Зверинец

Александр Шаламов
Дети вбежали со двора в дом и радостно крикнули: « Мама, папа! К нам зверинец приехал!»
– Миша, – сказала мама, – мне надо навестить бабушку в больнице, а ты поезжай с ребятами, пусть развлекутся…
Семейный «Жигулёнок» остановился на огромном загородном пустыре перед большими рекламными щитами. Зверинец дал о себе знать дикими звуками и тяжёлым запахом. Здесь было много машин и людей.
Шестилетняя Ирочка увидела на афише морду льва с раскрытой пастью, сжалась на заднем сиденье и не хотела выходить.
– Ириша, не бойся. Там звери в клетках, – стал уговаривать папа.
– Их кормят, они не голодные, нас не съедят, – весело поддержал отца двенадцатилетний Вадик.
– Папа, а ты её возьми на руки, – посоветовала восьмилетняя Светлана.
– Пойдёшь ко мне на руки? – спросил отец.
Ира отрицательно замотала головой и ещё больше сжалась.
– Ладно. Ты посидишь одна. Подождёшь нас. Хорошо? Мы вернёмся быстро.
– Я не хочу быстро, – возразил Вадик.
– Не оставим же мы нашу крошку на два часа! – ответил папа.
Тут раздался необычный резкий крик. Даже Света испугалась.
– Может, останешься с Ирой? – спросил папа.
– Нет, пойду с вами. Мне интересно узнать, кто это там так кричит.
– Ладно, идёмте! – отец захлопнул дверцы машины и помахал дочурке через тонированное стекло.
В зверинце было тесно от машин с клетками, больших и малых вольеров и толп посетителей. Вадик сразу прилип к вольеру с мартышками. А Светлана заинтересовалась пернатыми. Папу привлекли медведи, тигры, львы и волки.
Опять кто-то пронзительно закричал.
– Папа, это павлин! – пояснила подошедшая Света. – Идём, посмотришь на него.
Как только они подошли к вольеру, павлин тут же распустил веером огромный разноцветный хвост.
– Это он нас так приветствует! – радостно воскликнула дочка. – Какое удивительное зрелище! Жаль, Ирочка не видит.
– Да. Нам пора, – спохватился отец.
Подошёл сын:
– Папа, а какой длины шея у жирафа? – спросил он.
– Наверное, метра два.
– Па, а как они жирафа привезли? Он такой высокий!
– Трудно сказать. Видать, как-то его сложили.
– Шею с головой? Как это?! – удивился Вадим.
Но отец уже спешил к выходу.
– Па, где наша машина?! – воскликнул сын.
– Ой, куда же она подевалась?! – встревожилась и Светлана.
Стали смотреть по сторонам. Отец подбежал к джипу, что стоял неподалёку, и спросил у водителя, не видел ли он «Жигули»?
– Эвакуатор увёз. Ты не там свою тачку поставил. Мою тоже хотели погрузить, да я вовремя подоспел.
– Моя дочка там была! Они что, увезли её вместе с машиной?!
– Позвоните в ГАИ, узнайте…
Дома за обеденным столом Иришка рассказывала:
– Я уснула, а потом на нашу машину кто-то напал! Он схватил машину вместе со мной и куда-то потащил. Я от страха зажмурилась и спряталась внизу под сиденьем. Было так страшно, что я даже не плакала и не кричала.
– Надо было тебе с нами пойти, – сказал Вадик. – Там так всё было интересно!
– Ничего интересного, зверей держат в клетках, чтобы на этом хорошенько подзаработать – сердито заговорил отец. – Вы видели, как бедные медведь, тигр и лев слоняются по клетке туда-сюда, туда-сюда? Им нужен простор, естественная для них среда. И птицам тоже плохо! Им летать надо, а они скачут от одной перекладины к другой. Работники зверинца относятся к животным не по-людски!
– Михаил, ну что ты такое им говоришь?! – упрекнула жена.
– Погоди, не перебивай. Пусть знают. Это им полезно, – ответил отец, ещё больше распаляясь.
– Вы, дорогие мои, внимательно смотрите на тех, с кем общаетесь: кто –то может быть похож на хитрую лису, а кто-то и на змею. Это поможет вам уберечься от многих неприятностей. Вы же понимаете, что не зря появились сказки: «Теремок», «Лиса и Заяц» и другие. Они взяты из жизни. В них – мудрость, опыт поколений. Мы сказки должны воспринимать как учебники жизни.
Света спросила:
– Папа, что означает «волк в овечьей шкуре»?
– Это когда злой и жестокий человек  притворяется добрым и заботливым. Опасайтесь, дети, таких людей!
– А когда я без билета ехал в автобусе, кондукторша назвала меня «зайцем»! – весело вспомнил Вадик.
Мама тоже включилась в разговор:
– Ирочка – это наша белочка, Светочка – ласточка, а Вадик – он у нас благородный олень!
– А папа?
– Он же Михаил – вот пусть и будет мишей из мультика «Маша и медведь».
– А ты, мама, кто?
Папа улыбнулся:
– Наша мамочка – это наше солнышко!
Все рассмеялись…