Перекуём мечи на орала. Охота на слова

Александр Ерошкин
Начнём с такого яркого символа, как меч. По оценке Владимира Даля, МЕЧ  - холодное, ручное оружие древних и средних веков, что ныне шпага, сабля, палаш, шашка; при различной длине мечей, они были прямы и обоюдоостры.
Зорить огнём и мечом.
Рассечь узел мечом.
На что и меч, коли некого сечь.
Остёр меч, да некого сечь. Твой меч, моя голова. Покорной головы (или: повинную голову) и меч не сечёт.

Иначе говоря, МЕЧ – орудие войны. Но меч в войне справедливой становится символом принуждения врага к миру. Великая Отечественная война была для народов Советского Союза войной справедливой, и на четвёртый год Великой Победы в Восточном Берлине в Трептов-парке был сооружён величественный ансамбль-памятник воинам Советской Армии, цель которого олицетворять высокое благородство освободительной миссии советского народа в годы Второй мировой войны. Высокопарно, но иначе говорить нет смысла.

Ключевая фигура композиции - бронзовая скульптура «Воин-освободитель» (установлена 8 мая 1949 года) работы скульптора Евгения Викторовича Вучетича совместно с архитектором Яковом  Борисовичем Белопольским.

Дважды я был у подножия этого памятника. Мне очень нравился всегда этот солдат с прильнувшей к нему немецкой девочкой на руках, опустивший меч после того, как разрубил им фашистскую свастику. Яркие символы времени. Но расположение памятника мне не понравилось, может быть, потому,  что оба раза ярко светило солнце и лицо воина было затенено.   Фотографии на его фоне вышли слепыми.

В сентябре 2018 года мы с сыном приехали в подмосковный город Серпухов. Мне очень нравится этот древний город, сохранивший немало объектов старины. Я много раз был здесь, но рассмотреть город не удавалось: то похороны, то свадьба. В 1981 году я выиграл конкурс на замещение вакантной должности журналиста городской газеты, но не сложилось… С тех пор город много сделал по восстановлению памяти о прошлом. И для меня было неожиданностью  встретить  на территории мемориального комплекса Соборная гора знакомый силуэт памятника «Воин-освободитель». Я когда-то лазил по этим горам, но никакого комплекса тут не было, были пустыри и развалины храмов. А теперь такое великолепие. Но самое удивительное в том, что серпуховский воин с девочкой и мечом был вылеплен и отлит раньше основного, берлинского монумента. Это был  пробный вариант. И ещё удивительный факт: в руках у солдата не простой выдуманный скульптором меч. Он держит точную копию двухпудового меча, которым псковский князь Гавриил бил "псов-рыцарей". Удивило: нынешним богатырям такой меч вряд ли по силам.

В связи с победами над фашистской Германией и самурайской Японией была создана система социализма, шёл распад колониальной системы,  и появилось впечатление, что мир восторжествует и пора думать о разоружении. На этом фоне и вспомнили, что в Библии, в Ветхом Завете, в Книге пророка   Исайи (гл. 2, ст. 4) указано на то, что  многие племена…  «перекуют мечи свои  на орала, и копья свои - на серпы;  не поднимет народ  на народ меча, и не  будут более  учиться воевать».

Орала - это плуги, орать – пахать. Пахарь, оратай в поле, идущий за плугом,  похож на орла в небе…  Вспомним былинного Микулу Селяниновича. Яркие образы.

На волне разговоров о всеобщем и полном разоружении и мирном сосуществовании двух систем скульптор Евгений Вучечич, опираясь на  достаточно популярный в России фразеологизм «перековать мечи на орала», создаёт скульптуру, которая станет ярчайшим символом времени. Мускулистый кузнец и пахарь тяжелым молотом перековывает оружие в мирный плуг.

Эта скульптура в 1957 году стала подарком Советского Союза правительству США в знак дружбы, по сей день она  символизирует  мир и  находится у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.

При работе над этим образом скульптор Вучечич очень долго искал натурщика, и считается, что лепил Вучетич с олимпийского чемпиона по борьбе, киевлянина Бориса Гуревича. Ещё натурщиком называют студента московского физкультурного вуза, уроженца города Туапсе  Анатолия Маркова. А слухи доносят, что якобы позировал  сильнейший человек планеты, штангист  Юрий Власов, олимпийский чемпион (1960), серебряный призёр Игр (1964). 4-кратный чемпион мира (1959, 1961—1963). 6-кратный чемпион Европы (1959—1964; установивший 31 рекорд мира и 41 рекорд СССР (1957—1967). Но успехи Власова пришлись на годы, когда скульптура уже была сделана и автор был награжден серебряной медалью Совета Мира и получил Гран-при на выставке в Брюсселе.

Скульптор Евгений Вучетич - автор таких известных памятников как «Родина мать зовет» (Волгоград, Мамаев курган). О нём стоит сказать побольше, чтобы напомнить. Опираюсь на сведения из Википедии. 

Евге;ний Ви;кторович Вуче;тич (1908 - 1974) - советский скульптор-монументалист, педагог, профессор. Вице-президент Академии художеств СССР в 1970 - 1974 годах. Участник Великой Отечественной войны, подполковник в отставке.

Академик АХ СССР (1953; член-корреспондент 1947). Герой Социалистического Труда(1967). Народный художник СССР (1959). Лауреат Ленинской премии (1970) и пяти Сталинских премий (1946, 1947, 1948, 1949, 1950).

С самого раннего детства у Вучетича отчётливо проявилось художественное дарование, советская власть помогла ему получить социальную поддержку:  в 1926 году он поступил в Ростовскую художественную школу, а в 1931 - 1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (с 1932 года — ЛИЖСА имени И. Е. Репина, позже — в составе Всероссийской академии художеств в Ленинграде). Проходил повышение квалификации скульпторов под руководством Б. И. Яковлева.

С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил Золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже (1937) за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (работа 1936 года).
Вместе с архитектором В. А. Щуко скульптор работал в Ростове-на-Дону над проектом Драматического театра имени М. Горького, (1930—1936).

В  1935 году Вучетич  переехал в Москву, участвовал в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. В 1940 году был назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве – был такой уникальный проект на месте взорванного Храма Христа Спасителя.

С первых дней Великой Отечественной войны Вучетич добровольцем на фронте. К концу 1942 года стал капитаном. При штурме города Любань  контужен, а после излечения в марте 1943 года стал  военным художником в  Студии имени М. Б. Грекова в Москве, работал там до 1960 года.

В 1943 году Вучетич выполнил четыре портретных бюста полководцев прошлого: А. В. Суворова, М. И. Кутузова, знаменитого партизана Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова и генерала П. И. Багратиона. Созданные им образы нередко имели значение героического символа.

В октябре 1948 Вучетич был назначен главным скульптором ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставки). По сути он один из создателей стиля «сталинского классицизма», изваял целую галерею скульптурных портретов В. И. Ленина,  И. В. Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев труда.

Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения скульптор раскрывал тему подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Эдуард Асадов писал:

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…

И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.

В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.

А коли верх одерживали орды,
Прости, Россия, беды сыновей.
Когда бы не усобицы князей,
То как же ордам дали бы по мордам!

Но только подлость радовалась зря.
С богатырем недолговечны шутки:
Да, можно обмануть богатыря,
Но победить — вот это уже дудки!

Ведь это было так же бы смешно,
Как, скажем, биться с солнцем и луною.
Тому порукой — озеро Чудское,
Река Непрядва и Бородино.

И если тьмы тевтонцев иль Батыя
Нашли конец на родине моей,
То нынешняя гордая Россия
Стократ еще прекрасней и сильней!

И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой — города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!

И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!