О презрении к миру -13-

Дмитрий Захаров77
«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые», - сказал поэт. Я бы сказал: блажен, кто мир не посетил. До меня это говорили уже многие. Но я это ещё раз скажу, потому что не говорить об этом невозможно. Если уж попал в этот мир, то смысл жизни в нём заключается в том, чтобы никогда не попадать в этот мир снова. Как это старо! Нет! Это вечно. Вечные мысли, которые невозможно не повторять. Сколько не говори об иллюзии, она останется иллюзией – неуловимой и нереальной. Мысли об иллюзии – пустые мысли, такие же иллюзорные. Мысли о Вечном, Непреходящем – такие же вечные. И в своей вечности они перестают быть мыслями и становятся Вечным Сознанием и Самосознанием, СверхСознанием.

Если источником пессимизма Шопенгауэра и Толстого была всепожирающая смерть, то источником моего пессимизма является всепожирающее человеческое неведение – авидья. Человек упорно не хочет видеть Пути в Жизнь Вечную. Человек ослеплён тьмой авидьи и пёстрыми пятнами майи и не хочет расставаться с ними.  Не хочет видеть Вечный Дух в себе, а хочет лишь близоруко ощупывать своё тело. «Вместо блаженства – благополучие, вместо благородства – благопристойность», - как писал Дмитрий Мережковский. Вот чего хочет человек. Только внешней жизни он хочет, только иллюзии жизни. Середины жизни. Как её назвали «золотой». Но на самом деле – серой. Середины – этого идеала язычников. Середины – этого вульгарного апогея посредственности. Ни крайнего её проявления – жизни духовной, но средненького, теплохладного её состояния. Но коль не холоден и не горяч, то будешь исторгнут из уст Божиих. Середина – это смерть. Этого-то и хочет средний человек. И здесь прав был Зигмунд Фрейд, утверждавший, что человек стремится к смерти. Середина – вот самое настоящее зло.

 Об этом же говорит постоянно в своём творчестве Николай Гоголь. «…Гоголь первым увидел… вечное зло не в трагедии, а в отсутствии всего трагического… в слишком рассудочной середине, не в остроте и глубине, а в тупости и плоскости, вульгарности всех человеческих чувств и мыслей…» (Д. Мережковский). И человек не только не может, но главное не хочет, упорно отказывается опускаться в глубины и подниматься на вершины, и упрямо скользит по поверхности, создавая из этой плоскоты своего всепожирающего Молоха. Исправится ли человек? Но он даже не понимает от чего ему исправляться и зачем. И это ещё раз наводит на грустную мысль, что этот мир создание не просто злого Демиурга, но злорадного Демиурга. Материальная жизнь – это злобная насмешка над бессилием человека. Но материальная жизнь, по большому счёту, нереальна. Реально только сознание.

  Вопрос, что первично бытие или сознание, поставлен неправильно. Нужно спросить: что реально, бытие или сознание? Ответ: сознание. Бытие – иллюзия. Это кошмарный сон, который снится сознанию. Нет первичного и вторичного. Есть истинное и ложное. Сознание – истинно, бытие – ложно. Ложно, ибо всякое бытие иррационально, бессознательно и тёмно. Его течение и движение – бессмыслица. Это колесо, которое крутится бестолку и вхолостую, неизвестно зачем, без определённых целей, просто, чтобы двигаться. Ему противостоит как мир вечного покоя и ничем ненарушаемого блаженства – Нирвана. Нирвана, это не мир в состоянии вечности, как говорил основатель необуддизма Дандарон. Это сознание в состоянии вечности, успокоенное, неподвижное, безмятежное сознание, не ведающее никакого бытия. Да, Нирвана это небытие, но не ничто. Это именно сознание вне всякого бытия,  сознание, осознающее себя как абсолютное, тотальное, беспредельное, самодостаточное и самодовлеющее, пребывающее в самом себе в абсолютной вечности, абсолютной нерушимости и в абсолютном покое.

Не быть в бытии, а самосознаваться в Нирване – вот цель человека. Правда подавляющее большинство не желает знать этой цели. Они насквозь материальны, плотски и приземлённы, и ничего не ведают, да и не хотят ведать, кроме сансарической иллюзии. «Не видишь ли, что во всех ветхое сердце, земленный язык? Все боязливы, печальны, несыты, отчаянны, лишенны небесного пара;клитова утешения».(10)  Если человек к пятидесяти годам не стал на Путь Духа, то он либо безнадёжно увязает в болоте материального, либо деградирует и кончает с собой. Подавляющее большинство выбирает болото. Второй путь тоже не лучше, но по крайней мере здесь хотя бы присутствует бунт, то есть хоть какой-то духовный порыв против тотальной материализации.

Гнусное существо человек. Всякое бытие есть зло, но так как человек в своём психо-ментально-соматическом комплексе (но не в Духе) есть апогей бытия, то человек воплощает в себе всю полноту злобности. Это великолепно показал в своих произведениях Маркиз де Сад. Конечно, он показал это гипертрофированно, но именно эта гипертрофированность как нельзя лучше показывает всё мерзкое существо материального человека. Ещё ярче де Сада это показал в «Колымских рассказах» Варлам Шаламов. Донасьен де Сад открыл до какой лютой жестокости может дойти фантазия человека, человеческая, голая, холодная фантазия. Шаламов показал как эта фантазия (пусть и частично) воплотилась. Читая Шаламова не испытываешь ничего, кроме отвращения и презрения к человеку. Животные кажутся ангелами. Даже бешеные собаки. Злобность человека беспредельна. Единственная отрада, что не все фантазии человеку удаётся реализовать.

Алчность, зависть и подлость всех видов и нюансов составляет основу злобности человека. Плюс равнодушие (или точнее бездушие) ко всем и ко всему, выраженное знаменитой формулой: «После нас хоть потоп». Жажда материальных благ – вот главное составляющее злобности человека. В комедии Аристофана «Плутос» главный герой, то есть Плутос – божество богатства, говорит, что Зевс ослепил его, потому что Плутос сказал, что будет посещать только праведных. С тех пор он посещает людей наудачу. Правда праведные и сами не хотят с ним встречаться. Плутос – слепое божество – вот главный (и единственный) Бог слепого человечества.  Но ещё, что характерно в деянии Зевса, так это зависть по отношению к праведным. Даже верховный бог эллинов Зевс не лишён этого порока, так что же говорить о смертных!

 Зависть – вторая главная составляющая злобности человека. Причём зависть иногда принимает просто комические формы (с трагическим оттенком, конечно) – завидуют незначительным мелочам и даже (!) неудачам. И там, где невозможно удовлетворить свою зависть, в ход идёт подлость. Впрочем, подлость часто бывает и совершенно бескорыстной, также как и жестокость. Каждый человек видит в другом своего конкурента – неважно в чём, просто в том, что тот живёт и дышит одним  с ним воздухом. И всё психо-ментально-соматическое существо человека направлено на устранение этого конкурента тем или иным способом или просто причинение ему какого-либо, даже самого ничтожного, вреда. Ямвлих в «Жизни Пифагора» приводит цитату из пифагорейского катехизиса: ;; ;;;;;;;;;;; ;;;;;;; – ;;;;;;;;;;; ;; ;;;;;;;;; (какое высказывание можно считать самым правдивым ? – что люди злы).


10.Сковорода Г. Наркісс // Сковорода Г. Указ. соч. С. 190.