Черная пятка
Вдруг вспомнил смешную и незначительную бывальщину, имевшую место в жизни нашего общества в начале пятидесятых годов. Думаю, что она вызовет улыбку хотя бы у некоторых читателей, что оправдает ее написание. Однако, надеюсь, что это воспоминание внесет еще один микроскопический штрих в картину жизни того времени
Общество начало отходить от военных тягот, и молодежь начинает заботиться о соответствии своего внешнего вида последнему крику моды, или как шутили "последнему писку моды". Об одном из эпизодов этой заботы я и расскажу. Все эти события происходили на фоне воспитательных усилий комсомольских и партийных организаций, которые считали, что молодые не должны думать о внешних украшениях, не уделять внимания каким-то бирюлькам, отвлекающих их от основной задачи обогащения своего внутреннего мира, направленного на построения коммунистического общества. Увлечение модными новинками, да еще, привезенными из-за рубежа, рассматривалось как вражеские происки запада.
Но совершенно неуправляемые и непонятные по сей день, законы моды не признают ни границ, ни, спускаемых сверху, циркуляров.
Так вдруг в продаже появились женские шелковые чулки с черной пяткой. То ли они появились по велению моды, то ли их появление создало эту моду. Во всяком случае, они оказались мечтой многих молодых женщин. Эти чулки моментально сметались с прилавка. Спрос со стороны молодежи был колоссальный. А поскольку эта мода пришла без указаний сверху, а наоборот, спонтанно возникла снизу, идеологические инстанции расценили это явление, как влияние на головы молодежи вредоносных сил и приняли их в штыки. В печати появились фельетоны, высмеивающие девушек увлеченных этой модой.
В 1950 году композитором И. Дунаевским и поэтом М. Матусовским была написана великолепная песня "Школьный вальс", в котором были строчки, обращенные к школьной учительнице –
Летят ночами звезным
Плывут морями грознымии
Любимые твои ученики.
В одной эстрадной пародии, исполнителям которой было поручено бороться с влиянием запада, пелось о том, что, не смотря на усилия наших учителей, находятся неустойчивые элементы с другими идеалами. И в этой пародии слова были изменены.
И вот над танцплощадкою
Сверкают черной пяткою
Любимые твои ученики.
И еще один анекдот на эту тему. Приехала из деревни семья колхозника. Зашли в магазин. Жена говорит мужу – мне нужно купить чулки, но они здесь все с черной пяткой. Муж успокаивает жену – Да ладно, в сапогах не видно, в них и сносишь.
Мода на "черную пятку" продержалась недолго. И, наверное, только я ее и помню, что говорит о моей злопамятности или просто памятливости. Впереди у борцов за советский моральный облик (советико облико морале) предстояла борьба не на жизнь, а на смерть со стилягами – так что скучно не было.
Например: однажды пришла мода рисовать на рубашках и штанах различные предметы, как раскрытый банан, надкусанное яблоко, сигара и подобное. Наши идеологи это приняли в штыки, а на западе наоборот, магазины заполнили аппликациями на прочной ткани, на которой профессионально изображали различные модные предметы. Сделаны они были художниками, стилистами и с высоким качеством. Но и эта мода канула в вечность.
Прошло 70 лет, каких только выкрутас не выделывала мода. И люди поняли, что чем меньше с ней борются, тем более легко и безболезненно она проходит.
Казалось бы, что может быть смешнее современной моды на разорванные джинсы. Так и хочется предложить девочке, а иногда и солидной даме, денежную помощь на покупку новых брюк. Но это никому не мешает, никакого вреда не приносит. И все спокойно к этому относятся. И эта мода улетит в "лету". И придет какая-нибудь новая. И все будет хорошо