О презрении к миру -12-

Дмитрий Захаров77
Люди не извлекают никаких уроков не из чего и никогда. Да, мир богооставлен, но человек – нет. И хотя материю проницает Дух Святой, благодаря чему мы видим этот мир таким красивым, Он не соединён с материей, и она предоставлена самой себе. Она движется по своим законам. Природу не волнуют наши горести и радости, более того, её не волнует даже её собственные порождения: растения, животные, минералы. Одним движением она может превратить цветущие луга в безжизненные пустыни, пышные леса в бесплодные скалы, тёплые моря в студёные, зелёные благоухающие долины в белые холодные ледники. Одним движением уничтожить навсегда многие виды животных и растений, одним движением раскроить целые континенты, погрузить под воду целые архипелаги, сжечь раскалённой лавой огромные пространства. Да что там земные просторы – она легко уничтожает целые планеты и звёзды. Что уж ей наши бренные и хрупкие материальные тела! Но Бог всегда в человеке, если человек с Богом. Бог никогда не покидает человека. Вселенские силы могут уничтожить наши цивилизации и наши тела, но к душам нашим они даже  прикоснуться не могут.

Василий Розанов сказал: «Всякий человек достоин не похвалы, а только жалости». Я бы расширил это высказывание: «Всякое живое существо нужно не хвалить, не осуждать, а только жалеть». Все мы пленники материи, и каждый в соответствии со своими темпераментом и комплексом обид пытается вырваться из этой пространственно-временной тюрьмы, жадно загромождая себе путь чудовищными иллюзиями. Выбираются единицы. Узок путь, ведущий в Царствие Божие. Остальные вязнут в трясине собственных же фантомов. И главный из этих фантомов – это индивидуальное материальное тело, soma. Оно является камнем преткновения для многих, как для умных и добрых, так и для дурных и злых (и для умных и злых также). Его либо пестуют, либо ненавидят, но не считают иллюзией. Все знают о его временном характере, но скорее именно это знание и считают иллюзией. Между тем тело всего лишь придаток к духу и, наверное, самый худший к нему придаток. «Не бойтесь убивающих тело, а с душой ничего поделать не могущих», - учил Христос. «Выйди из сансары», - учил Будда. Из круговорота тел. Из круговорота иллюзий.

Что есть тело? Хорошо или плохо налаженный механизм, который когда-нибудь разладится окончательно. Разладить этот механизм очень просто. Ещё проще уничтожить. Маньяки и убийцы всех мастей и оттенков так зациклены на этом, что напрочь лишаются какой-либо надежды на прозрение – увидеть нечто помимо тела. Их жалкие претензии на власть смешны, ибо они властвуют над миражами, над фата морганой, над призраками, и сами они лишь призраки. По сути вся история – это война призраков между собой за обладание иллюзией, за то, чтобы ощутить пустоту в горсти. Они не могут выйти из иллюзии, ибо чтобы выйти из неё, нужно дойти до её крайних пределов и переступить через них. Но все эти убийцы и их жертвы толкутся в середине, одному мареву предпочитая другое, или сменяя одно другим.

«Крайний ум обвиняется в безумии, как крайний недостаток. Одна только посредственность хороша… выйти из середины значит выйти из человечества» (Паскаль). Да, самый злейший враг личности – это посредственность, обыватель. Но он же и самый злейший враг обывателя же. Да, это посредственность распяла Христа и отравила Сократа. Но эта же обывательская посредственность возводила на пьедесталы Чингиз Хана, Тамерлана, Гитлера и Сталина, и сама же, упиваясь своим сервилизмом, массово уничтожала себе подобных. О верх слепоты и тупости – уничтожать то, что и само по себе уничтожится! О верх заблуждения и бессмыслицы – постоянно работать в холостую! О верх скукоты и ничтожества – сражаться с тенями бутафорским оружием! Голая и нудная механика!

 Весь Универсум – это дешёвый механизм, уничтожающий самого себя. Змей, пожирающий себя с хвоста. И ни капли сознания, и ни капли жалости. «В мире есть смысл, красота, но жалости в нём нет», - говорил Розанов. К сожалению и смысла в нём нет, а красоты самая малость. Материя – безжалостный и беспощадный губитель. Сострадание есть только в Духе. Если в человеке нет жалости, нет сочувствия, нет сострадания, значит нет в нём духа, или этот дух так заглушен материей, что он не может проявиться. Такой человек просто набор молекул и механических движений. И удел его – распад. Распад вместе со всей механикой мира. И только Дух жив, потому что Он любит и сознаёт, что любит. Любовь – это и есть сознание, а сознание и есть любовь. Нельзя любить не сознавая, и осознавая не любить. Бессознание – это всё та же механика, обречённая на холостой ход, дурная бесконечность. Пока человек не осознаёт и не любит он обречён на смерть и на действия ради действия, оканчивающиеся ничем. И лишь только в нём засияет любовь, проснётся жалость и сострадание, понимание и сознание, он тут же выйдет из однообразного кружения мира, из его смертельной скуки, тщательно  маскируемой огромным ворохом зрелищ, и будет жить, а не просто действовать и умирать, потреблять и умирать, рождаться и умирать.

История – процесс совершенно бессознательный. В нём нет ни грана сознания. Сознание, как бриллианты среди помойки, сияет в отдельных личностях, таких  как Лао-цзы, Будда, Христос, Зороастр, Сократ, Платон, Плотин, Шанкара и многих других им подобным. Вокруг них же царит мрак бессознания.  И не думайте, что этот мрак рассеялся в 21-м веке под мощными прожекторами научно-технического прогресса и глобализации. Нет! Может он ещё более сгустился. История всё так же ползёт по наклонной плоскости, как ледник, медленно, но уверенно и тупо сметая всё на своё пути и сглаживая даже самые острые камни. История давит своей массой и не может остановиться. Её глыба в дурном неведении ползёт и ползёт, и не может остановиться. Почему историю изучают как отдельную дисциплину? Её нужно изучать в курсе зоологии. Это часть бестиальной жизни, жизни механической и инстинктивной, жизни бессознательной. Об этом писал Шопенгауэр. И я уже не раз об этом писал. Но ещё напишу.

Вся цивилизация и культура лишь продолжение животных инстинктов. Чем отличается строительство городов от рытья норы зверем или устройства гнезда птицей? Чем отличается наша промышленность, сельское хозяйство и инфраструктура от охоты волчьей стаи или поиска пастбища табуном антилоп? Чем отличаются наши магазины и супермаркеты от запасов на зиму, сделанных белкой или хомяком? Чем отличаются наши песни и стихи от песен дельфинов и китов, от пения птиц? Чем отличаются наши танцы от танцев журавлей и павлинов? Чем отличаются наши школы от «детских садов» пингвинов? Чем отличается наш спорт от турниров оленей и сивучей? Чем отличаются в конце концов наши кладбища от скорби слонов и китообразных за умершими сородичами? И чем отличается государство от обыкновенных муравейника или термитника?! Ничем, ничем и ничем! Даже покорение других миров и галактик, лелеемое нами в воображении, всего лишь пролонгируемый инстинкт освоения новых территорий в поисках пищи. Но, быть может, религия и философия то единственное, что отличает нас от животного мира? Но если религия и философия – служанки государства, то они лишь составные части улья. Ведь есть же в пчелиной семье трутни. Всё это – бессознательный поток материи. История человечества лишь волны этого потока. Быть может большие волны, девятые валы, но всё же только волны бесконечнодурного потока.

Чумная палочка анабиотически «дремлет» в организмах животных и людей, не причиняя им никакого вреда. И вдруг происходит некий сдвиг в биогеоцинозе, микроорганизм «просыпается», и начинается эпидемия, пандемия.

Одинокая зелёная саранча мирно щиплет травку на лугу. И вот опять какой-то природный дисбаланс заставляет её сбиваться в огромные стаи, менять цвет на стальной или красно-чёрный, и, подобно грозовым тучам, надвигаться на поля и леса, пожирая на своём пути всю растительность и оставляя после себя мёртвую пустыню.

Маленькие безобидные животные лемминги ведут тихий и кроткий образ жизни, подобно черепахам. И опять таки, какая-то бессознательная асимметричная сила побуждает их сливаться в целые живые моря и перемещаться на новые места обитания, преодолевая глубокие овраги и широкие реки, беспощадно передвигаясь по штабелям трупов своих сородичей.

Не та же ли сила двигала фалангами Александра Македонского, легионами Юлия Цезаря, ордами Атиллы, Чингиз Хана и Тамерлана, полчищами Наполеона и Гитлера?! Кто они, предводители этих вооружённых масс? Да никто! Боги?! Сверхлюди?! Ха-ха-ха!!! Они – та же чума, саранча и лемминги. Есть ли в них хоть капля, хоть проблеск сознания?! Нет! Они тот же ледник, слепо сползающий в пропасть.
Что можно противопоставить этой безликой, убойной, беспощадной силе? Только Дух.

 Дух, возвысившийся над ней и не соприкасающийся с нею. Что можно противопоставить этой дурной бесконечности завоевания, потребления и пожирания, этой тёмной стихии распространения, растекания, расползания и ничтожного самодовольства в утверждении своего иллюзорного зиждения? Этой бессознательной лавине, сметающей всё на своём пути, только бы застолбить своё бренное, преходящее и суетное существо? Только мужественное сознание непричастности ко всему этому. Только Дух, сопротивляющийся вопреки всему и не влекущийся бессознательным потоком, не плывущий по течению. Что можно противопоставить колесу сансары, монотонно катящемуся от рождения к смерти, от юности к старости, от славы к забвению, от успеха к неудаче, от радости к печали, от дерзости к апатии? Этому безжалостному колесу бессознания, лишь на короткие мгновения, оказывающемуся в сиянии сознания, и вновь укатывающемуся в кромешную тьму неведения и незнания? Этому колесу бессмыслицы, катящемуся в ночи, лишь по временам озаряемой молниями высшего смысла? Этому колесу страданий, умираний, отчаяний, разочарований, злобы, ненависти, безразличия, лишь иногда пронизываемого лёгкими вздохами и поцелуями нежности, любви, сострадания, милости и покоя?

Только Свет Плеромы, только Любовь и Радость Царствия Божьего, только Тишину и Блаженство Нирваны. Только Вечную Жизнь в Духе. Дух, который живёт в каждом. Его нельзя увидеть, но Его возможно познать в Самом Себе. Никакие религиозные догмы не могут к этому подвигнуть. Любая религия является тормозом на пути познания Духа. Только живое адогматическое проникновение в Дух, живой поиск Духа в Самом Себе – вот путь познания. Не ковыряние в своей тленной оболочке, а выявление в себе того, что абсолютно стабильно и нерушимо, что не увлекается никакими потоками и течениями, что всегда над ними и вне их.

 Здесь нет никакой утопии. Скорее утопии – в религиях. Это религии возводят грандиозные утопии райских блаженств и колоссальные антиутопии адских мук. Вот где поистине беспредел грёз человеческих и человеческой злобы! Вот где разгул бессознательной захлёбывающейся аффективности! Но в Духе, который над всеми текучестями и за всеми оболочками нет никакой утопичности и антиутопичности, никакой приторной мечтательности и затаённой мстительности. Нужно только остановиться и познать. Не течь вместе с веществом, вместе с бессознательной жизнью и историей, а остановиться и остаться вместе с Духом – Вечным, Абсолютным, Неизменным. Вечно Живым.

 Всё, что течёт – мертво. Оно только кажется живым, оно создаёт только иллюзию жизни, ибо никогда не остаётся в стабильном сознании, а всегда только перетекает от точки к точке, и сознание не удерживается, расплывается, вернее оно и не появляется, оно не может выкристаллизоваться и находится в разжиженном состоянии, то есть по сути является бессознанием. Текучесть не может увидеть самое себя, а значит и познать. А то, что невозможно познать, невозможно и осознать. Текучесть по своей сути бессознательна и непознаваема. Только то, что над нею и вне её – Дух – познаваем и осознаваем. Дух – это и есть Абсолютное Сознание. Но по сравнению с замкнутой текучестью Он бесконечен и безграничен, он разомкнут и открыт навстречу Необъятному. Если текучая материя это колесо (колесо сансары), то Дух – это открытая парабола (лотос Нирваны). И если текучесть бессознательно непознаваема, то Дух сознательно сверхпознаваем. Собственно Дух – это даже СверхСознание, Сознание, поднявшееся даже над Самим Собой.