Зенон и учение стоиков

Константин Рыжов
Основатель школы стоиков Зенон был по происхождению финикийцем. Он родился в Китиуме на Кипре во второй половине IV века до Р. Х. Кажется вероятным, что семья, к которой он принадлежал, занималась торговлей и что именно деловые интересы впервые привели его в Афины. Здесь у Зенона появилось желание изучать философию. (Согласно сообщению некоторых авторов, побуждением к этому послужила потеря вследствие кораблекрушения всего его состояния). Зенон посетил последователей различных сократических школ. Воззрения киников пришлись ему больше по душе, чем учения любой другой школы, хотя он и не принял их целиком. Тем не менее, в продолжение всей истории стоиков Сократ оставался для них главным примером; его поведение во время суда над ним, его отказ от бегства, его спокойствие перед лицом смерти, его утверждение, что несправедливость наносит больше вреда тому, кто ее совершает, чем жертве, – все это целиком отвечало их учению. Такое же впечатление производили безразличие Сократа к жаре и холоду, простота в отношении пищи и одежды и полное пренебрежение ко всякого рода удобствам.
В 308 г. до Р. Х.  Зенон выступил в качестве самостоятельного учителя. Ученики его собирались под стоей (портиком) Пэкиле, украшенной собранием картин на мифологические и исторические темы; по этому помещению школа Зенона получила название стоической (от греч. Stoa Poikil;  - Расписной портик).
От творений Зенона сохранилось лишь несколько фрагментов, поэтому судить о нем приходится по более поздним источникам. Тертуллиан сообщает, что, согласно учению Зенона, Бог наполняет собой весь материальный мир, как мед наполняет пчелиные соты. По Диогену Лаэрцию, Зенон утверждал, что Общий Закон (который является в то же время наполняющим все Подлинным Разумом) есть то же самое, что и Зевс (Верховный Глава управляющий Вселенной). Подлинный разум  есть господствующая, т е порождающая, во всем распространенная, лежащая в основании всех естественных образований субстанция и деятельность. Это правящее начало в его разумной деятельности стоики называли Богом. «Ничего не происходит во вселенной, ни в эфирном полюсе неба, ни в море без тебя, о демон, - писал ученик Зенона Клеанф, -  кроме того, что злые делают вследствие их собственного неразумия. Но ты умеешь также превратить кривое в прямое и приводить в порядок то, что не имеет порядка, и враждебное дружественно тебе. Ибо, таким образом, ты все соединил в одно, соединил благое с дурным, так что во всем лишь единое понятие, которое всегда существует и которого избегают те, которые являются дурными среди смертных. О несчастные, они всегда желают обладать благом, но не уразумевают божьего общего закона и не внимают тому, подчиняясь чему разумно, они жили бы хорошей жизнью». Стоики считали очень важным изучение природы, ибо благодаря такому изучению познается ее всеобщий закон, который есть Всеобщий разум, а это познание нужно, дабы мы познали из этого закона также и наши обязанности, и жили согласно всеобщему закону природы. «Зенон, — говорит Цицерон, — считает этот естественный закон божественным, и этот закон имеет силу повелевать, совершать правое и мешать совершению противоположного».
В остальном стоики приняли преимущественно идею Гераклита, так как Зенон его особенно тщательно его изучал. Огонь они делали реальным понятием, активным началом, переходящим в остальные элементы, как в свои формы. Мир возникает следующим образом: сам по себе сущий Бог гонит всеобщую материальную субстанцию, заставляя ее перейти из огня в воздух, а из последнего в воду. Элементы — огонь, вода, воздух и земля — являются, следовательно, первоначальным. О них стоики высказывались следующим образом: «Когда толстая часть мира сходится вместе, то получается земля; более тонкие части становятся воздушными, а если последние части становятся еще тоньше, то порождается огонь. Из смешения этих элементов получаются растения, животные и другие роды». Мыслящая душа, согласно стоикам, есть также нечто огненное, и все души людей, животное начало жизни, а также и растения суть части всеобщей мировой души, всеобщего огня; и этот центр является господствующим, движущим. «Все вещи, - утверждал Зенон, -  суть части единой системы, называемой Природой». Индивидуальная жизнь хороша лишь тогда, когда она находится в гармонии с Природой, то есть, когда воля индивида направлена к целям, которые являются также целями Природы. 
То, что согласно с природой, и есть добродетель.  Жить согласно с природой — значит жить согласно с тем, чему учит нас опыт относительно законов как всеобщей, так и нашей природы, не делая ничего того, что запрещается Всеобщим законом, т. е. Правильным всепроникающим разумом, и этот разум пребывает в Зевсе, распорядителе системы вещей. Исполнение человеком своей цели есть счастье, оно есть согласие своего понятия, своего гения со своим бытием или своей реальностью. Так как это следование определениям разума противоположно удовольствию, то мы ни в чем ином не должны искать своего назначения или удовлетворения, кроме как в том, чтобы находиться в согласии со своим разумом, быть внутренне удовлетворенным, а не искать этого удовлетворения в чем-либо внешне обусловленном. Принцип стоической морали состоял в согласии духа с самим собою. Стоики учили: следует искать лишь добродетели; но вместе с добродетелью мы находим счастье, не ища его, так как добродетель сама по себе наполняет блаженством. Это счастье есть истинное счастье, оно ненарушимо, хотя бы человек находился в несчастье. Великое в стоической философии состоит, таким образом, в том, что в волю, когда она так сосредоточена в себе, ничто не может ворваться со стороны, и все другое остается вне ее. Страдания, боль и т. д. не суть зло, которым могло бы быть нарушено мое согласие с самим собою, моя свобода; я в связи с собою стою выше всех подобного рода явлений, и хотя я могу их чувствовать, оно все же не должно меня внутренне расколоть. Это внутреннее единство с собою есть счастье; и это счастье не нарушается внешними бедствиями. Тиран может заключить человека в темницу, но во власти заключенного  продолжать жить в гармонии с Природой. Он может быть приговорен к смерти, но в его воле умереть благородно, как Сократ. Поэтому каждый человек обладает совершенной свободой при условии, если он освободится от мирских желаний. Только по ложному суждению такие желания являются превалирующими; мудрец, чьи суждения истинны, – хозяин своей судьбы во всем том, что он ценит, поскольку никакая внешняя сила не может лишить его добродетели.
Таким образом, в стоической философии имеется свобода, имеется самостоятельность, способная отказаться от всего, но самостоятельность не как пустая пассивность и отсутствие эгоизма, когда у нее можно отнимать что угодно, а самостоятельность, способная добровольно отказываться от другого, не теряя при этом своей сущности, ибо ее сущностью является для нее именно простая разумность, чистая мысль о самой себе. «Мудрец свободен даже в цепях, ибо он действует из самого себя, не подкупаемый страхом или вожделением». Все, что входит в область вожделения и страха, он не причисляет к своему «Я», отводит ему положение чего-то чуждого по отношению к себе, ибо никакое особенное существование не признается им прочным.

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Цивилизация и культура Древней Греции http://www.proza.ru/2012/06/14/273