Камень сокровенный. Послесловие

Косолапов Сергей
  В феврале этого года вышла моя книга избранных стихов и прозы, названная по одному из последних моих рассказов - "Камень сокровенный". По этому случаю я и написал эту статью для одной из местных газет.

   КАМЕНЬ СОКРОВЕННЫЙ

    Послесловие

   «Камень сокровенный» это разноплановая книга – сборник избранной прозы и стихов за довольно длительный период времени. Несомненно, что в него по разным причинам не вошло все, что было написано за всю жизнь. Что-то из написанного так и осталось лишь на черновиках, что-то безвозвратно утеряно, что-то показалось мне не подлежащим публикации в этой книге.
Почему я решил ее так назвать?

  Во-первых, «Камень сокровенный» - это название одного из последних моих больших рассказов, с которым я был номинирован сайтом «Проза.ру», в номинации «Писатель 2018 года».
  Ну, а во-вторых, само по себе это название содержит то, что содержится в этой книге – тот сокровенный камень, тот мир, который я создал в своем воображении и на бумаге, излив его из глубин своей души.

  Замысел такой книги родился давно: собрать воедино, то, что написано в разные годы жизни – то, что еще нигде не публиковалось, то, что уже было опубликовано в газетах, литературных альманахах и сборниках, а также в книге «Однажды было лето», выпущенной литературным объединением «Заполярье» в 2012 году.

  Несколько слов о книге «Однажды было лето». С 2009 по 2011 годы я работал вахтовым методом в городе Нарьян-Мар. И вот там, благодаря участию знакомых, которые решили, что грех хоронить в столе свои произведения, я оказался в литературном объединении «Заполярье». Туда я представил свои рукописи, и через некоторое время был принят в это самое объединение, куда входили не только такие же писатели-любители, как и я, но даже и члены Союза писателей России. С этого времени я стал посещать заседания «Заполярья», участвовать в его работе, а также в работе «Литературного клуба» при окружной библиотеке Нарьян-Мара.

  К сожалению, моя основная работа в этом городе закончилась, и в конце 2011 года я покинул Нарьян-Мар и, хотя и был там еще несколько раз, но только лишь проездом. И вот год спустя после моего отъезда, в конце 2012 года литературное объединение «Заполярье» выпустило книгу, объединив в нее произведения двух авторов – меня и местного писателя Сергея Тарабукина, под общим названием «Однажды было лето» по одному из моих рассказов, вошедших в этот сборник. Причем, о выходе книги я узнал уже, когда она вышла из печати, что, конечно же, стало для меня большим сюрпризом и огромным подарком к моему 50-летнему юбилею. Большей частью рассказы, опубликованные в этой книге, вошли в сборник «Камень сокровенный».

  Надо еще добавить, что «Заполярье» публиковало мои произведения в литературных альманахах не только за 2012 год, но и за 2014 и 2015 года, когда меня уже несколько лет не было в Нарьян-Маре, за что им большое спасибо. Я всегда с особой теплотой вспоминаю дни, проведенные в этом заполярном городе.

  Теперь снова о книге «Камень сокровенный». Начнем со стихов.
  Писать свои первые стихи я пробовал еще в раннем детстве, лет в шесть-семь – небольшие, нескладные по рифме и размеру, но пробовал. Что этому поспособствовало – не знаю. Может то, что мама моя всю жизнь преподавала в школе русский язык и литературу, а может и то, что мне много в детстве читали вслух. Правда, грамоту я освоил довольно рано, и еще в детском саду сам читал маленькие детские книжки.
 
  Потом, уже в старших классах школы, я написал несколько стихов и даже песен для нашего ансамбля, в котором мы играли на праздничных концертах и танцах при местном Доме культуры. Что-то из этого мы исполнили, что-то так и осталось только на бумаге и в моей памяти. Ну, а позднее, я уже стал писать стихи, переписывая их в общую тетрадь в черной клеенчатой обложке. Отсюда и название одного из четырех сборников стихов, помещенных в книгу «Камень сокровенный» – «Из раннего. (Черная тетрадь)». К сожалению, как я уже говорил, не все написанное за долгие годы сохранилось. Тем дороже мне то, что осталось.

  Довольно большим оказался второй сборник стихов в этой книге – «Ямальский цикл». Здесь в-основном те стихи, которые я написал в Заполярье, работая на строительстве и обустройстве месторождений нефти и газа, но в большей части - на Ямальском газовом месторождении Бавоненково. Я написал тогда очень много стихов, а кроме этого закончил повесть «Лес дураков». Вечером, после тяжелой работы на морозе, я почти каждый день занимался литературным творчеством, находя в этом потребность души и получая от этого удовольствие.

  Третий сборник стихов книги охватывает период с 2008 по 2012 год. В это время я тоже работал в Заполярье, но в различных местах – нефтяное месторождение Южное Хыльчую (Ненецкий Автономный округ), Нарьян-Мар, газовое месторождение Пелятка (Красноярский край), Норильск и другие. Именно поэтому этот сборник и называется – «Другие берега».

  Четвертый сборник стихотворений «Когда тебе за пятьдесят» – это то, что написано в период с 2013 (когда мне исполнилось 50 лет) по декабрь 2018 года, когда уже версталась книга «Камень сокровенный». Конечно, как и в остальных сборниках, здесь далеко не все, что написано за эти годы, но то, что сохранилось, большей частью попало на страницы книги. Я не стал включать сюда свои многочисленные стихотворные рецензии и пародии, написанные мной на литературных сайтах, ибо без оригинала, на который они написаны, они в большинстве своем непонятны, а вкупе с ними сильно утяжеляют структуру книги, получившуюся и без того довольно объемной.

  Теперь немного о прозе.
  Надо сказать, что, хотя я с 2014 года являюсь членом Российского союза писателей, писателем я себя по большому счету не чувствую, то есть я не ремесленник в этом смысле слова. Я не зарабатываю этим на жизнь, я не пишу только для того, чтобы писать что-то каждый день. Но если принять все же условно, что я писатель – то поэтом я себя чувствую чуть меньше, чем прозаик. Может быть, поэтому в книге большую часть занимает проза. В этой книге больше тридцати рассказов и две повести. Они очень разные. Когда меня спрашивают, о чем они, я не могу рассказать в двух словах. Для этого надо рассказывать о каждом произведении в отдельности. Остановлюсь лишь на некоторых из них.
Первый рассказ в книге – «Вершина» датирован далеким 1990 годом. Я написал его в свое время для журнала «Экология». Честно говоря, я думал, что этот рассказ давно утерян вместе с другими более ранними рассказами, но несколько лет назад случайно обнаружил, перебирая свои бумаги, несколько пожелтевших, истертых на сгибах, листков, на которых и был напечатан этот рассказ, причем еще на пишущей машинке. Я не стал его править и, хотя кому-то может быть, он покажется несовершенным, решил включить его в книгу. Со времени написания этого рассказа прошло уже двадцать восемь лет, а актуальность его и основная тема – ухудшающаяся экологическая обстановка на нашей планете - только возрастает.

  «Лес дураков» - это самое мое трудно рождённое «дитя». Я писал его лет десять, а то и больше. Писал, откладывал на годы, опять писал, выкидывал лишние главы, утяжеляющие конструкцию и тормозящие ход повествования, и снова переписывал, и переделывал. В результате получилось то, что получилось – маленьая философская повесть с элементами фантастики. Некоторые из читателей говорят, что это лучшее, что я написал. Возможно. Впрочем, на вкус и цвет, как известно, товарищей нет. Для меня же самого «Лес дураков» остается самым глубоким моим произведением.
  Когда еще эта повесть была только закончена и нигде не опубликована, я дал ее почитать товарищам по работе на Севере. Интересная была реакция: один из них настойчиво допытывался, где живет такой дед Игнатьич – охотник, и как с ним можно встретиться, второй очень хотел узнать встретились ли все-таки Катя и Корсаков, и никто из них не верил, что повесть эта просто выдумана мной, и не имеет под собой реальных событий.

  Еще более показателен в этом отношении рассказ «Однажды было лето». Дело в том, что описание школы и села, в котором происходит часть событий рассказа, написаны мной по воспоминаниям своей школьной поры и замечательного села Усть-Вымь, в котором я вырос, и где в 2020 году будут справлять его 640-летие. Несмотря на то, что я сделал в начале рассказа приписку, что «все события выдуманы автором», одноклассники до сих пор ищут в персонажах себя самих, одолевая меня одним вопросом – «а где тут я?» Впрочем они правы, рассказ получился немного автобиографичным.

  В отличие от «Леса дураков» рассказ «Простые числа» я написал за несколько часов в вагоне поезда. Может быть, от этого рассказ получился очень легким и живым. Это я к тому, насколько разнятся рассказы по сроку написания. Бывает, что пишешь не отываясь по нескольку часов или дней, а бывает, что и нескольких лет не хватает.

  Ну, и несколько слов о повести «Я никогда не стану космонавтом». Эта повесть – самая объемная в книге и написана мной как раз перед началом формирования книги в декабре 2018 года. Я не стал выкладывать ее на литературных сайтах, как это делал с большинством своих произведений и, таким образом, прочесть ее можно только в  сборнике «Камень сокровенный». Для меня новизна написания этой повести состоит в том, что я впервые написал произведение от первого лица, что, несомненно, показалось мне труднее, но интереснее в работе. Вообще, если сказать в двух словах об этой повести – это рассказ молодого человека, прошедшего в солдатских сапогах Афган, мечтавшего в детстве стать космонавтом, но по воле судьбы ставшим киллером. Я избежал в этой повести жестоких сцен насилия, более того - разбавил повествование юмором, поэтому у меня получился несколько ироничный боевик по стилю изложения, но серьезный по его содержанию.

  Я думаю, здесь незачем подробно писать про все рассказы, вошедшие в книгу Их можно условно разделить на несколько категорий: юмористические, рассказы с элементами фантастики (но не научной – замороченной незнакомыми заумными терминами, а так сказать «бытовой»), драматические рассказы и трагедии, сказки для взрослых, автобиографические произведения и немного публицистики.
Вообще, я не люблю писать однотипные рассказы, это неинтересно для меня, поэтому пишу всегда по-разному.

  В ходе работы над книгой, при ее верстке образовалось несколько свободных страниц, которые потребовалось срочно заполнить. Так в книге, помимо вышеперечисленных повестей и рассказов, появились «Миниатюры из жизни» - маленькие истории, произошедшие со мной или моими знакомыми в различное время. Вообще, их написано довольно много, больше двух десятков, но здесь нашлось место только для девяти таких миниатюр. Честно говоря, их и не было в первоначальном плане включаемых в книгу произведений.

  Не стал я включать сюда и рецензии на фильмы, которые я пишу для сайта «Кинопоиск». Дело в том, что эти рецензии носят больше познавательный, информативный характер о том или ином фильме, показывают мое отношение к фильму с точки зрения зрителя и критика, но не представляют, как мне кажется, интереса, как литературные произведения.
 
  Часто меня спрашивают о моих дальнейших творческих планах. Если честно – у меня их нет. Я не планирую написать что-то сегодня, через месяц или год. На сегодняшний день начаты две повести – «Королева» (повесть о первой любви) и «Обычная история» (повесть о судьбах мальчишек военной поры), но когда я их допишу - не знаю. Возможно, будут еще какие-то новые идеи, но пока я остановлюсь на этом.

март-апрель 2019 г.