Пятки взад

Владимир Демьянов
   Начальник отдела по работе с личным составом капитан Петров нажал кнопку звонка для прохода на территорию следственного изолятора за сорок минут до начала рабочего дня. Вопреки обыкновению, автоматический замок входной двери не щёлкнул, зато открылась форточка в вестибюль и за ней показалась физиономия дежурного контролера.
- Товарищ капитан, к вам  посетитель. С шести утра беспокоит – просит впустить.
- Как впустить? Ещё рабочий день не начался!
- Вот вы ему это и объясните.
- А где он?
- Чемодан его вон, в углу стоит, а сам он вышел куда-то. Может быть покурить.
- Хорошо, разберусь.

   Капитан Петров бросил взгляд на чемодан. Поношенный, потёртый. Видимо, много лет уже этому чемодану. Сам Петров, будучи мальчишкой, ездил с таким в пионерский лагерь. Капитан вышел назад на улицу и увидел сидящего на скамейке мужчину, на которого ранее не обратил никакого внимания. Да и как обращать внимание, если практически каждый весенний день у следственного изолятора с пяти-шести часов утра толпятся мужчины и женщины с сумками и баулами для оформления передачи подследственным? Мужчина тоже не обратил внимания на офицера, вышедшего на крыльцо. Он сидел и не торопясь курил папиросу, вдыхая дым с какой-то философской значимостью. Одет он был просто: пиджак и брюки разного цвета, ворот зелёной рубашки расстегнут, под ней виднелся морской тельник. Пыльные полуботинки и грязноватая бежевая кепка довершали костюм посетителя. Темные волосы, усы без седины. «Не молодой уже, но и не старый ещё», - подумал Петров.
- Вы ко мне? – Обратился он к мужчине.
Посетитель не спеша поправил кепку, оценивающе посмотрел на офицера и произнес:
- Не знаю. Я на работу приехал устраиваться.
- Значит ко мне. У вас паспорт с собой есть?
- Имеется.
- Через полчаса, - Петров взглянул на часы, - зайдете в дверь, предъявите паспорт. Вам оформят пропуск. Дежурного я предупрежу. Затем поднимитесь на третий этаж в кабинет отдела кадров. Хорошо?
- А что же, сейчас никак нельзя?
- Сейчас нельзя. Заступающая дежурная смена меняет смену предыдущую. А вам нужно оформить пропуск, предъявить вещи к досмотру.
- Это что, меня обыскивать будут? – в голосе мужика прозвучала не то издёвка, не то обида.
- Не вас, а вещи в вашем чемодане. Их нужно предъявить к осмотру.
- Зачем?
- Как зачем? Порядок такой. А вдруг у вас в чемодане граната или пистолет?
- Шутите?
- Нет, не шучу. Буду ждать вас в своем кабинете в восемь часов, - с этими словами Петров развернулся и направился на свое рабочее место.

   В восемь часов и пять минут в кабинете Петрова раздался звонок внутреннего телефона. Звонил дежурный контролер.
- Товарищ капитан, спуститесь на вход.
- А что случилось?
- Мы заблокировали движение. Посетитель сказал, что у него в чемодане граната и пистолет. Если он начнёт чемодан открывать, мы его расстреляем.
- Сейчас буду! – Петров бросил трубку и побежал вниз.

   Внизу, между двумя решётками входного шлюза стоял утренний посетитель.
- Товарищ офицер! Чего они? Я же пошутил!
- Здесь не место для шуток! Откройте решётку, я войду, - обратился Петров к дежурному. – А вы, - он указа пальцем на шуточного террориста, - положите чемодан на смотровой стол.
- Пожалуйста, - мужик выполнил просьбу.
- Так, теперь откройте замки и поднимите крышку.
И это было выполнено посетителем беспрекословно. Капитан Петров увидел в чемодане обычные бытовые вещи.
- Выкладывайте вещи из чемодана на стол.
Мужик начал вытаскивать одежду, тапки, трусы, бритву и ещё много всякой всячины.
- Достаточно. – Петров убедился, что оружия в чемодане нет, хотя и заранее об этом догадывался. – Дежурный, оформляйте пропуск.
- А может….
- Нет, я заберу посетителя с собой, а по окончании беседы провожу назад.

   Пока контролер выписывал пропуск, Петров думал о том, что этот незатейливый мужичок мог бы сейчас отправиться не к нему на приём, а в дежурную часть Октябрьского районного отделения внутренних дел, который находился за углом.

   В кабинете отдела кадров Петров усадил посетителя на стул и начал беседу.
- Меня зовут Игорь Николаевич. А вас?
- Александр Пантелеевич.
- Очень хорошо. Так объясните мне Александр Пантелеевич, зачем вы угрожали дежурной смене следственного изолятора гранатой и пистолетом?
- Я не угрожал. Я пошутил. И вообще – про гранату это вы сказали.
- Так. Один сказал, другой пошутил…. Это получается, мы с вами соучастники, так сказать.
- Ну да! – расплылся мужик в улыбке. – Пошутили, ясно дело!
- Вы давайте, не шутите так больше, а то в дежурной части милиции окажетесь.
- Так я больше и не собираюсь. Серьезное дело у меня.
- Хорошо, давайте к делу. Вы, как я понял, по поводу работы?
- Да, хотел бы трудоустроиться.
- Но у нас сейчас нет вольнонаемных должностей.
- Это как?
- Нет у нас рабочих мест.
- Как нет? А это? – мужик полез в чемодан и извлек газету «Работа». – Это ваше объявление?
Петров посмотрел: «Учреждение ИЗ-66….»
- Да, это наше объявление, но это объявление о приеме на службу в органы внутренних дел. На службу, понимаете? А не на работу.
- Ну, на работу, на службу – мне всё равно деваться некуда. Так что я готов.
- Как это «деваться некуда»? Вас что, кто-то заставляет поступать на службу?
- Да нет, что вы! Я с бабой своей развёлся.
Петров посмотрел на посетителя. – Давайте документы. Паспорт, военный билет, трудовую книжку, – затем заглянул в паспорт. Тридцать четыре года. Странно, на вид больше. Можно было бы отказать по возрасту, а так….

   Капитан пролистывал документы. Работал матросом на речном транспорте, шофером, скотником. Трудовой стаж более двенадцати лет. Прописка в поселке Моряковка и воинский учёт там же. Проходил срочную службу в военно-морском флоте. Формальных причин для отказа нет. Однако, место прописки далеко.
- А вы где жить собираетесь в городе?
- У вас.
- У меня? – опешил Петров. Он уже начал склоняться к тому, что у мужика нехорошо с головой. Ку-ку замыкает.
- У вас в общежитии. Вот тут, - Александр Пантелеевич развернул газету, - написано, что сотрудникам предоставляется общежитие. Показать?
- Не нужно.
Петров и так знал, что в газете написано. Он сам составлял текст объявления и про общежитие написал, чтобы привлечь  кандидатов на службу. На самом деле свободных мест в общежитии на данный момент не было.
- Вы читайте внимательно, что написано в газете. «Сотрудникам предоставляется…» Сотрудникам, понимаете?
- Понимаю, что же здесь не понятно?! Оформляйте и дело с концом!

«Оформляйте…. Да, видимо придется дать анкету для заполнения, а там посмотрим».
Петров достал бланк анкеты на четырех листах и протянул мужчине.
- Заполняйте анкету.
Кандидат на службу развернул листы, нахмурил брови, вчитываясь в текст.
- Это зачем столько писать? Вы мне заявление продиктуйте, я напишу, и номер комнаты в общежитии скажите. Устал я. Спать хочу.
- Александр Пантелеевич. Я вижу – вы что-то не понимаете. Я объясню. Прежде, чем поступить на службу в органы внутренних дел, вы должны заполнить анкету и указать адрес временного проживания в городе. Ваши анкетные данные будут проходить проверку. Если результат проверки будет положительный, вам выдадут направление на прохождение военно-врачебной комиссии. Если здоровье окажется в порядке, и остальные характеризующие материалы будут положительными, мы рассмотрим ваш вопрос о приеме на службу в наше учреждение. И только потом, после приказа о назначении на должность, когда вы станете сотрудником, мы будем рассматривать вопрос о постановке в очередь для получения общежития.
- Как длинно вы рассказываете. А раньше нельзя? Если в общежитие меня пустите, с меня бутылка. А? Я ж от бабы ушёл! Вот и чемодан со мной.
Петров поморщился: «Я от бабы ушёл и от деды ушёл». Вылитый Колобок из сказки, но с каким-то склочным характером.
- Нет, к сожалению, так нельзя. Порядок есть порядок.
Посетитель сник. Видимо, он рассчитывал на другой результат.
- Хорошо, я недельку у знакомого пожить смогу. Вы с проверкой за неделю управитесь?
- Думаю, что нет. Решение вопроса о приеме на службу занимает две-три недели. Иногда может понадобиться месяц.
- Да что вы мне голову морочите?!! – повысил голос Александр Пантелеевич. – Вот тут, - ткнул он в газету пальцем, - сказано: «требуется», и далее: «общежитие». Написано? Написано! Что ж вы тут всё крутите – это так, да это так! Мне то, что теперь делать? Я ей сказал: «Хрен увидишь меня»! И что теперь?! Пятки взад?
- Пойдемте, я провожу вас до выхода. Теперь я вижу, что вы нам не подходите.
- Это почему же? – зло прищурился несостоявшийся сотрудник.
- Пойдемте. Причину отказа я имею право не называть.

   Вернувшись обратно в кабинет, Петров подошёл к окну и выглянул на улицу. Конец апреля, а уже тепло. На деревьях проклюнулись листочки, солнце светит ярко, празднично. Опустив глаза, Петров увидел своего недавнего посетителя. Тот стоял внизу и внимательно вглядывался в газетные строчки. «Наверное, новую работу себе подбирает», – подумал, - «хотя вряд ли он её найдет в городе с таким характером. И придется ему возвращаться к брошенной жене. Пятки взад!»