Робер Кампен. Триптих Мероде

Алина Алексеева-Маркезин
Робер Кампен (Возможно его ученики)    ТРИПТИХ МЕРОДЕ  (1425-30) («Благовещение») , 1425-30, Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США.Дерево, масло. Центральная панель - 64,1 x 63,2, боковые - 64,5 x 27,3
       
       Алтарь назван по имени своего прежнего бельгийского обладателя графа Карла де Мероде, который стал владельцем этого триптиха, взяв в жены Марию Николеттуд Аренберг в 1848 году. Произведение хранит следы исправлений и добавлений, что до сих пор составляет предмет научных споров.

      Ранее нью-йоркский триптих считался одной из ранних работ Рогира ван дер Вейдена. В настоящее время его относят к группе картин, связанных с Флемальским мастером, обычно отождествляемым с Робером Кампеном.

     Алтарь состоит он из трех створок –левая створка изображает коленопреклонённых донаторов в саду, центральная панель — момент Благовещения Девы Марии в современной живописцу домашней обстановке, правая створка — Святого Иосифа с плотницкими инструментами.

     В произведении видны особенности искусства позднего Средневековья - яркие краски, некоторая условность изображения и отчасти уплощенное пространство, но оно уже принадлежит Возрождению: божественные персонажи, хоть и отделены от людей, но помещены с ними рядом, и Дева Мария, архангел Гавриил и Иосиф выглядят не менее реалистично, чем донаторы в левой створке.Основным нововведением Кампена является образ читающей Мадонны с распущенными волосами в бытовой обстановке, неоднократно использовавшийся впоследствии (например, в «Читающей Мадонне» Рогира ван дер Вейдена)

ЛЕВАЯ СВОРКА

      На левой створке триптиха изображены донаторы коленопреклонёнными и наблюдающими за Божественным событием в открытую дверь, отсутствующую, однако, на центральной панели. Возможно, подразумевается, что сцена происходит в доме самого донатора: вернувшийся хозяин узрел Благовещение в глубине своего дома и обращается к Деве с молитвой о создании собственной семьи.

 Дверь, ведущая в комнату и занимающая существенную часть створки, широко распахнута, что несколько нескромно даже по меркам середины XV столетия; не исключено, что она имеет чисто символический характер и означает, что донаторам открыт вход в райские врата.

    За донаторами у стены виден человек в нарядном костюме, предположительно, их слуга, также являющийся более поздним дополнением другого художника. Рядом с ним показан выход со двора, ведущий на мелко детализированную улицу.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    На картине запечатлён момент, когда отдыхающая Мария в красном платье (вместо более распространённого синего), поглощённая чтением часослова, ещё не замечает присутствия архангела Гавриила. Святой Дух в виде голубя на картине отсутствует, что крайне необычно для средневековых изображений Благовещения. Возможно, он представлен в дыме потухшей свечи на столе, так как по мнению некоторых богословов позднего средневековья Святой Дух спустился к апостолам в «дуновении ветра». Младенец Иисус с крестом в руках летит к Марии в солнечных лучах из окна слева, предвещая Непорочное зачатие.

   Белая лилия в тосканском глиняном кувшине на столе вместе с белым охровым полотенцем символизируют девственность и чистоту Девы Марии. Загадочные буквы из латинского и древнееврейского языков на кувшине некоторыми искусствоведами интерпретируются как подпись художника. На зелёном бархатном мешке лежит раскрытая иллюминированная рукопись с несколько потрёпанными страницами, что указывает на её частое чтение. Предполагали, что она символизирует идею картезианца Лудольфа Саксонского о ранней уединённой жизни Девы Марии со Священным Писанием в качестве единственного спутника.

      Сидящая на полу Мария символизирует смирение, книга со свитком на столе — Ветхий и Новый Завет, львы на подлокотниках скамьи — трон Мудрости Соломона (деталь, встречающаяся на многих других картинах, как религиозного, так и светского содержания, например, на «Портрете четы Арнольфини»), предметы гигиены на заднем плане — омовение рук священника во время мессы, а сама умывальница — как чистоту Девы, так и очищение во время христианского обряда крещения. Шестнадцать углов стола, символизирующего алтарь, могут указывать на число библейских пророков.


ПРАВАЯ СТВОРКА.

       На правой створке изображён Святой Иосиф с плотницкими инструментами, работающий над мышеловкой. Примечательно, что Мария с Иосифом, не состоявшие в браке на момент Благовещения, судя по всему живут вместе в одном доме. Значение святого на триптихе может быть трактовано как необходимость защиты центральной панели от дьявола.Мышеловка в данной трактовке предназначена для дьявола, приманкой которому служит плоть Христова — данную метафору неоднократно использовал Святой Августин. За окном комнаты Иосифа видна ещё одна мышеловка на фоне городского пейзажа со шпилями двух льежских церквей: Сен-Пьер и Сен-Круа.


     Заказчик триптиха- Питер Энгельбрехт, был богатым торговцем тканями из бельгийского города Мехелена (к слову, в средние века город разбогател и прославился именно благодаря своим текстильщикам). Интересно, что изначально на створке изображен был он один, так как триптих заказывался еще до его свадьбы, исследование в инфракрасных лучах, показало, что первую жену его, Гретхен Шринмерерс, Кампен дорисовал значительно позже.

   Если тщательно разглядывать алтарь, можно увидеть, как из круглого оконца слева летит к Марии крошечная фигурка младенца Христа, несущего крест. В этом небольшом триптихе вкратце излагается вся новозаветная история.