О презрении к миру -11-

Дмитрий Захаров77
Самое главное открытие, которое человек делает в своей жизни, это то, что он смертен. Из своей неминуемой смертности каждый делает свой вывод: одни уходят в фанатизм религии, другие – в фанатизм разгула, третьи – в фанатизм власти, четвёртые – в абсолютный скепсис, но большинство просто смиряются, как животные. И лишь немногие бунтуют. Однако на смерть это никак не влияет. Смерть остаётся смертью. И бессмертие всё также недостижимо.

«Для того, кто понимает, - вселенная не существует», - сказал Андрей Платонов. Ибо человек понимает, что существует прежде всего человек. Это открытие своего бессмертного «я». Оно выше любой вселенной, оно божественно, оно и есть в своей глубине и тайне Бог. Можно назвать это индивидуализмом, субъективизмом, солипсизмом, но от этого ничего не изменится. Открытие своего божественного «я» устраняет мир внешний. «Я» начинает презирать внешний мир за его ничтожество и пустоту, за его скучную цикличность и дурную бесконечность, ибо «я» открывает в себе бездонную глубину, неисчерпаемый запас творческой энергии и неиссякаемый источник фантазии. Внешний мир по сравнению с этой бездной представляется, да и является, ничего незначащей величиной, которой можно пренебречь.

«Большинство людей обманывает себя парой верований: они верят в вечную память (о людях, вещах, деяниях, нациях) и в поправимость (поступков, ошибок, грехов, несправедливостей). Обе эти веры ложны. На самом деле, истинно противоположное: всё будет забыто, и ничего нельзя будет поправить» (Милан Кундера). И здесь остаётся только твоё «я». Если же ты и им пренебрежёшь, то не останется действительно ничего. И не о чем тогда вообще будет говорить. Но знай, пока ты вообще мыслишь, чувствуешь, говоришь, то ты мыслишь, чувствуешь и говоришь о своём «я». Интеллект никогда не сможет достичь своего апогея, пока он находится внутри себя. Исходя вовне, он энтропирует и эволюционирует: достигает вершины внешних возможностей и падает, превращаясь в мрак. Аннигилирует. Этот процесс уже чётко выражен в неоплатонизме.

Человек охвачен отчаянием. И все его негативные поступки продиктованы именно им. Человек стоит перед неизвестностью, незнанием и забвением. И ничего не может поделать. Он окружён равнодушной и безжалостной природой, которой нет никакого дела до всех радостей и печалей человека. Некоторые астрономы утверждают, что в 2012 году или ещё каком-то там году взорвётся солнце, и Земля превратится просто в сгусток плазмы. Другие астрономы опровергают это. Но никто ничего толком не знает. И те и другие только констатируют возросшую сверхъактивность Солнца, но ничего поделать не могут. И даже если человечество, забыв все свои распри, объединит весь свой научно-технический потенциал, оно ничего не сможет противопоставить солнечной активности, как червь, выползший на дорогу, ничего не может противопоставить катку для выравнивания асфальта. Сontra spem spero – единственное, что может изречь человек, но это слабое утешение. Он генерирует мифы, но это только форма самообмана и самоуспокоения. Хотя с другой стороны именно миф приводит человека к своей душе, уводя от дурной бесконечности пространственно-временного континуума.

 Античный человек жил в мире мифов, а не в мире реальной истории, и это позволяло ему ближе подойти к духовному, к имматериальному. В Греции времён Перикла распространение астрономических знаний сурово преследовалось, хотя они и не запрещались как замкнутая узкопрофессиональная деятельность. Не внешний космос требует познания, но сам человек как таковой должен быть познан. Познание само себя выше и важнее познания природы и истории. Познание внешнего мира только увеличивает отчаяние человека. Хотя, конечно, нельзя не познавать внешний мир. Но это познание должно быть вторичным. Первичным, приоритетным должно быть познание души своей. Взорвётся Солнце или нет – ни это важно.  Намного более важнее – познаешь ли ты свою душу или нет. Рано или поздно космические и материальные силы уничтожат и Солнце, и Землю, и материальное человеческое тело. Но что они могут сделать с бессмертной нематериальной душой!!

О чём всевечно тоскует человек? О вечной жизни. Не только своей, но и всего живого. О чём сокрушается постоянно? О бренности всего материального. И в первую  очередь своего тела. Сколько не говори ему о бессмертии души, о рае на небесах, а тело ему жалко. И жалко расставаться с этой материальной жизнью сколько б ни была она ничтожна, мерзка и тяжела. Ему хочется вечной жизни в теле на вечной земле. Только одни хотят этого сознательно, другие – подсознательно и бессознательно. И даже мечта о небесном рае – это мечта о небесной земле. Он хочет видеть мир вечным и прекрасным, но мир предстаёт перед его взором бренным и ужасным.

 «И человек отчаянно тоскует». И начинает изменять вещи. Пытается переделать их. Но вещи не надо изменять – они и сами изменяются. Вещи непостоянны и текучи, они находятся в перманентном изменении. Вещи пусты, как говорят дзэн-буддисты. Их пустотность определяется их непостоянством, их иллюзорностью, мимолётностью, мгновенностью. Человек пытается переделать мир вещей, чтобы мир стал лучше, краше, комфортнее, счастливее. Но увы! Зафиксировать это «лучше», «краше» и т.д. не удаётся, ибо всё течёт и меняется. Все усилия человека по изменению вещей бесплодны и тщетны. Менять нужно не вещи, а самого себя. С изменением человека, изменятся и вещи. Вернее с изменением человека, изменятся законы, по которым движутся и существуют вещи. Материя инертна и пуста и живёт по тем законам, которые ей навязывают. Сейчас материя живёт по законам рождения и умирания. По тем же законам живёт и человеческое тело. Но если дух человека даст телу другой закон, то оно и будет жить по закону, данному духом.

 Как говорил Шри Ауробиндо, мы привыкли болеть, умирать и т.д. Мы живём по привычке, и мир вещей вокруг нас существует согласно нашим привычкам. Человек привык жить экстенсивно. Ему не хватает пищи – он расширяет ассортимент употребляемых в пищу предметов, вместо того, чтобы пытаться жить без пищи. Ему не хватает территории обитания – он завоёвывает другие земли (сейчас человечество подумывает об освоении других планет во Вселенной, и так до бесконечности (если она существует в материи) он будет расширять свой ареал, нелепо рождаясь и умирая), вместо того, чтобы углублять свой внутренний мир, тем самым преображая себя, а не размножая себя.

 Ему не хватает силы – он изобретает технические средства, вместо того, чтобы наращивать силу в самом себе, интенсифицируя свою волю и пресекая лень.  При помощи этих экстенсивных методов человек хочет достигнуть бессмертия и вечной жизни. И возможно ему это удастся – превратив себя в подобие робота с взаимозаменяемыми частями, он и достигнет некоего оптимума, некой «вечности», но это будет всё та же дурная бесконечность. Это будет не жизнь, но экстенсивная экспансия потребления и неудовлетворённости, экспансия суеты.

 Жизнь – это прежде всего вечное интенсивное саморазвитие. Сознательно-волевое движение к свободе, а не инерциально-бессознательное течение в причинно-следственном колесе законов, в колесе сансары. Для животного второй путь – это как раз то что надо, но не для человека. Жизнь животного равна его смерти. Как сказал Фалес, жить и умирать это одно и тоже. И для уровня животного, для уровня материи он был прав. Но для человека жизнь равна жизни. Не улучшение законов в системе «жизнь – смерть», а упразднение любых законов, чтобы открылся свободный путь «жизнь – жизнь». Не изменение мира путём создания нового мира, а радикальное и необратимое изменение самого себя.  И мир тогда прогнётся под нас.

Сможет ли человек в техническом рае избавиться от отчаяния? Возможно и сможет, но тогда это уже будет не человек, а машина. Вполне возможен машинный рай. Он будет хорошо вписываться в механические законы окружающей среды и, возможно, будет достигнута какая-то гармония… Но! Природа не механистична.
 
                «Не то что мните вы Природа,
                Не слепок, не бездушный лик,
                В ней есть душа, в ней есть свобода,
                В ней есть любовь, в ней есть язык» (Ф.И. Тютчев)

В Природе есть Бог. И именно поэтому, возможно преображение Природы. Не может быть дурной бесконечности до бесконечности. Природа эволюционирует благодаря наличию в ней Духа. Эволюция есть не внешнее, а внутреннее изменение. Внешнее изменение – только следствие, только незначительный нюанс. Эволюция – есть интенсивное движение, а не экстенсивное разжижение. Человек может идти двумя путями – интенсивным или экстенсивным, но во втором случае он неминуемо окажется в тупике. А из тупика выход один – пойти по другому пути.

Научно-технический прогресс абсолютно бесполезен. Это пятое колесо в телеге познания. Для самопознания научно-технический прогресс не нужен. Вершина познания была достигнута ещё до научно-технического прогресса: мудрецы Вед и Упанишад, Заратустра, Лао-цзы, Чжуан-цзы, Яджнявалкья, Вардхамана, Капила, Будда, Парменид, Пифагор, Сократ, Платон, Нагарджуна, Гаудапада, Шанкара, Аммоний Саккас, Плотин, Ямвлих, Прокл, Аполлоний Тианский, Иисус Христос, апостол Павел, Дионисий Ареопагит, Ориген, Климент Александрийский, Марк Аврелий, Евагрий Понтийский, Макарий Великий, Павел Фивский, Антоний Великий, Маркион, Мани, ал-Бистами, ал-Халладж, Ибн аль-Фарид, Сухраварди, Руми, Низами, Хайям, Симеон Новый Богослов, Мейстер Экхарт, Якоб Бёме и многие-многие другие. Современные мистики только подтвердили то, чего достигли они, но выше не могли подняться, ибо подниматься выше некуда – выше Абсолюта уже невозможно подняться.

  А вот опустится с сияющих вершин на обширные долины возможно, что и делали те, кто не мог удержаться на острых пиках. Именно они и стали основателями научно-технического прогресса. Именно они стали расползаться вширь, ибо не могли идти вверх или не могли удержаться наверху. А так как их было ( и есть) большинство, то и естественно, что идеи научно-технического прогресса закрепились в этом мире и стали господствующими. Впрочем, они также иллюзорны, как и этот материальный мир, и также вскоре рассеются, как и мираж этого мира. Более того, они не также иллюзорны, а иллюзорны вдвойне, ибо если материальный мир лишь тень и отражение Абсолюта, то всё, что создано человеком, лишь тень тени и отражение отражения. «Если тело наше – тьма, то околичность его – гаразда крайнейшая и погуще тма».(9)  И если материальный мир ноль, то научно-технический прогресс – минус ноль. Но и то, и другое лишь марево, которое рассеется когда придёт Знание.


9.Сковорода Г. Симфоніа, нареченная книга Асхань о познании самого себе // Сковорода Г. Указ. соч. С. 218.