В душу свою загляни

Николай Семенюк
   



  В ДУШУ СВОЮ ЗАГЛЯНИ

                «Перед тем как излить душу,
                убедитесь, что «сосуд» не протекает»
                Бернард Шоу


 Говорить о душе, как о чём- то само собой разумеющемся,  не просто. Наше понимание души основано на религиозных представлениях. Иногда мы просто говорим, что у каждого человека есть душа. Есть, вот и всё. Но некоторые допускают, что её нет. Тогда возникает вопрос: А почему мы так говорим?
  Душа не осязается и не видится. Во многих случаях не ощущается. И только на уровне рассудка мы начинаем воспринимать душу. Иногда упорно сопротивляемся этому интеллектуальному ощущению, ссылаясь на повседневный жизненный опыт. Иногда мы рьяно «доказываем»,  что душа есть, ссылаясь на веру. Во всех случаях, сколько человек себя помнит, споры о душе не утихают. Но о ней говорят. И даже в философии и науке употребляют термин – вечная субстанция. Вот в этом хотелось бы, и разобраться, а не отмахиваться рукой. При этом мы не будем доказывать существование души, у нас вопрос жизненный: Почему жизнедающее, самой жизнью не помнится, до рождения и после смерти? Почему не помнится в вечности?
   Обращаем внимание; не потому что не осознаётся, а не помниться. Дело в том, что память себя зависима от степени самосознания. А самосознание или осознание себя есть свойство души. Таким образом,  мы будем рассуждать в той или иной степени о самосознании. Но заметим сразу, что самосознание не определяется интеллектом однозначно как это принято думать. Интеллект указывает лишь на уровень разумности.
  Начнём с того,  что  одним из фундаментальных свойств нашей Вселенной является жизнь, как форма проявления материи. Это уже не оспоримо. Это закономерный процесс.
 Важным качеством жизни является осознание бытия и самой жизни. Это осознание происходит через умственную деятельность. Благодаря рассудку, одной из форм умственной деятельности,  жизнь, в облике человека, начала думать  о душе или осознавать её.

      И так, что нам уже известно. Первичное представление о душе нам даёт религия. Отметим сразу, что во всех случаях религиозных толкований задаются в основном свойства души.  Сущность души не раскрыта и в религии.  Сказано,  что душа это таинство Бога, и она ведома только Богу.
  В христианстве душа сотворена Богом.  Она  имеет начало и не имеет конца. Это противоречит нашему здравомыслию, так как мы знаем, что всё, что имеет начало, обязательно имеет конец. Но, тем не менее, для души это свойственно. Дело в том, что согласно  учению Кабалы души существовали до их создания, так как были мыслями у Бога. А мысли Бога, это Информация и она вечна.
  Мы обратим лишь внимание на то, что до создания душа не обладала волей, свободой выбора, умом  и индивидуальностью, а значит, не осознавала себя. Главное христианского учения о душе состоит в том, что в нём дана природа души – это Святой Дух.
  В Буддизме дано расплывчатое понятие  души,  как сознательного и бессознательного. Она способна делиться на элементы.
  В древнем Египте душе задана структура(!): Ка – жизненная сила или энергия, Ба – духовная сила или Дух, Ах – собственно душа, напоминающая астральное тело. Обратим сразу внимание на то, что энергия Ка, в этом случае, понимается не как энергия в научном смысле. Энергия животворящая не тождественна энергии материальной.  Это часто путают, но древние египтяне не знали такого абстрактного  понятия как энергия, с научной точки зрения.  Как видим и здесь задана природа души, но более структурирована.
   Заметим, что и в иудаизме душа тоже структурирована по качествам.
  В манихействе душа ассоциируется с сознанием. Отметим сразу, что и философия трактует душу как сознание. Наука пошла ещё дальше по пути материализации души, так как душа есть не что иное,  как осознание себя через психическую или мозговую деятельность. В данном случае имеем  иной  взгляд на  природу души. Но здесь возникает проблема в познании души. Именно проблема. Душа в этом случае есть обусловленное проявление и доступна в познании. А это значит, что она конечна. У человека появляется возможность познать тайну души до конца. В этом и есть проблема. Читателю стоит подумать над этим. Но в познании души видима только беспредельность.
  Сделаем некоторое отступление в анализе религиозного толкования души. Утверждать, что душа есть сознание не правомерно. Родившиеся младенцы не осознают себя, в среднем, до трёх лет или, как говорят, не помнят себя. Что же,  у них нет души до этого времени?  Иногда младенцы помнят себя в утробе матери, это достоверные факты. Многие помнят себя и в раннем младенчестве. Иногда взрослые люди забывают себя, даже целые промежутки собственной жизни. Но они живы. Тогда сознание  и осознание не есть душа, оно одно из свойств души. Оно подвержено изменению.
   Ещё одним характерным примером того, что сознание не есть душа может послужить фильм «Вспомнить всё» со  Шварценеггером.  Действительно, опыты подсказывают, что  память и сознание можно поменять и даже стереть. Но осознание своего «я»  остаётся прежним. Душа,  как основа жизни,  не меняется.
 Не даёт положительного ответа  и клонирование на то, что душа это психическое порождение мозговой деятельности.
  В Коране понятие души весьма расплывчатое.
  В спиритизме душа есть принцип жизни, и даже витальная душа.
  В шаманизме душа состоит из нескольких душ,  каждая из которых обладает своими свойствами.
  Мы не будем давать анализ понятия души и «я» в оккультных науках и эзотерике, так как цель у нас немного другая. Читатель сам может познакомиться с произведениями по данной тематике.
  Как видим и в религиях, и в эзотерике определиться с понятием души не так- то просто. В основном описываются её свойства.
  Во всех религиях в той или иной степени, душа подвержена реинкарнации. Даже в раннем христианстве упоминается о переселении душ.
  Отметим, что многие современные исследователи души преследуют одну и ту же цель, они пытаются определить природу души и делают это по- своему.  Они пытаются структурировать душу и задавать этим структурам качества или свойства. Они, в принципе, повторяют уже наработанное предыдущими цивилизациями, только на свой лад.  Вводят свою терминологию, отождествляют душу с сознанием,  отделяют от духа, расчленяют по свойствам, классифицируют, подменяют другими сущностями (ангелами, херувимами, серафимами)  и так далее. Этакая рутинность создаёт многослойность  в суждениях и не более. Конечно, дать чёткое определение и истинное знание о душе, задача не простая.
  Заметим, что попытки найти элементарные составляющие в  структуре  души, это то же самое, что пытаться найти элементарные частички вещества. В итоге возникает неопределённость в понимании. Учёные давно уже поняли бессмысленность таких попыток. Душа сама обладает свойством элементарности.
  Читателю напомним ещё раз, что  давать толкование белому или доказывать, что такое энергия, это трата времени. Кстати, ни один учёный не готов дать определение, что такое энергия. В общих чертах даётся абстрактное понятие, чтобы изучить фундаментальные свойства энергии. 
  Но самое главное,  в таких попытках нет ответа на  очень важный вопрос, который мы озвучим чуть позже.
  Душа уходит корнями в трансцендентность,  она исходит из безграничного или Абсолютной Истины и является вечной сущностью. Пытаться  дать исчерпывающее определение беспредельному не под силу интеллекту человека, так как он обусловлен. Об этом мы уже рассуждали в книге «Теорема об истине».

  Мы же выделим основные черты души,  если можно так выразиться. Это позволит нам определиться, в наших рассуждениях с основными вопросами,  на которые мы  акцентируем внимание.  В этом цель наших рассуждений.
  Итак, в основе души есть духовное начало, оно трансцендентно. Духовное начало находится в энергоинформационной оболочке. Она является связующим звеном духовного начала и материального мира. Душа создана Богом - является его мыслью, эманацией. Душа имеет начало и не имеет конца, она беспричинно - причинная. Душа, это субстанция, в которой можно выделить  её свойства или качества; жизненная сила, духовная сила и тонкое  или астральное тело. Другими словами, это животворящий Дух в энергоинформационной оболочке.  Душа обладает умом и сознанием, волей и правом выбора. Душа осознаёт свою индивидуальность, которая проявляется через осознание себя.  Это то же самое, что  самосознание  «я» или «эго».  Заметим, что свойство души «я» и духовное «Я» суть одна и та же. Собственное «я» это относительное восприятие духовного или истинного «Я». Это важно понимать.
   Многие верующие, приняв за основу религиозные догматы о душе, успокаивают своё сознание. Другие ищут дополнительные разъяснения через оккультные науки. Но существует ещё один вопрос,  на который ответ не найден. Суть его в следующем: Прошла целая вечность, а мы так и не можем понять душу. Или мы не так понимаем  жизнь? И почему душа не помнит себя на протяжении этой вечности? Или наше сознание не готово понять душу? Или не хватило вечности?
  Но нет, это уж слишком.  Вечность давно уже расставила бы всё на свои места. Возможно, что наше осознание души относительное. Все живые существа обусловленные, а значит, истинное понимание души всегда будет дополняться. Вот и наши рассуждения есть часть этих дополнений.

  Итак: Душа беспричинно – причинная субстанция.  Это абстрактное  понятия души, но оно имеет свой смысл. Суть нашего утверждения состоит в том, что беспричинность лежит в основе души - это Духовное начало Абсолютной Истины. Причинность состоит в том, что душа это замысел Бога, который проявляется в материальном мире.  А значит, душа имеет  причину и начало. Суть этого начала состоит в том, что душе дана свобода и воля и она воспринимает бытие, проецируя на себя. В этом то и скрыто осознание своего «я». Индивидуализация души, это отнюдь не отделение от Бога. Душа всегда пребывает в Абсолютной Истине, она всего лишь эманация Всевышнего или истечение. Отсюда, как следствие, Господь всегда знает «что твориться на душе» каждого живого существа.
  Заметим, что беспричинная -  причинность, как  дуализм, явление не вымышленное. Всем известен из школьного курса физики корпускулярно - волновой дуализм.  И очевидно, что это явление имеет более широкий спектр появления. А важность нашего определения в том, что в нём объединены трансцендентность с феноменальностью или бесконечное с конечным. Читателю стоит подумать над нашим определением понятия души.
  Отметим, что по нашему пониманию душа есть цельная субстанция. Цельность души состоит в том, что её разделение на две или три составляющих всегда оставляет её одной и той же, то есть не делимой.  Мы можем задавать структуру души для большего понимания её сущности, но это условное структурирование и не более.
  В книге «Теорема об истине» мы приводили пример,  как можно делить информацию, но она при этом остаётся всё той же.
  Вернёмся к этому примеру.
  Допустим, у вас есть один килограмм яблок. Сосед предложил вам поделиться с ним. Вы дали ему пол килограмма яблок. Теперь у вас и у него по пол килограмма яблок. Другой человек обладал информацией, как решить задачу. Его приятель попросил поделиться с ним этой информацией. Человек согласился. Теперь приятель стал обладателем информации, как решать задачу. Но что важно, эта информация осталась всё той же и у того человека который ей поделился с приятелем. Информация после деления осталась всё той же.
  Этим свойством обладает и душа. Подчёркиваем,  душа нематериальная,  как и информация и это её особое свойство. Она может находиться в одном, двух и более носителях или телах, но быть всё той же. Кстати этим объясняется раздвоение личности, вселение в тело нескольких душ или духов, а так же случаи когда человека могли видеть одновременно в нескольких местах.  Современные учёные объясняют это психическим заболеванием, но не всё так просто. Часть этих явлений никак не подпадает под классификацию психических заболеваний, медицина перед ними бессильна, а объяснений пока нет.

  Душа человека есть загадка для него самого и в то же время его сущность. Внимание к душе пристально как со стороны религии, так и со стороны науки. Научные воззрения на душу имеют одну особенность, её пытаются материализовать, даже проводятся опыты по взвешиванию души. Но это ошибочные представления о душе, так как всё материальное имеет начало и имеет конец и это противоречит религиозным учениям.
  Мы же обращаем  внимание на то, что душа это животворящий Дух в оболочке  информационно – энергетического  комплекса. Это её то и отличает от чистого Духа или духовного «Я». Энергетическая составляющая души необходима, так как в материальном мире душа должна иметь проводник – тело. Здесь уместно напомнить, что всякая информация, для её проявления и активации, должна иметь проводник или материальный носитель. В противном случае она будет «не видима» или непроявленная.
  Находясь в плоти, душа осознаваема в той или иной степени и сама способна осязать бытие. Даже после смерти душа ещё находится в оболочке  информационно – энергетического  комплекса. Эзотерики говорят об астральном или тонком теле. Именно это пытаются взвесить в опытах, но не чистую душу  или духовную Информацию. Чистая душа – это Дух. В этом суть духовного стремления в жизни, познать своё истинное «Я» - Дух. Достигшая вершин  в духовном совершенстве,  душа лишается материальной оболочки, она не есть часть материальной Вселенной, она есть Дух. Её нельзя разрушить – это Информация как качество Всевышнего. При этом нужно понять, что информация не может накапливать в себе информацию, это может делать оболочка информационно - энергетического комплекса   нашей обусловленной души. Следует обратить внимание на то, что Информация – Дух и просто информация не одно и то же. В этом суть развития души. Об этом мы рассуждали в книге «Теорема об истине».
  Лишившись энергетической оболочки (проявленной энергии) или жизни в физическом теле, душа – чистый Дух, духовное «Я»  способна находиться в океане Информационного поля, как в своей среде. При этом  быть везде,  всюду и всегда, так как для Информации нет времени и пространства в нашем понимании. Упрощённо это можно понимать так, душа возвратилась к своему Творцу.
  Во многих религиозных доктринах и писаниях духовное развитие представляется линейным процессом. Но это не совсем  так. Душа наделена свободой выбора и волей, а это во многих случаях приводит к отклонению от духовной направляющей. Процесс вечного существования души не обязательно линейный. Процесс духовного роста, циклы перерождений, проявлений с чистым листом памяти – это непредсказуемый процесс для души. Душа бесконечное число раз оказывается в сингулярности или неопределённости и снова начинает своё путешествие в определяемой бесконечности, строя свой порядок из хаоса, устанавливая информационные закономерности. В этом случае осознание, души как себя, претерпевает свои «взлёты» и «падения», вплоть до забвения.
  Теперь обратим внимание на душу с точки зрения осознания своего «я» или «эго». Именно с осознания себя мы начинаем понимать, что кроме тела как формы есть нечто другое. Это нечто другое не поддаётся описанию через форму, но оно позволяет ощущать, чувствовать и осознавать себя в бытие. Приходит понимание души.
  Душа отвечает за жизнь. Именно это является основополагающим в её понимании. Душа вечна, но осознание её вечности скрывается в другом. А именно в информации. Это нужно понять. Если душа (жизнь) выключена из поля информации, то и выключается осознание своего «я», а значит и жизни.  Нет, душа продолжает существовать, если можно так выразиться, но этого она (живая сущность) не ощущает. Уровень информации, в которую «погружена» душа, определяет степень осознанности её бытия.
  Таким образом, осознание определяет ощущение того, что «я» есть или того что мы существуем. Уже во многих опытах российских и американских космонавтов доказано, что если человека изолировать от информационного раздражителя, то постепенно теряется ощущение пространства, времени, кратковременной памяти и, в конечном итоге, осознания бытия. Заметим, что именно кратковременная память определяет  ощущение нашего бытия здесь и сейчас.
  При подобных экспериментах,  подопытные часто находились в глубокой депрессии и не могли вспомнить себя на определённом промежутке времени. Другими словами, они выключали своё осознание, хотя и продолжали жить.
  Конечно, всё можно списать на физиологические процессы, но это не совсем так. Физиологические процессы играют определённую роль, ведь мы начинаем жить в физическом теле и воспринимаем жизнь в материальном мире. Но физиологические процессы не прекращаются, а вот информационный доступ в опытах перекрыт. Именно с этого момента начинается растворение осознания своего «эго».
  Сознание определяется как психическое состояние живого организма,  выражающееся в субъективном переживании событий внешнего и внутреннего мира. Это философское определение сознания указывает нам на то, что сознание есть реакция на раздражитель. Всякий раздражитель есть разного уровня информация и реакция на неё будет тоже разно уровневая. Уровень сознания и осознания зависит от уровня развития организма и,  соответственно,  от уровня воспринимаемой информации. Наивысший уровень информации, в нашем понимании,  способен восприниматься организмом на интеллектуальном уровне.
  Мы увидим дальше, как уровень сознания и осознания влияют на наше понимание души.
  Таким образом,  душу мы осознаём через информацию, и это даёт нам повод говорить, что информация есть фундаментальное свойство бытия и души в том числе.

  Мы будем отождествлять душу и «я», поскольку душу мы осознаём через своё «эго».  Душа, находящаяся в абсолютной информационной изоляции,  не может осознавать, что она есть. Для осознания себя душа должна погружаться в поле информации. Тогда говорят об умственной деятельности души. Заметим, Ум есть качество души. Его условно делят на инстинктивный или животный. В этом случае информация воспринимается  на уровне инстинктов и физиологических процессов. Душа осознаёт себя на примитивном уровне.
  На интеллектуальный ум или рассудок. Он позволяет воспринимать информацию более высоких порядков. А в этом случае душа осознаёт себя на более высоком уровне. К такому уровню души относится и человеческая душа.
  Третий уровень деятельности ума есть духовный уровень – это всезнание,  всеведение  или озарение. О таком состоянии  осознания души как себя,  мы узнаём из религии и оккультных наук.
  Уровень развития сознания и осознания  своей духовности, своего духовного «Я» указывает на степень величия души.  В комментариях к  Бхагавад – Гите утверждается, что многие живые существа могут достигнуть очень высокого уровня развития души и даже приводят процентное соотношение, по сравнению с Абсолютной Истиной.  Заметим, что сравнивать безграничное в процентном соотношении, лишено смысла.  Речь должна идти об уровне осознания духовности «Я» и не более.
  Развитие сознания позволяет человеку осознавать степень проявления души. И эта степень проявления выражается через её свойства или качества, а  мы ощущаем это как уровень развития души.
  Ещё раз обратим внимание на роль сознания в осознании своего «эго». Когда речь заходит об эволюции, то с поля зрения выпадает эволюция сознания. Иногда говорят, что на определённом этапе у живой сущности появились сознание. Это ошибочное представление. Сознание, как свойство души, у живых сущностей присутствует всегда. Оно подвержено эволюции и даже инволюции. Различные стадии его эволюции и дают живому существу различные ощущения своего «я». При этом душа всегда всё та же, цельная. Живая сущность, в зависимости от уровня эволюции сознания, по разному ощущает своё «я» и в разной степени способна использовать свойства души. Можно сказать, что по-разному ощущает качества души как самого себя.
   Если учесть, что  жизнь, разумная жизнь, не единична во Вселенной, то говорить о случайности  возникновения жизни не имеет смысла. В данном случае,  это похоже на закономерность. Тогда жизненная форма или живая материя является фундаментальным свойством нашего материального мира. И эту закономерность Кто- то задаёт.  В  данном случае закономерность указывает нам на ещё одно фундаментальное  свойство Вселенной – Информацию. Но если есть Информация, то должен быть и её Источник, обладающий как минимум интеллектом.
  Обращаем особое внимание на разумность жизни. Именно умственная деятельность, в данном случае интеллектуальная, способна полноценно функционировать в информационном поле. Вот почему мы так часто указываем на мозговую деятельность, как на причину сознания.  Но многочисленные опыты по глубокой медитации и молитве указывают на то, что сознание выходит за пределы физического опыта человека. Опыт тех, кто пережил клиническую смерть, и выход за пределы тела уже серьёзно исследуется учёными. Более того, учёные серьёзно говорят о том, что места памяти в мозге нет. Так к  пониманию души приходят и первые подтверждения.
   Конечно, всё это носит комплексный характер,  и отделять одно от другого не правильно при изучении души.  Вот почему мы акцентируем внимание на утверждении, что душа, как сущность,  есть Дух в энергоинформационной оболочке. Это одно из важных её качеств в материальном мире.
   Напомним, что в  данном случае энергия есть материальный носитель души. Мы говорим о проявлении души в материальном мире.  И снова обратим внимание на то, что когда современные учёные говорят об измерении  души  умирающего человека, то это отчасти так и не так. Учёные измерили или взвесили косвенным путём её материальный носитель – энергию и не больше того. Энергия поддаётся измерению. Душа нематериальна,  и её измерить нельзя. Даже если учёные научаться измерять её информационную составляющую, то они будут иметь дело только с сознанием души. Учёные,  кстати,  именно этим и заинтересованы. Ведь одна из главных задач современной науки, научиться переносить сознание с одного материального носителя на другой. Сознание, как информационная составляющая души, поддаётся оцифровке и его можно перенести как компьютерную  программу.  Душа оцифровке не подлежит,  и это учёные понимают.  Если бы душу можно было подвергнуть оцифровке, то это учёные уже сделали бы.  Но как оживить сознание?
  Допустимо, что активировать  сознание будет энергия носителя (компьютер). Мы сознательно говорим активировать, а не оживлять. Возможно,  учёные смогут искусственно синтезировать «я» и оно будет осознаваться на цифровом уровне синтезированным разумом. Но будет ли осознавать сознание своё «бывшее я »? Или это будет «другое я» с тем же сознанием. И самое главное, можно ли будет определить «подмену» души на « искусственную душу», если можно так выразиться.  Напомним, что в этом случае мощность искусственного интеллекта роли не играет.
  Мы склонны утверждать, что жизненную силу нельзя подменять энергией материального мира. Иначе всё было бы очень просто в определении души, но это не так,  как мы знаем. Душа, в таком случае, приобрела бы статус материальной и, как следствие, смертной. Этим мы ещё раз подчёркиваем, что душа не есть  сознание,  и энергия есть только её материальный носитель в нашем материальном мире.
  А  как быть с  истинной душой? Напомни, что Ка души по религиозным учениям древнего Египта есть жизненная сила.  По христианскому учению, это Дух животворящий.  А это значит, что «я» мёртвое без Духа животворящего. И вот в этом кроется проблема. Подменять жизненную силу Ка  или  Дух  животворящий,  простой электромагнитной энергией компьютера,  не получится.  Очевидно, что сознание будет  переноситься вместе с душой, но душа не зависима от экспериментаторов или учёные чего- то ещё не понимают. Более того, возможно это никогда не удастся, поскольку душа сущность от Бога и она не подвластна человеческому гению.
  Здесь мы обратим внимание читателя на то, что душа обладает активным началом, свободой выбора,  волей, умом и сознанием.  Высшая степень сознания, это осознание своего духовного «Я». Это следует из религиозных учений. Значит, душа может  не захотеть расставаться со своим уровнем  осознания  или осознанием своего «эго» и изъявит желание на «переселение» из одного тела в другое. В этом случае учёных может ждать успех.
  Информация к размышлению:
Следует  отметить, что душу всё таки можно принудительно покидать тело или свой энергоноситель  и, соответственно, переселяться из одного тела в другое, даже в искусственное. Грубым примером является убийство. Другим примером является экзорцизм  или изгнание духов. Он происходит против воли вселившихся духов (потерянных душ) в никуда и поэтому является таким пугающим и болезненным  процессом. Дух сопротивляется.
  Наука не признаёт экзорцизм. Иисус Христос изгнал злого духа (бесов) из тела бесноватого, в Геразе, в другое тело (свиней). Однако  анализ спора между наукой и религией, это не наша тема.
   И ещё следует отметить то, что осознанность души как себя и свобода выбора дают повод к такому парадоксу как «продать душу». В этом случае душа добровольно или принудительно  теряет свободу выбора и волю, она управляема.
  Душа не подвержена эволюции. Она совершенна изначально, она Дух, она часть Всевышнего.   А вот осознание души, как себя,  подвержено эволюции, вот почему мы часто воспринимаем «разные» души, а иногда даже утверждаем, что животные не имеют души. В этом случае мы говорим об осознании души как себя и не более.
  Заметим, что все известные нам свойства души подвержены изменению и эволюции. Так свобода выбора и воля могут даже в течение  жизни быть ограниченными, угнетёнными, мало проявленными или широко развёрнутыми в своей потребности. И на эти изменения влияют как внешние факторы, так и внутренние. Внутренним фактором управляет желание. Если внешние факторы ограничивают свободу выбора и подавляют волю, то внутренние факторы изменяют силу воли и стремление к свободе  выбора.  В любом случае мы  имеем изменение свойств души.

  Как мы уже отмечали, душа не осознаёт себя вне информации. Можно сказать, что она не существует в этом случае. Но это лишь относительное предположение. Информация есть одно из качеств Абсолютной Истины, она трансцендентна. Её источник Всевышний. Отсюда, как следствие,  душа не может быть без Господа. Он её источник. В этом вечность души. Хотим мы этого или не хотим, но в этом случае наши рассуждения совпадают с религиозными писаниями о душе.
  Мы приходим к пониманию души:
Душа сотворена, имеет начало и не имеет конца. Она нематериальна;
Душа, это беспричинно – причинная субстанция;
Душа есть цельная субстанция,  и она  обладает свойством элементарности;
Основа души, её природа, это  святой животворящий Дух. Он проявляется через свои качества или свойства:  Информацию, жизнь, ум, осознание «я», свободу выбора, волю  и так далее;
В материальном мире душа находится в энергоинформационной оболочке и проявляется через неё.  Эта оболочка осязаема через  тело, деятельность,  мышление или рассудок,  мораль,  нравственность, совесть,  речь,  энергию, тонкую материю и так далее;
«Я» души осознаётся расширенно или примитивно, в зависимости от информации, которую может душа воспринимать в данном теле.  Но оно,  истинное «Я», всегда одно и то же.
   В жизни душа умом, тоже свойством души, осознается через «я». В этом заключается фундаментальная суть проявления души.
  Душе, для её понимания, можно задавать структуру  безгранично.  Это всего лишь условное структурирование, позволяющее выразить словами душу, не поддающуюся выражению из-за слабости слова.