ВАгошков 1883г Россия и Запад Борисовка Статистика

Василий Иванович Агошков
В.Агошков.1883г. Зачем копировать Запад? Статистика

Орл. епарх. ведомости. №1-13.

 Священник Илья Ливанский, законоучитель Александровского Орловского реального училища и Кадетского Бахтина корпуса. Слово в день всемирного Воздвижения честнаго и животворящаго Креста Господня

(Произнесено в Александро-Невской церкви Александровского Орловского реального училища 14 сентября 1882 года).

Что происходит в настоящее время? Прежде всего, мы должны признать великую непреложность того важного факта, что мы переживаем славную во многих отношениях эпоху культуры, прогресса, цивилизации, всестороннего просвещения…

Но никогда не следует забываться: ко всему нужно относиться с трезвою справедливостью, а не подобострастно, не закрывая глаз на действительность…

Часто можно видеть  в действительности только мёртво-буквальное воспроизведение слова прогресс, т.е. движения вперед, слова культура, т.е. развития чего-либо; но движения – куда, развития – в каком отношении, - вот вопросы, на которые мы порою не обращаем ни малейшего внимания, не хотим иногда и знать, как много во всём этом узкой односторонности, подозрительной преднамеренности, а главное – забываем про то, что та только культура и есть истинная культура, в основе которой лежит христианство с своими полно-жизненными и вечно-непреложными идеалами; забываем про то, что христианство всегда было и ныне есть мощный двигатель мировой культуры…

Что касается лично нас, русских, то во многих отношениях наша цивилизация только внешняя и является неудачною копировкою часто несродной нам цивилизации Запада; причем мы порою готовы совершенно забыть, что у нас не те условия жизни, как на западе, не такой характер страны, какой там, что различны с западными и религиозные наши верования и исторические наши традиции и предания.

 И, несмотря на это, мы во всём так упорно силимся подражать западу, хотя уже во многих отношениях нам дано пора сознать и силу своей собственной национальности и приучаться жить своими природно-богатыми, но почему-то нередко заброшенными идеалами…

Вред неразборчивого подражания нашего всему западному - громадный и, прежде всего, этот вред происходит оттого, что в основе цивилизации запада лежит много ложного, много безбожного…

Что делать нам, когда иные из нас до сих пор стыдятся мыслить и чувствовать по-русски, действовать в духе истинного патриотизма и с позорным насилием над своею собственною природою стараются представить из себя западно-европейцев и притом самого новейшего типа и порою даже превзойти последних в своём усердии быть передовыми людьми. Когда мы сделаемся вполне русскими, когда поймём всю дивную силу наших великих идеалов, неизменно служивших нашему славному отечеству в течение более тысячелетия?..

Значительная доля нашего равнодушия к вере Христовой не от того ли происходит, что и здесь отзывается на нас влияние того же запада, увлекая нас внешнею стороною своего призрачного, беспочвенного и поверхностного просвещения. Для предков наших было отрадою и честию  именовать себя православными и твердо стоять за это великое преимущество своё пред другими; а для многих из нас уже как бы безразлично принадлежать к тому или иному исповеданию и особенно для тех, кто по своему индифферентизму в религии, не принадлежат собственно ни к какому исповеданию.
*

26 мая 1883 года царь Александр 3 предпринял воздвигнуть в возрождённой из пепла Москве храм Христу Спасителю, в сохранение вечной памяти в том беспримерном усердии, верности и любви к вере и отечеству, коими в трудные времена превознёс себя народ Российский, и в ознаменование благодарности к промыслу Божию, спасшему Русь от грозившей гибели.

Семьдесят лет продолжались непрестанные заботы Монархов России о приведении сей мысли в действие…
Сегодня по милости Божией освящен благословением церковным сей величественный храм и открыт для молитвы и священных воспоминаний. Да будет храм сей во все грядущие роды памятником милосердного промысла Божия о возлюбленном нашем отечестве в годину тяжкого испытания, памятником мира после жестокой брани, предпринятой смиренным и благочестивым Александром не для завоеваний, но для защиты отечества от угрожавшего завоевателя.
В сокращении…
*

В 1871 году
народных школ в Орловской губернии было - 366,
учителей 387,
из местного духовенства – 234,
другого звания лиц – 153,
мальчиков – 12376,
девочек – 444,
всего 12820 чел. учащихся.

В Ливенском уезде было школ: 70,
на содержание ассигновано уездными земствами – 3500 рб ,
сельскими обществами – 4990 рб 51 коп..

В Болховском – 43 школы, 2000 рб, 1045р.50к.

Малоархангельскому – 37, 250рб, 4063рб.
Дмитровскому – 33 школы, на их содержание шло 3700рб и 2316рб 30коп.

Орловскому – 31 школа, 1200 рб и 3322 рб.

Кромскому – 20 школ тратили 1328 рб 60 коп по сельским обществам.

Мценскому – 9 школ, 800 рб и 938 рб.

В 1882 году в Орловской губернии было 475 школ,
учителей – 456,
учительниц – 150,
мальчиков – 24128,
девочек – 2521.

Более всего школ было в Ливенском уезде – 94,
менее всего в Севском уезде – 18.

Малоархангельский уезд – 56,
Орловский – 48,
Дмитровский – 39,
Кромской – 28,
Мценский – 21,
Болховский – 21.

Ассигновано на содержание школ в 1882 году:

по Орловскому уезду – 7001 р. 60 коп – уездными земствами, 4675р – сельскими обществами.

По Мценскому уезде – 3500 и 1800р.
Болховскому уезду – 3286р 84 к и 992 р 50 к

Кроме того, городскими обществами было ассигновано 4362 рб.
По Дмитровскому уезду: 4000 р и 950р плюс 1170рб.

По Кромскому уезду – 7798 р и 2398 р79 коп. 
По Малоархангельскому уезду: 5000 р и 7621р34 коп 
По Ливенскому уезду: 8800 рб и 15500 плюс 3500 рб город.

Размер получаемого учителями жалованья от 120 рублей до 300.
*

…О Мценске. Этому городу, писал Г.Пясецкий?, усвоено в летописях грозное название Меченеска, как бы носителя того орудия, под которым должен был преклонить свою голову великий просветитель Вятичей, того грозного меча, на который указывали «лучшие вятичи», в том числе и жители этого города, как на символ предержащей власти и который в руке Святителя Христова Николая, на чудотворном его образе,
представляет КАК БЫ угрозу и для самих жителей г. Мценска, МОЖЕТ БЫТЬ, за одно из величайших преступлений, когда-либо омрачавших их город в длинный период его существования.

//-В.А.: напомню, что мценцы, якобы, "убили" просветителя Кукшу в 1113 году. В свою очередь, калужцы и туляки тоже участвовали в "убийстве" Кукши, но на сто лет позже. И каждые - на своей территории. Одним словом, нет чётких сведений, кто такой Кукша, где он был "усечён", поэтому предъявлять претензии к жителям города Мценска и говорить о том, что они совершили "одно из величайших преступлений, когда-либо омрачавших их город в длинный период его существования", - это возводить напраслину на целый город Мценск.

Правда, автор всё-таки это не утверждает, а только предполагает.
Он  пишет так:
//..."представляет КАК БЫ угрозу и для самих жителей г. Мценска, МОЖЕТ БЫТЬ, за одно из величайших преступлений...//

*

Cвященник А.Вознесенский произнёс 27 августа 1883 года Речь перед панихидою об упокоении души  И.С. Тургенева.
В частности он сказал:

Он был наша честь и наша слава среди других народов, как хранитель русских идеалов и выразитель русской жизни в художественной форме, как один из звеньев, соединяющих Россию с Западной Европою. Дорог нам Иван Сергеевич и потому, что он, несмотря на то, что большую часть своего времени провел за границей, был русский душою и сердцем. Помянем Ивана Сергеевича как человека-христианина и притом верующего.

//-В.А.: Конечно, И.С. Тургенев написал роман "Дворянское гнезда", в котором главная героиня уходит в монастырь. Но сам писатель жил, увы, не по-христиански: делил Полину Виардо с законным мужем... Не осуждаю, просто напоминаю для полноты картины... //
*

1883 год.
Диакон села Мыцкого Кромского уезда Феодор Федосеев перемещён в Черниговскую епархию и там рукоположен во Священника в село Кромово Мглинского уезда.

Наверное, это повод для того, чтобы сказать: г.Кромы и село Кромово созданы одним и тем же племенем: северянами. Ы чередуется с -ОВ: КромЫ // КромОВо...

1884год.

ДУХ ОРО. Новый и совершенно оригинальный роман-поэма Джорджа Эдварса будет напечатан в 1884 году во Всеобщей Газете.
*

Г.Пясецкий. В 1789 году, крестьяне генерал-аншефа Петра Борисовича Шереметева, недовольные приказчиком Титовым, подняли мятеж в селе Спасском (ныне д. Борисовка, Спасское тожъ)

//видимо, д.Борисовка Гостомльского сельсовета.-В.А.//

и соседних с ним деревень Кромского уезда и отказались от исполнения своих обязанностей. Орловское наместническое Правление неоднократно делало увещания крестьян – сперва через Кромской нижний земский суд, а потом чрез уездного судью, коллежского асессора Денисьева и земского исправника(фамилии нет); но все такие увещания, по заявлению Денисьева, повели только к большему упорству и грубостям со стороны крестьян.

Тогда на помощь  Кромской военной команде отправлены были из г.Трубчевска ещё два эскадрона Таганрогского драгунского полка, при двух орудиях (пушках), с майором Сахновским. Прибытие грозной военной силы не смирило бунтующих…

Только после упорного сопротивления они принуждены были покориться силе оружия. После этого главные виновники восстания – крестьяне Семен Чеботарев и Никита Черемисов – были наказаны на месте своего преступления плетьми «нещадно», а все прочие по  одному с десяти по жребию – батогами.

// -В.А.: В 2019 году главою Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области является Чеботарёв.
Фамилии Черемисов в телефонном справочнике нет.

Восстание было подавлено силой при Великой Екатерине Второй. Также, напомним, она разгромила восстание Пугачёва. Большевики не осуждали Екатерину Вторую, превозносили, а вот царя Николая Второго осудили за Ленский расстрел. Сталин даже написал листовку... //

(С) Текст подготовил - В.И. Агошков, апрель 2019г