День памяти

Александр Фирдман
Накануне синоптики обещали ураган с дождём, но, словно преклоняясь пред силой скорби, природа отступила на два часа.
Огромное количество людей, желающих отдать  дань родным, близким, друзьям, невинно замученных нацистами, уже за час до начала митинга толпились в ожидании торжественной минуты открытия. Нетерпение переполняло души, а люди всё подходили и подходили.
Вдруг все обратили взоры на автобуc, прибывший из Нью – Йорка. Из него медленно выходили люди пожилого возраста, несущие в руках транспаранты, которые пестрели названиями: «Бухенвальд», «Требянка», «Бабий Яр», «Хатынь», «Гетто Одессы», «Гетто Львова», «Гетто Харькова»... Это они, случайно уцелевшие. Те, кому Бог помог выйти из ада живыми во имя того, чтобы они могли жить, строить, рожать, сочинять и этим самым прославлять свой вечный, мудрый и талантливый народ.
Стали раздаваться оклики имён. Люди узнавали друг друга. Встречи, встречи, встречи! Встретились те, кто уцелел.
Филадельфийцы, плача, обнимались с гостями из Нью – Йорка. В глазах были слёзы, а в руках горевшие свечи, символизирующие протест против всего того, что они пережили в прошлом.
Траурная музыка, стихи о нашей вечной боли, поминальный кадиш, сказанный рабаями Марком Зархом и Соломоном Айзиксоном, представители Американской гвардии с национальными флагами США, застывшие в скорбном молчании в дань уважения к памяти замученных в фашистских застенках.
Скорбно? Да, скорбно.
Грандиозно? Да, грандиозно.
В дальних рядах я заметил небольшую группу американцев со слезами на глазах, понимащих происходящее только по жестам и движениям. А разве нужно было что - то объяснять?!
Мне захотелось обратиться к Всевышнему и я подумал: «Боже милосердный наш! Будь защитой Твоему многострадальному народу, не дай геноциду повториться вновь!»
Ведь в мире ещё не перевелась фашистская чума. Она, как гидра, своими щупальцами притягивает к себе всякое отребье -  извергов рода человеческого.
Ещё в моде у многих мундиры со свастикой и отличиями СС. Сегодня это бравада, завтра - это явь.
Ведь история может повториться. Сегодня швейцарские и немецкие банкиры хотят откупиться ничтожными крохами за помощь «оголтелому шизофренику», завтра (вполне вероятно) начнут субсидировать новый геноцид. Как же помешать, предотвратить, не допустить?!
Конечно же, терпением и любовью друг к другу.
Пока мы любим друг друга – Бог любит нас. Пока мы помогаем друг другу – Бог помогает нам.
Люди! Зажгите огонь в своих душах. Вы это можете!
 
               ***               
Зажги свечу в своей душе
               
И пусть горит неутомимо,
               
И пусть печаль проходит мимо,
               
Зажги свечу в своей душе!
               
И пусть искра твоей души
               
Зажжёт вокруг другие свечи,
               
Сомкнём плотней  друг к другу плечи,
               
Зажги свечу в своей душе!
               
Есть кодекс жизни неприложный,
               
Ты утверди его в себе,
               
Борoться с Солнцем невозможно,
               
Зажги свечу в своей душе!
               
         Александр Фирдман  (журнал “Окно мир”, г. Филадельфия, США, 1999 год)



Йом ха-Шоа — национальный день памяти и траура в Израиле и за его пределами, установленный Кнессетом в 1951 году.  День, в который по всему миру вспоминаются евреи, ставшие жертвами нацизма во время Второй мировой войны.
По еврейскому каленларю День паяти жертв Холокоста - это 27 числа месяца Нисан. В этом, 2024 году, дата выпадает на 5 мая.
Истоки даты заложены с 19 апреля 1943 года, когда евреи, заключённые в Варшавском гетто нацистами,  подняли восстание.
Рассказу: «День памяти» в этом году исполнилось 25 лет, но его актуальность очевидна. И сегодня, я, дочь автора, обращаюсь к каждому из Вас и ко всем вместе, зашедшим на литературную  страницу моего отца и вслед за ним, не дожившим до сегодняшнего дня, призываю: 
«Люди! Зажгите огонь в своих душах. Вы это можете!»
               
                Мила Фирдман.