и не каппелевцы. Генерал Каппель стал главнокомандующим армиями Колчака незадолго до своей гибели, уже после того, как колчаковцы оставили Томск.

   В местной прессе Иркутской области и Республики Бурятия порой можно встретить упоминание о том, что широко известная песня "Славное море, священный Байкал" написана поэтом Денисом Давыдовым. Эта ошибка вкралась на многие сайты лишь потому, что в дореволюционных источниках кратко упоминалось о том, что стихи были написаны неким Д. Давыдовым, а другого поэта Давыдова, кроме, как известного гусара и партизана Дениса Давыдова, у нас просто не знали. Между тем, автором стихов "Дума беглеца на Байкале" написана Дмитрием Давыдовым, приходившимся двоюродным братом поэту-гусару. Но кто теперь помнит стихи и песни Дениса Давыдова? Разве что из кинофильма "Эскадрон гусар летучих", где поют "Я люблю кровавый бой, я рожден для службы царской!" А стихи Дмитрия Давыдова, изданные в 1858 году в журнале "Золотое руно", а позже - и в журнале "Современник", стали народной песней. Жаль, что в текст песни не вошли некоторые четверостишия-куплеты, из которых ясно, как глубоко вник Дмитрий Давыдов в лексику местных жителей на Байкале. Родившийся в городе Ачинск Томской губернии, Дм. Давыдов посвятил себя изучению народов Якутии и Бурят-Монголии, и долгое время жил в Верхнеудинске, нынешнем Улан-Удэ. Особенно хорош следующий куплет песни из его стихов, ныне основательно сокращенной:
             - У моря струсил немного беглец,
             Берег обширен, а нет ни корыта,
             Шёл я коргой, и пришел, наконец,
             К бочке, дрествою замытой...

   Тут сразу два характерных словечка - "корга" и "дрества". Забытые почти повсеместно, они и сейчас употребляются местным населением, особенно среди байкальских рыбаков на заливах Баргузинский и Чивыркуйский. Корга (карга) - это песчаные наносы на берегу, бывшие некогда заливами, потом заболотившиеся, а затем затянувшиеся песком, выбрасываемым штормами на берег. Существуют даже понятия "Большая карга" - длинный пляж по берегу Баргузинского залива от полуострова Святой Нос к реке Баргузин, и "Мягкая карга" - перешеек между Чивыркуйским и Баргузинским заливами, пружинящий под ногами. Некогда тут существовал пролив, соединяющий два этих залива, а полуостров Святой Нос был островом. Затем Байкал закидал залив песком, и место заболотилось, а потом окончательно высохло. Именно так, например, возникла известная нам по блатным песням Пересыпь в Одессе - небольшой залив море пересыпало песком, и образовался лиман с характерными камышами и грязью, которой так любят мазаться курортники. Потом море окончательно засыпало лиман, и на этом месте возник поселок-пригород Одессы Пересыпь. Суть этого разъяснения в том, что имя Дмитрия Давыдова, оставившего нам труды своих изысканий и прекрасную песню о Байкале, никак нельзя забывать. Что касается слова "дрества", то это просто донные осадки органического происхождения и смешанные с песком, которые тоже после штормов создают на берегу Байкала характерную кромку.

   Если вспоминать Гражданскую войну в России, то нельзя не обойти тот факт, что на свет божий журналисты, охочие до сенсаций, опять вытащили пресловутое "золото Колчака". Сенсации, естественно, не вышло. Слишком уж тема затертая. Но стоило новым подводным аппаратам опуститься на дно озера Байкал, как сразу вся пресса хором начала писать о найденных на дне ржавых остатках вагонов дореволюционной постройки, а кто-то, самый ушлый, увидал даже в песке золотые слитки с царским клеймом. Мол, блеснуло золото тусклым светом, и обвалился на него новый слой песка. Нашлись люди, авторитетно заявившие, что во время Гражданской войны железнодорожные пути проходили уже совсем в другом месте. Но их не слушали. Сразу вспомнили, что часть золотой казны России ушло японцам, часть увезли чехи, но даже при этом пропажа исчислялась десятками тонн. На тему "золото Колчака" появились новые версии, показания свидетелей, были написаны новые книги и сняты фильмы. Между тем, в Интернете давно гуляют, наряду с всякой вздорной писаниной, вполне серьёзные статьи настоящих исследователей и специалистов. Они не поленились подсчитать, сколько именно золота и прочих ценностей было захвачено в Казани сводным отрядом сербских легионеров и добровольцев тогда ещё полковника Каппеля. Сколько и как было вывезено в Омск, и сколько золота Колчак успел отдать Антанте за аэропланы, автомобили, оружие, консервы и обмундирование. Всего получилось восемь (!!!) эшелонов. Мало? Часть золота Колчак заблаговременно перевел в банки разных стран, и известно, что они потом тоже пошли на дело Белого движения, даже когда белогвардейцы уже были в эмиграции. Я не буду приводить цифр в тоннах и пудах, но напомню, что один эшелон был захвачен в Чите атаманом Семеновым, и точно известно, сколько золота находилось в последнем золотом эшелоне. В Иркутске, где эсеры и меньшевики передали власть большевикам, сидели тоже далеко не дураки. Адмирала Колчака и премьера Омского правительства Пепеляева (старший брат генерала Пепеляева) расстреляли, а золото в вагонах эшелона, закамуфлированного под санитарный состав, тщательно пересчитали. Но вначале допросили адмирала, и протоколы этих допросов заняли не один том. Самое интересное произошло опять же в Казани, куда золото вернулось из Иркутска. Если на пути из Омска в Иркутск пропало всего 22 ящика, а не десятки тонн золота, то именно при возвращении золото в Казань исчезли действительно уже тонны. Это что же получается, сами большевики золото и сперли? Именно так. Почитайте эти статьи и подсчитайте сами, не забывая перевести пуды в тонны, а золотники в граммы.

   Давно никто не пишет о "золоте атамана Семенова" и "золоте барона Унгерна". Хотя у этих белых генералов его тоже было достаточно много, и это золото так и не нашли. Атаман на допросе в 1945 году заявил, что истратил все деньги на нужды своего воинства в Маньчжурии, но чекисты докопались, что золото уплыло в Японию. С бароном Унгерном вообще ничего не ясно. Его тоже не торопились расстрелять, а сначала увезли в Новониколаевск (нынешний Новосибирск), где и казнили после суда. Но его золото долго искали в Монголии, посылая туда в разные годы экспедиции, организованные ОГПУ-НКВД. Возможно, чекисты что-то и нашли, но в этом учреждении не любили болтать о своих успехах, и все результаты были засекречены. Почему бы современным журналистам не поднять эту тему, или выяснить кто разворовал "золото Колчака" при его возвращении из Иркутска? Это при Советской Власти такой факт мог стыдливо замалчиваться, хотя по всей Сибири власть тогда представляли не только большевики, но и представители других партий, которые тоже не прочь были нагреть руки если не для себя, любимых, то для финансового благополучия своей партии. А гадать о том, в каких банках мира сейчас лежат клейменые слитки царского золота и золотые монеты с бородатыми царями можно до бесконечности. А был ли мальчик? Золото украли свои же люди. Кстати, во всей эпопее почти столетних поисков "золота Колчака" только один раз счастье улыбнулось чекистам в виде двадцати слитков, вывезенных в далеком 1918 году из Казани, где царское правительство (а не большевики) хранили золотой запас Российской империи, радиевый запас России, много серебра, ценности других банков и частных лиц. Случай этот достаточно известен, и речь идет об офицере-эмигранте из эшелона Колчака, приехавшим в Советский Союз в качестве туриста уже во времена Генсека Брежнева. Нелегально он приехал в Иркутск, вырыл золото где-то в тайге у монгольской границы, пытался провезти этакую тяжесть через турецкую границу, и был убит при задержании. Стало быть, были всё же гонцы у адмирала, отправленные им за Байкал и в Монголию когда стало ясно, что весь личный конвой Верховного правителя Сибири и охрану золотого эшелона ждет тюрьма и расстрелы в Иркутске. Они звали Колчака с собой, но он остался. И уж, конечно, снабдил эти группы,бежавшие от эшелона, охрану которого вот-вот должны были взять на себя чешские легионеры, и золотом, и бриллиантами. О которых почему-то не вспоминают. Не ограненных алмазов, бриллиантов и изумрудов в этом последнем эшелоне с ценностями тоже хватало. Как и других ювелирных ценностей и исторических ценностей, вроде раки одного святого, отлитой из золота, и так и не найденных. Куда уж там какой-то Янтарной комнате, копий которой ещё при  Сталине было сделано несколько! Вот о чем можно писать, господа литераторы! А не о мифических вагонах на дне Байкала, кладе у станции Тайга и прочих местах, где так любят рыскать современные "черные копатели" с металлоискателями.   

   О кино-ляпах я уже писал. Или где-то упоминал. Сейчас их стало больше. В советское время они вызывали недоумение - ведь в титрах указывали имена консультантов. Однако, судя по всему, даже очень известные у нас режиссеры допускали ляпы, заметные лишь знатокам - любителям истории. В недавнем фильме о генерале Пепеляеве, где его войска освободили небольшой городок, и он требует у уцелевших при большевиках купцов одеть и накормить своих солдат, генерала играет один из самых наших молодых и красивых артистов. В то время, когда известно, что генерал Пепеляев, будучи самым молодым генералом Белого движения, имел внешность сорокапятилетнего мужика, и грубый и буйный нрав. Тут прием режиссера вполне понятен - красивый генерал введен для придания фильму большей очаровательности. А вот у Эльдара Рязанова, в чьем таланте автор ничуть не сомневается, в фильме "Гусарская баллада" есть эпизод, где гусары пьют вино на отдыхе, и к ним заявляется молодой корнет - героиня фильма. Дело в том, что во время Отечественной войны 1812 года в России было 14 гусарских полков. Они имели разные названия и каждый свою форму. Гродненские гусары, павловские гусары, ахтырские,и т.д. В фильме гусары одеты в форму разных полков для красоты - на самом деле они никак не могли собраться на этом биваке вместе, поскольку каждый полк этой лёгкой кавалерии имел свою дислокацию. Иначе говоря, гусары все должны были быть в этом эпизоде в одинаковой форме, а там только поручик Ржевский щеголяет в голубом с жёлтым мундире Мариупольского полка, остальные гусары - кто в красной форме лейб-гвардии гусарского полка, кто в светлом мундире совершенно другой воинской части. Но самый главный ляп этого эпизода впереди. Часть текста в фильме приводится в стихах, а то и старомодным ямбом, и поручик Ржевский со знанием дела говорит корнету: "Мундир на вас, я вижу, павлоградский!" Между тем, корнет одет в мундир Сумского гусарского полка. Как-то в журнале "Наука и жизнь" на задней обложке приводились рисунки гусарской формы всех 14 полков того времени. Ну, ладно, проедем - Рязанов в те годы был ещё молодым режиссером, а его костюмеры толком не разобрались, хотя материалов о войне с Наполеоном и в то время хватало.

   Чего это наш милейший "мохнатый шмель" Никита Михалков подкачал? В фильме "Сибирский цирюльник" на Масленицу вся Москва у него объедается блинами с красной икрой. С красной! В то время железной дороги до Владивостока и даже до Хабаровска просто не существовало. Значит, не могло быть и столько красной икры. Конечно, в Москве красную лососевую икру знали и ели. Она привозилась, как и семга, из Архангельска и тех мест, где позже появился Мурманск, с Печоры, да и из других мест. Но не в таком количестве! Во времена Александра Третьего, которого играет сам Михалков, вдоволь было черной икры - паюсной, сычужной и зернистой. Она была разных сортов, в том числе и дешевых, доступных для простонародья, и позволить себе на Пасху блины с черной икрой могли очень многие. И это скрупулезный Михалков, который на просмотре эпизода какого-то чужого фильма говорит режиссеру в тот момент, когда на экране главный герой льёт в фужер из бутылки с надписью "Водка" обычную минеральную воду:

- Этот кадр не пойдет! Видишь - пузырьки от газа идут? В водке таких пузырьков быть не может!

  Любимого мною и очень популярного в СССР писателя Валентина Пикуля часто обвиняли в том, что он в своих произведениях не опирается на достоверные научные данные, и берется писать на исторические темы, не имея специального образования. Из зависти к его популярности, наверное. Пикуль имел обширную библиотеку, писал о забытых и малоизученных исторических фактах, и материалов у него хватало. Но вот компьютера не было, как не было тогда и многих словарей, поясняющих значение старинных фраз, слов и выражений. Отсюда у него в романе "Фаворит" светлейший князь Потемкин открывает бутылку кислых щей, и плети капусты летят в потолок, как вино из бутылки шампанского. Простим ему. Пикуль не знал, что кислые щи, которые на самом деле были сильно газированные, делали отнюдь не из кислой капусты. В то время так называли квас в бутылках очень хорошего качества, и никакой капусты там просто не могло быть.

  Про эпизод "психической атаки" каппелевцев в фильме "Чапаев" написано достаточно много. Очень многие знатоки и любители истории сразу заметили, что форма на офицерах совсем не каппелевская, а представляет собой гибрид разных армий Белого движения. Все эти черепа на повязках и даже на фуражках имели совсем другое значение, и изображение мертвой головы носили даже на папахах в некоторых войсках ещё в XVIII веке. Череп, как и у более поздних гитлеровских войск СС означал, что эти люди готовы пасть костями за свою страну и свои убеждения. Но хочется добавить, что "психические атаки" добровольцев генерала Каппеля были не столько бравадой и презрением к смерти, как это может показаться. На самом деле у каппелевцев в 1919 году было так плохо с патронами, что стрелять было почти нечем, и боеприпасы берегли для более ближнего боя.

   Фильмы о Великой Отечественной войне грешат частым использованием в кадрах гитлеровцами автоматов, из которых они буквально поливают свинцом пространство. Более ранние советские фильмы, снятые ещё в черно-белом свете, более достоверны. Вглядитесь в кадры: немецкие солдаты там вооружены карабинами с примкнутыми к ним широкими штыками. Это значительно позже производство автоматов было поставлено в Германии на поток - когда стало ясно, что блиц-криг не удался, нужны теплое обмундирование, окопные и блиндажные печи, и что война затягивается надолго. В начале войны на роту фрицев было положено всего три (!!!) автомата "МР-40", все остальные солдаты Вермахта имели карабины и винтовки. У нас же в фильмах все немцы поголовно вооружены автоматами. Да, это оружие ближнего боя, и стрельба от бедра была рассчитана больше на психологический эффект - рой пуль вызывал ощущение, что стреляет множество пулеметов, и создавал панику. Ошибка нашей прессы и в том, что многие годы в кино и литературе автомат "МР-40" упорно именуют "шмайсером". Слышал бы это сам Шмайсер, одно время работавший конструктором-оружейником в Советском Союзе! Он на самом деле работал над созданием новых автоматов и пулеметов, но на более ранней стадии создания германского автоматического оружия, и его автоматы назывались "МР-18" и "МР-28", а сами немецкие солдаты называли "шмайсером" пулемет его конструкции.

  Поехали дальше. Сейчас модно стало переписывать всю историю. Контроля за этим никакого нет, поэтому стараются, кто во что горазд. Я не буду здесь говорить об "историках" Украины, это вообще искажение всей истории. Но от Украины давно уже не отстают другие страны. Скажем, во Франции детей в школах учат, что это их страна, оказывается, выиграла войну с Германией. Вот так. Были и эскадрилья "Нормандия-Неман", и Сопротивление, в котором активно участвовали патриоты Франции, но саму войну в 1940 году Франция позорно быстро и бездарно проиграла. Немногие уже помнят, что до образования ГДР и ФРГ Германия четыре года была разделена на четыре оккупационные зоны - советскую (СВАГ - Советская военная администрация Германии), зону США, Великобритании и Франции. Все эти годы шла демилитаризация страны - демонтаж, уничтожение и вывоз всей военной промышленности Германии, награбленных ею ценностей, материальных ресурсов и заводов самой Германии. И сами немцы были несказанно удивлены и даже обижены, что Франция, которую они так молниеносно разгромили, вошла в четверку стран-победителей, получила свою оккупационную зону, и вдоволь натешилась над бошами, получив свою изрядную долю репараций. И это Франция - из которой Германия сделала свой курорт и большой бордель, где некоторые француженки встречали гитлеровцев цветами и отдыхали с ними на морских пляжах! Об этом сохранилась подробная кинохроника, снятая самими немцами.

   Ну, ладно. Вот и российскую историю нынче некоторые наши авторы взялись переписывать так, что Костомаров, Карамзин, Соловьев, да и советские писатели-историки, порой писавшие так, как это требовали компетентные органы, взвыли бы от досады и негодования. Положим, с варягами, пришедшими править на Русь, почти разобрались. Это были не только варяги, но и балтийские славяне с острова Буян (он же Руян), давно смешавшиеся с жителями Дании и Скандинавии, и вытесненные с Балтики германскими завоевателями. Ведь и Берлин был когда-то славянской деревушкой. Остались на размытом острове Буяне, так часто ранее упоминавшемся в русских сказках, лишь развалины древнего языческого славянского капища, а сам славный город исчез под водой. И с Куликовым полем, на котором в древности произошла знаменитая битва, тоже почти разобрались. Я ещё много лет тому назад прочитал, что мощи иноков-богатырей Осляби и Пересвета сохранились в небольшой церкви на окраине Москвы, где в советское время выстроили заводские корпуса. И сразу тогда подумал, мол, чего это тела простых иноков, хоть и богатырей, не предали земле на поле битвы, а повезли до самой Москвы? Возили, порой, в те годы, павших князей и ханов очень далеко, залив их в гробу мёдом. Но не простых монахов, имена которых сгинули бы бесследно, если бы не были упомянуты в летописях. Как оказалось, Кулики, или Куликово поле и находилось под Москвой, что гораздо ближе к истине - ведь во время строительства под Москвой новых заводских корпусов и находили близ церкви с останками Осляби и Пересвета братские могилы с чужими и нашими войнами. Да так много, что в некоторых рвах скелеты лежали не в ряд, а стояли впритык, и были сильно порублены. Ошибка в истинном месте Куликова поля произошла лишь в XIX веке, когда некий помещик предположил, что знаменитая битва произошла на его землях под Тулой. Вон, мол, и поле так называется, и река Непрядва тут же, и даже лес, где сидел засадный полк воеводы Боброка, уцелел за сотни лет! Похоже на анекдот, но дело, товарищи, обстояло именно так. Возвели храм на предполагаемом месте битвы, памятный обелиск, но не нашли ни одной братской могилы, хотя местность прочесали очень основательно.

   Всё это смешно и грустно, и несмотря на яростное сопротивление немногих скептиков, правда восторжествовала. Вроде бы. Что касается исторических романов красноярского писателя Александра Бушкова, которого сейчас называют мэтром, то каждый волен читать их, или не читать. Бушков начинал с криминального чтива. Такого, где на каждой странице десять трупов. Тем не менее в лихие 90-ы на такую литературу был спрос, писал Бушков страшно много, издавался солидными тиражами, и имя себе сделал.Некоторые его книги были экранизированы, что еще больше способствовало популярности автора. Достигнув успеха, мэтр удалился от дел, и стал писать не детективы, а исторические романы, в свое удовольствие, и издающиеся в шикарных переплетах на отличной бумаге. От первых же его романов на тему истории России критики взвыли. Бушков начисто по своему переписал истории правления Екатерины Второй, создания Руси, распад Российской империи в 1917 году, и многие другие исторические факты. Читать его стало трудно. Всё шло вразрез с тем, что мы читали о истории России раньше.Наконец, на какой-то редкой встрече с читателями и любителями истории (Бушков не любит давать интервью и подобные встречи), мне удалось задать ему пару вопросов. Мол, почему вы раньше писали детективное чтиво, довольно пошлое, и почему вы в такой манере пишете сейчас свои исторические романы. Мэтр ответил довольно понятно. Бульварное чтиво, на которое к сожалению и сейчас падки многие читатели, дало ему имя, известность и деньги. Писал он по три-четыре детектива в год, как тот писатель в фильме "Великолепный", которого сыграл Бельмондо, и который был вынужден писать так, как требовал его издатель. Когда пишешь несколько книг в год, о качестве своей писанины не задумываешься. Лишь бы читатели покупали эти книги, а издательство вовремя и щедро платило гонорары. Вот так. Заработав себе на достойную жизнь, Бушков сел на свою любимую тему - исторические романы. Почему он так искажает известные исторические факты? А это он так по своему видит историю России. Хошь - читай, хошь - не читай. Дело хозяйское. И пошло. Фантазии современных авторов порой пугает обывателей. Слухи вырастают в легенды и, переложенные на бумагу и текст в Интернете, множатся и разрастаются в такие небылицы, что среди настоящих любителей истории сложилось твердое убеждение, что всё это неспроста. Нам опять пытаются заморочить голову тем, чего никогда не было. Ведь верят же уже новые молодые поколения украинцев в лабуду, что их предки выкопали Черное море, и создали целую плеяду талантливых ученых, полководцев и прочих деятелей во многих странах. Китайские императоры тоже верили, что все прочие страны являются их вассалами, и все эти европейцы, нагло лезущие в Поднебесную Империю с оружием, строительством морских портов и колоний, просто отбились от рук.
               
                *****

   Нельзя не упомянуть о статьях, посвященных таким событиям, как белоэмигранты Харбина или освобождение Одессы. До распада Союза о Харбине писали вскользь,почти не упоминая о репрессиях среди служащих КВЖД, которые начались гораздо раньше. В основном, это интересные статьи, посвященные китайскому городу с чисто российским укладом жизни, что делало его похожим на обломок Российской империи, где время, казалось, остановилось. Авторы подробно рассказывают о многочисленных военных формированиях, существовавших в Харбине, расколу Белого Движения, когда офицеры не пожелали примкнуть к атаману Семенову, и создавали различные Союзы, вплоть до монархических и фашистских. С захватом Харбина японцами, обстановка изменилась, часть россиян перебрались в Шанхай и на другие континенты, часть влилась в ряды Квантунской Армии. Ещё до высадки советского десанта в Харбине власть в городе взяли русские патриоты. Далее пишут о представителях РПЦ Харбина, совместном небывалом параде советских войск и белоэмигрантов в мундирах былых времен, оказании помощи населению.
 
   Всё верно. Но вдруг на фоне достоверных исторических событий очередной ляп, типа - "Вслед за воинами-освободителями Красной Армии в горд вошли войска (дивизия) "СМЕРШ", и начались повальные аресты.

   Ну, давайте уж, не путать Божий дар с яичницей. Свои дивизии имели органы НКВД, а не контрразведка "СМЕРШ". Откуда вообще взялись эти байки про фронтовую контрразведку", которая никакого отношения к репрессиям? От Солженицина? Да, в задачи "СМЕРШ" входила перлюстрация солдатских и офицерских писем, но вовсе не с целью выявления антисоветских настроений. "СМЕРШ" - не карательные органы, и многие из них погибли при ликвидации и задержании шпионов и диверсантов Абвера, в боях с "партизанами" "Вервольф", всякими, там, "лесными братьями" и бандеровцами. Да, они имели особые права, но не обладали карательными функциями, и никого не расстреливали. Неужели после выхода романа Владимира Богомолова "Момент истины" не стало ясно, чем занималась эта армейская контрразведка? Тем не менее, "СМЕРШ" то и дело выглядит в современной прозе и статьях чем-то вроде гестапо.

   Возможно, авторы просто не в курсе, что органов "СМЕРШ" было целых три. Лишь одна из них относилась к НКВД и подчинялась непосредственно Л.Берия. Армейская или фронтовая контрразведка "СМЕРШ" подчинялась Сталину, возглавлял её Абакумов. На флоте имелся свой "СМЕРШ", который подчинялся соответственно адмиралу Кузнецову. Ни один из этих органов не имел своих дивизий и войск. Это были отдельные оперативные группы, вроде той, о которой рассказывается в романе Богомолова. "СМЕРШ" мог искать в Харбине лиц, сотрудничавших с японцами и атаманом Семеновым, выявлять диверсантов и террористов, проверять жителей насчет связей с этими элементами. Но в репрессиях против белоэмигрантов и священнослужителей, не замешанных в диверсиях и связях с бандформированиями вины "СМЕРШ" нет. А диверсии были. Мало кому известно, что часть японцев из отрядов "100" и "101" успели заразить скот особо опасными инфекциями и выпустили на свободу десятки тысяч зараженных крыс, надеясь вызвать эпидемию. Это японцы. Белоэмигранты к 1945 году воевать со своими соотечественниками уже не желали.

   Город-герой Одесса, о котором в советское время писали о партизанах в подземных каменоломнях и зверствах врага в период оккупации, на самом деле отделался куда легче других городов. Его просто сдали, кинув войска на оборону Севастополя, и там не было сильных бомбежек и танковых сражений. Правили Одессой румыны, разрешившие торговлю, и управляли они так, что один из героев фильма "Ликвидация" вспоминает об этом с тоской. Правда, сильно пострадали евреи, и было много заложников, когда активизировалось подпольное и партизанское движение. Но это больше на совести сигуранцы и германского гестапо, а немцы в Одессе отдыхали в ресторанах, нежились на пляжах, и для них это был почти курорт.

   Парадокс состоит в том, что жителей Одессы, с цветами встречавших советских войнов-освободителей, поголовно прошерстили так, что каждый третий получил срок по определенной статье. Органы считали, что одесситы больно уж вольготно жили в оккупации, развлекая врага в ресторанах и кафе музыкой, постановками в театре, и при румынах не голодали, как в начале войны, когда наши при отступлении вывезли и уничтожили продовольственные склады, взорвали дамбу и затопили часть города, а привыкли к хорошим колониальным товарам. В целом, потери населения Одессы при оккупации и после неё были почти равны, но наши карательные органы сделали это в очень короткий срок. И опять обвиняют во всем "СМЕРШ".

   Не мешало бы снять ещё один сериал о том, как патриоты Одессы не дали взорвать исторические здания своего города оккупантам, как из Румынии возвращались в город у моря белоэмигранты, и как незадолго до сюжета фильма "Ликвидация" НКВД проверяла каждого одессита "на вшивость".   
 
 

   Автор не заканчивает этим статью, и постарается в ближайшее время дополнить её новыми курьезами.