Счастливый человек

Татьяна Кочегарова
Он считал себя счастливейшим человеком, так как смог пройти войну от начала до конца и остаться в живых, не потерять близких – его жена и дети остались в живых, вернуться к мирной жизни. В фондах Моршанского историко-художественного музея в большой папке «Еремеев Иван Кузьмич», в числе прочих документов и свидетельств, есть тоненькая серая ученическая тетрадь с воспоминаниями ветерана.  Я, открыв эту простенькую обложку и прочитав первые строки, не остановилась, пока не прочла до последней точки. Ни один режиссёрский замысел самого интересного приключенческого фильма не сравнится с реальной жизнью. Можете спорить со мной и не соглашаться. Я же просто расскажу о судьбе и железной воле этого человека.


Еремеев Иван Кузьмич родился в 1907 году в деревне Появилово Холмского района, Великолукской области. Как сам он пишет, в семье крестьянина-середняка. С 1915 по 1918 год учился в начальной школе. В 1918 году, неизвестно, по рассуждению старших или по воле государства, переехал вместе с родителями в Томскую область, Канский уезд, посёлок Ново-Покровский. На новом месте в Сибири не успели толком обустроиться, мать и отец умерли от сыпного тифа. Ивану было в тот момент неполных 13 лет;  его дядя попытался взять на себя заботу о содержании сироты, но в силу возраста парнишка большей частью беспризорничал, своим ходом подался обратно в родные края. Неизвестно, как сложилась бы его жизнь, если бы он не устроился работать на лесопильный завод на ст. Мартисово, Октябрьской железной дороги. Там вступил в ряды ВЛКСМ и по комсомольской развёрстке был направлен учиться в школу крестьянской молодёжи в село Даниловское, Октябрьского района Великолукской области. Кормить его было некому, поэтому учился и подрабатывал одновременно, благо здоровье позволяло вкалывать в слесарно-кузнечной мастерской. В 1927 году поступил на рабфак при Ленинградском электро-техническом институте, окончив рабфак, поступил на основной факультет института. По партмобилизации, да было и такое понятие в 30-е годы прошлого века, призван в Советскую Армию и направлен учиться в Ленинградскую, а потом и Энгельскую школы лётчиков. Служба шла своим чередом: младший лётчик, старший лётчик, командир звена в 218 легко-бомбард.эскадрилье и 3-й разведывательной авиационной эскадрилье 3-й бригады особого назначения, звание лейтенанта. В 1936 году у лётчика Ивана Еремеева начались проблемы со здоровьем, сказались годы лишений. По состоянию здоровья он был отстранён от лётной работы и назначен начальником разведотдела 25-го истребительного авиационного полка. В 1939 году был переброшен в район Мурманска и в должности военкома эскадрильи принимал участие в войне с белофиннами.


Объявление начала войны с фашистской Германией застало Ивана Кузьмича в Молдавии, куда была переведена отдельная  корпусная разведывательная эскадрилья. Как и многие другие авиационные части СССР в это время эскадрилья была в стадии перевооружения. Старые самолёты Р-5 сдали в лётную школу и начали осваивать самолёт С-Б. В строю оставались лишь 6 экипажей самолётов связи ПО-2. На новых машинах С-Б лётчики, кроме двух человек из всей эскадрильи, ещё не летали. Не был готов аэродром. Поэтому на второй день войны пришлось передать эти самолёты бомбардировочному полку, который в первый день войны понёс огромные потери.


В силу непреодолимых обстоятельств большая эскадрилья, состоявшая из 16 боевых экипажей, осталась с  6 учебными самолётами ПО-2. ПО-2 к началу войны служил в основном для связи между своими частями и не имел приспособлений для подвески бомб. Нужно было приспосабливать эти учебные машины к военным условиям. Иван Кузьмич взял это на себя. Начал с боевых вылетов днём на разведку, потом перешёл на ночные вылеты на уничтожение живой силы врага. И это всё на ПО-2. Штурману приходилось ручные гранаты и мелкие осколочные бомбы набирать в кабину и во время полёта разбрасывать их в местах скопления фашистов вручную, через борт. Уже только одно это даёт понять, насколько опасны были подобные вылеты и тяжелы бои под Уманью. Командование дало приказ самолёты передать одной из пехотных дивизий для связи, а остальной состав эскадрильи отвести на формирование. Испытав горечь отхода через всю Украину, и потеряв надежду получить самолёты, Еремеев добился перевода в истребительный авиационный полк. С этим истребительным полком в первых числах ноября 1941 года он прибыл в Моршанск. Здесь Ивана Кузьмича назначают военкомом вновь сформированного 169-го истребительного авиационного полка, дают на вооружение новые самолёты ЛА-5. В итоге все лётчики его полка настолько хорошо освоили технику, что в ноябре 1942 года показали буквально чудеса мужества, отваги и лётного мастерства и заслужили наименование 63-го гвардейского истребительного полка. Иван Кузьмич в своих воспоминаниях хвалит командиров эскадрилий Федотова и Числова, командира полка Иванова, называя их великолепными лётчиками, они сбили не по одному десятку вражеских самолётов. Деятельность остальных лётчиков полка, сформированного в Моршанске, высоко была оценена Родиной. Большинство из них стали Героями Советского Союза, а писатель Борис Полевой в « Повести о настоящем человеке» пишет про этот полк, что говорит о многом. И.К. Еремеев внимательно следил за деятельностью и судьбой своего полка, но сам от него отстал. Его во время перебазирования полка настигла старая болячка, что неудивительно, зная, сколько сил и переживаний было вложено им в дело. Открылась язва желудка. Военком Еремеев срочно был направлен в центральный авиационный госпиталь, где ему экстренно была сделана сложная и тяжёлая операция, после чего врачи вынесли свой вердикт: годен к нестроевой работе в тылу. Как вы думаете, воспринял эту перспективу Иван Кузьмич? Он добился, чтобы его допустили к лётной работе на не скоростных самолётах. Мало того, чтобы быстрее попасть на фронт, согласился на назначение с понижением в должности с должности военкома полка на должность командира эскадрильи. Как сам Иван Кузьмич рассказывает: « И вот в августе 1943 года я принял у капитана (ему с одним глазом ночью летать было трудно) 1-ю эскадрилью 391 ночного легко-бомбардировочного полка 314 ночной бомбардировочной дивизии».


Не отрываясь, читаю тетрадь с его воспоминаниями. Не лгут всё-таки старые фильмы о войне, Иван Кузьмич пишет, что так всё примерно и было, из чернильных строчек появляются перед глазами живые герои. Принятая им эскадрилья, впрочем, как и весь полк, в основном состояла из безусых юнцов, только что окончивших школы и не имеющих опыта полётов ночью. Был несколько «стариков», имеющих опыт, но израненных и искалеченных, к опыту в придачу имеющих большие проблемы со здоровьем. Желание было у всех одно, горячее и искреннее, бить фашистов, поэтому за тренировочные полёты взялись рьяно и дружно, вылетали даже в такую погоду, когда делать этого не стоит; скоро эскадрилья стала ведущей в полку. Она прошла славный боевой путь от Великих Лук до Кёнигсберга. На своих «кукурузниках» (так, шутя, называли их самолёты наземные войска) лётчики участвовали в освобождении Белоруссии, Латвии, Литвы. В освобождении  городов – Витебска, Невеля, Полоцка, Шауляя, Риги и многих других  есть заслуга этих ребят. Они сражались при взятии Кёнигсберга и порта Пилау.  С сентября 1943 года и до победы экипажи эскадрильи провели свыше 2500 успешных боевых вылетов и при этом понесли минимальные потери. Только один Иван Кузьмич лично провёл более 200 боевых вылетов.


На своих «небесных тихоходах» лётчики эскадрильи Еремеева наносили бомбовые удары по живой силе противника, технике и огневым точкам врага на переднем крае фронта и в фашистском тылу, нередко им приходилось бомбить крупные, хорошо прикрытые зенитками и прожекторами цели, тогда приходилось ещё и обстреливать реактивными снарядами зенитные установки и прожектора. Им приходилось вести разведку и выполнять транспортные задачи, взаимодействовать с партизанами Белоруссии, доставлять продовольствие, забирать раненых. В газетной статье невозможно изложить не только жизненный путь героического человека, но и путь, проделанный  им за время войны. Так много событий,  и почти каждое из них – выдающееся, потрясающее воображение. Постараюсь в нескольких строках изложить боевую операцию в районе станции Езерище.
Фашистское командование подтянуло в район, где накануне был советскими войсками прорван фронт, свежую танковую дивизию. Лётчикам был дан приказ после трудового дня по доставке грузов нашим танкистам нанести бомбовый удар по танкам противника. С наступлением темноты начался поединок, продолжавшийся почти целую ночь. Советские лётчики выиграли этот, неравный, казалось бы, бой. Они вывели из строя 39 танков, уничтожили большое количество техники и живой силы врага. Ввести в действие свежую дивизию фашистам так и не удалось, а нашими войсками прорыв был расширен, и Витебская группировка немцев оказалась в полукольце. Наша дивизия в этом бою потеряла 2 экипажа,  несколько человек было ранено. По самолёту Еремеева в эту ночь было четыре прямых попадания из мелкокалиберной пушки, оказались разбитыми и повреждёнными жизненно важные органы самолёта, штурман получил семь осколочных ранений и потерял сознание. Ивану Кузьмичу чудом удалось довести до своего аэродрома плохо управляемый самолёт и посадить его.
До этого боя немцы называли наши самолёты «рус - фанера», а лётчиков, летавших на них считали штрафниками. Почему? Потому, что летали они исключительно без парашютов, но не из экономии или недостачи. Просто в кабине самолёта, предназначено для учебных полётов, элементарно не оставалось места для парашюта. Однако эти «штрафники» на «рус-фанере» не раз побеждали хвалёные «мессершмитты» и «юнкерсы». Так было поздней осенью 1943 года, когда на тыловой аэродром Улла, юго-западнее Витебска приземлилось 3 полка фашистских самолётов. За ночь нашими лётчиками было уничтожено 25 новых, ещё не бывавших в боях, немецких самолётов, вспомогательной техники, живой силы врага.


К концу войны в эскадрилье Еремеева лётчиков, не награждённых, не было. Сам Иван Кузьмич имеет пять благодарностей от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина, за успешные боевые вылеты награждён тремя орденами и двумя медалями, были и другие награды. Была и мирная жизнь. После войны Иван Кузьмич местом жительства избрал наш с вами Моршанск, где проживал с женой Анной и сыновьями Волием, Борисом, Геннадием и Анатолием.


Рассказывать о  жизненном пути этого человека можно ещё и ещё: о том, как писал стихи жене в письмах с фронта; о том, как был представлен к награждению орденом Александра Невского, но документы затерялись; о том организовывал новое строительное училище в посёлке Большая Кашма…В числе прочих дел и должностей, в течение многих мирных лет,  Еремеев Иван Кузьмич был членом общественного Совета ветеранов историко-краеведческого музея. Пожалуй, на этом на сегодня всё. Светлая память человеку, ходившему по одним улицам с нами и жившему одной судьбой с нашей Родиной.
Т. Гуркова
член Союза журналистов России,
Моршанский историко-художественный музей
им. П.П. Иванова