Уединение и одиночество

Виктор Яхнес
 «Фальшивые, как фрэнды в Фейсбуке!» - это внук Григория на днях метафору выдал. Ему только 16, но в сетях он лет с десяти.
Не ботаник. Не интроверт. Ориентации правильной.

И я сказал Григорию: «Не паникуй! Твой внук не в одиночестве, он в уединении».

Григорий выразительно на меня посмотрел, и я понял: предстоит разбирательство – что есть «одиночество» и что есть «уединение».

Касательно причин одиночества консенсус у нас с Григорием нашёлся быстро: «я плохой» или же «они плохие».

По поводу позиции «я плохой» практикующие психологи ныне тоже практически единодушны: товарищ не знает, не понял или излишне категоричен на восприятие ритуала поведения социума.

 В том-то и есть, в сухом остатке, смысл соцсетей: там все такие – «плохие» поодиночке и с преувеличенным цензом в виртуальном сообществе.

Правда, «старожилы» соцсетей, типа внука Григория, достаточно быстро приходят к грустному выводу:  соцсети с их так называемыми «френдами» проблему одиночества никак не решают, и всё равно «я плохой».

Психологи в выражениях теперь более откровенны: «зависимость» от одиночества, ни больше, ни меньше.
С таким же муторным выходом из неё, как и из других, более явных и более известных зависимостей.

С диагнозом «они плохие» и того проще: не писай против ветра, говорят бывалые! Просто собери манатки и … как Ломоносов с обозом...

Рецепт от одиночества от Самюэла Джонсона простой, как клик на клаве: «Если вы бездельничаете, избегайте одиночества; если же одиноки – не бездельничайте!»

Только тут вот ведь какая засада…
Если тебе невмоготу быть с самим собой, то чего же ты ждёшь от других?!

«У меня богатый внутренний мир, поэтому мне не скучно быть одному», - успокаивал деда ветеран соцсетей.

Уединение – это привилегия…

Уединение, итожат психологи, - это твой осознанный выбор.
Это возможность остановиться, осмотреться и где-то даже и сориентироваться перед тем, как двинуться дальше.
 
Верующим проще…

Одиночество душу терзает, уединение успокаивает и исцеляет…

Одиночество – это туповатая по определению самоизоляция с непременным последующим самоедством.

Уединение – это покой и перезагрузка, если угодно.
«Психическая гигиена» по Мураками…

«Одиночество – это маниакально-депрессивный психоз, отягощённый мечтой о светлом будущем на фоне хронического безденежья», - убеждённо просвещал нас с дедом подкованный акселерат.

Если вовремя не нажил навыков в уединении, предупреждают психологи, вероятность одиночества повышается.
В таком разе в полосе одиночества уединение чревато…