О реализации генетического потенциала

Александр Бутюгин
От чего зависят наши способности и их реализация? Те, кто утверждает, что способности зависят от генов – правы. И есть современные научные исследования, которые подтверждают это. Несмотря на эти научные результаты, в Западных странах подобные утверждения не приветствуются.

Те, кто говорят, что способности зависят не от генов, отчасти также правы.

Те, кто утверждают, что новорожденные дети имеют одинаковые потенциальные возможности – одновременно правы и не правы.

 Как это может быть?

Все дело в генетическом аппарате. С одной стороны – это огромный массив информации за сотни миллионов лет эволюции. Это доказано нахождением в генах человека фрагментов генов ретровирусов, а также установленной генетической связи практически всех органов человека как с первичными микроорганизмами, так и с первыми многоклеточными. Метаморфозы человеческого (и иных) зародыша при развитии – подтверждают данный факт. Также в генах, по утверждению генетиков, содержится информация об условиях окружающей среды в процессе эволюции живого на Земле.

С другой стороны, генетический аппарат – это сложная многоуровневая программа, подобная компьютерной программе, которая реализуется с использованием генетической информации в конкретных условиях окружающей среды. Одна из самых главных подпрограмм отвечает за выживание. В экстремальных условиях ради выполнения этой подпрограммы будут отключаться иные, менее важные.

Проще всего это показать на примере роста и развития зерна.

Возьмем зерно суперэлитной репродукции, т.к. высшего качества, без генетических дефектов. Имеет очень высокий генетический потенциал, который может обеспечить наивысшую урожайность и качество.

Дадим это зерно 100 фермерам, которые проживают в различных регионах с различными почвенными и климатическими условиями. Кроме того, данные фермеры не одинаковы по своим «качествам» - они разного возраста, разного уровня компетентности (различного образования, имеют различный опыт в сельском хозяйстве, имеют свои предпочтения, наработанные лично или полученные от предков) по ведению сельского хозяйства.

В итоге, мы можем получить 100 различных результатов по урожайности. Там, где почвенно-климатические условия максимально благоприятны, а фермер наиболее компетентен –  урожайность будет близка к максимально возможной. В неблагоприятных условиях и при минимальной компетентности фермера получим минимальную урожайность.

Вывод: реализация генетического потенциала зависит от конкретных условий окружающей среды (в самом широком понимании).

Генетический аппарат человеческого зародыша содержит всю информацию и программу. И В ЭТОМ – ВСЕ ЗАРОДЫШИ И МЛАДЕНЦЫ ИМЕЮТ ОДИНАКОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ.

Но человеческий зародыш -  не идеальное суперэлитное зерно. В генетической программе зародыша содержится  информация и генетические дефекты родителей (точнее всех линий предков, которые передались ему). И ЭТО ДЕЛАЕТ ЗАРОДЫШИ, МЛАДЕНЦЕВ – НЕ ОДИНАКОВЫМИ.

Эти дефекты – не приговор. Они сработают только в определенных условиях.

Теоретически, если бы было 100 зародышей с абсолютно одинаковыми генетическими параметрами, а выращивание младенца и далее ребенка проводить в 100 различных условиях социальной (компетентность семьи, социально экономические условия и пр.) и окружающей среды, то также получим 100 разных результатов.