Партия 2017 г. Перв-общин строй. Обобщ. хар-ка

Александр Корень
Партия 2017 г. Первобытнообщинный строй. Обобщающая характеристика.

Человеческое стадо, уже говорилось раньше или позже, но однажды возникнув, прошло через закономерные этапы своего развития. Можно допустить и мысль о  нескольких цивилизационных возрождениях  человечества, что может скрывать первое возникновение и становление   человека как вида, который распространялся по планете вновь после природных катаклизмов.  Практика осмысления истории человечества  ограничена и этим обстоятельствам, а поэтому в значительной части строится на историческом воображении и некоторых археологических артефактах.

Человек в настоящее время представляет принципиально отличный от всего существующего мира животных   тип биологического существа, который становился и формировался под влиянием условий, характерных только для него и им же обусловленных.

Особенности:

Фактором развития человека стало первоочередное развитие его сознания и мышления, для чего требовалось значительное время и можно полагать, что данное обстоятельство прямым образом повлияло  и на длительный период физиологического развития тела человека, включая и период полового созревания. В этот период происходило становление человека как социального существа с формированием форм и методов первого социального взаимодействия в целях сохранения и развития жизни. Природа в человеке  поставила на первое место развитие сознания и мышления, чем и было предопределено как развитие человека, так и его история.
В данном материале   придется обратиться к тем исследования, что уже получили признание, а также собрать и структурировать собственный вид на развитие человека до первобытно-общинного состояния  и в находясь в нём.  Попробую сделать некоторые обобщения и выводы из жизни  людей этого периода социального развития.  Необходимо раскрыть некоторые исторические и ситуационные признаки жизни и представить их совокупным составом факторов.

Исходим из потребности первобытного человека  в обычном выживании, в условиях, когда его вид в своей биологической основе уже сформировался. В связи с тем, что было сделано допущение о возможности почти полной гибели людей и новых восстановлений жизни, то эти обстоятельства могли внести в жизнь людей, как разобщение, так и разнообразие. Появление мышления и сознания и самого типа человека с долгим периодом детского  развития обусловил и многие другие особенности   социального устройства жизни человека, людей в первобытном социуме.

Здесь попробую собрать и перечислить эти особенности, а затем уже ещё раз посмотреть на научные исследованию в этой области. Что же можно отнести к таким особенностям:
смотрим на состав и последовательность. Это:

)осмысление способов добычи пищи и приготовления пищи, использование огня для приготовления пищи и обогрева.
)развивается социальная системность отношений при взаимодействии людей  обеспечении правопорядка и безопасности.
)происходит рационализация трудовых приемов и деятельности  на основе использования   деревянных и каменных приспособлений, орудий производства, развиваются первые производственные технологии.
)расширятся состав предметов труда: начинается бытовое использование леса, глины,
)охота как способ добычи мясной пищи замещается разведением птицы и скота, что является и методом круглогодичного обеспечения мясом, яйцами, материалом для тёплой одежды  и обуви;
)собирательство плодов дополняется разведением плодоносящих растений: деревьев и кустов, овощей и зерна;
)появление посуды, использование е для приготовления и хранения пищи;
)формируются особенности  рождения ребёнка и его развития  до взрослого человека, занимающего длительный период жизни;
)идёт развитие речи, как способа сложной коммуникации между людьми  и как средство воспитания людьми   детей;
) начинается использование животных в качестве транспортного средства, рабочей силы;
)происходит появление колеса  и транспортных средств на его основе;
)происходит появление водных транспортных средств - плотов, лодок, паруса, использование их для рыбной ловли и движения по воде - рекам и морю;
)формирование транспортных маршрутов и обеспечение безопасности на них
)появление жилища как места жизни людей укрытия от непогоды, хранения продовольственных запасов
)появление одежды и обувь, способов их изготовления;
)расширяется диапазон циркуляции человека в производственном и социальном обороте;       
)появление оружия и более совершенных орудий труда для охоты, рыболовства, занятий земледелием, освоение сельскохозяйственных культур.
)длительность родственного общения в период взросления детей, деятельность , требующая коммуникации вызывают  развитие языка и речи, способов изображения действий и предметов, которые получали определённые  коммуникационные значения;
)развитие сознания и мышления
)формирование методов ухода за телом, волосами, уходом за телом, мытье тёплой водой
)необходимость длительной коммуникации между родителями и детьми, между возрастными группами формирует родственные поколения, объединенные в родо-общинные образования.
)вооружённые противостояния в спорах за территорию, право обработки земли, охоты и скотоводства на территории;
)закрепление территорий  за общинами   з защитой их  от инообщинного использования;
появление и утверждение процедур социального поколения и принуждения, военные боестолкновения на поражение противника;
)Захват территории и имущества противника, пленных и превращение их в рабов;
)формирование обязательств, примитивных форм займа, залога, денег;
)появление форм убеждения и агитации;
)развитие институт материнства  как органа становления и развития нового поколения;
)формирование социальности на основе деторождения, общего воспитания детей.
)формирование семьи и отцовства.
) становление и развитие матриархата и патриархата;
)формирование индивидуального семейного  жилища, обособление семейного имущества;
)формирование личных жизненных ресурсов семьи
)расселение людей  по   морским побережьям и рекам с занятием и производственном освоением новых земель с преимущественным поселениям в благоприятных для жизни регионах.
)формирование института  в части общего управления общинных предводителей, а также военных, производственных и социальных предводителей с появление способов выборов и передачи соответствующих функций. Основная функция и задача первобытного строя - это формирование исходных институтов власти.  Так проект стал обозначать исходное формационное устройство человеческого социума.

Через функциональный анализ можно увидеть общее формационное устройство и его развитие. На же еще предстоит рассмотреть представления историков и их понимание первобытно-общинного строя.

Дальше придётся сделать небольшой конспект  источников представляющих образность первообщинного строя.
Делаю выборки.
- - -

Первобытнообщинный строй - общественно-экономическая формация.

   Самый ранний период истории человечества был временем становления человека и общества. Формировавшиеся люди жили в становившемся обществе, которое многие советские учёные называют «первобытным человеческим стадом».

Если считать за первых людей архантропов (питекантроп, синантроп, атлантроп, гейдельбергский человек и др.), то возникновение «первобытного человеческого стада» следует датировать около 1 млн. лет до наших дней; если так называемых презинджантропов (Homo habilis), то свыше 2 млн. лет (см. Антропогенез).

...эпоха «первобытного человеческого стада» совпадает с ранним палеолитом. Примерно 40—35 тыс. лет назад, на грани раннего и позднего палеолита, завершилось превращение людей типа палеоантропов в людей современного типа — неоантропов. Завершение становления человека (антропогенеза) было невозможно без завершения становления общества (социогенеза).
... на грани раннего и позднего палеолита «первобытное человеческое стадо» трансформировалось в подлинное сформировавшееся человеческое общество.
 
 Археологически — это поздний палеолит, мезолит, неолит и, может быть, начало энеолита.

 ... «первобытное человеческое стадо», в котором господствовал промискуитет (неограниченные половые связи), на грани раннего и позднего палеолита превратилось в материнский род, который и был первой формой бытия сформировавшегося общества.

В силу экзогамии род не мог существовать вне связи с другими. Поэтому возникновение рода было одновременно и появлением системы, состоящей из двух взаимобрачащихся родов — дуально-родовой организации.

Вместе с родом, таким образом, впервые возник и брак, который в своей исходной форме был групповым браком (дуально-родовым) и вместе с тем дислокальным браком.

Дислокальность брака имела своим следствием полное совпадение материнского рода и общины: род и был общиной, община была родом.

Не все сторонники этой точки зрения принимают тезис о дислокальности группового брака.

 Некоторые считают, что он был матрилокальным браком. Соответственно, с их точки зрения, материнский род и община с самого начала совпадали не полностью.

Включая в свой состав людей, принадлежавших не к одному роду, а к нескольким, каждая община имела своей основой один определённый род и в этом смысле была родовой.

Исследователи, придерживающиеся положения о дислокальности группового брака, считают, что такая структура возникла позднее, после появления парного брака и семьи. Во многих случаях род оставался материнским вплоть до эпохи, характеризующейся накоплением богатств и переходом их в частное владение отдельной семей.

Действие этих факторов чаще всего имело своим следствием возникновение отцовского рода. Исходя из этого, некоторые исследователи выделяют в качестве главных этапов эволюции П. с. матриархат и патриархат.

Однако данные этнографии свидетельствуют о том, что материнский род в одних конкретных условиях мог смениться отцовским задолго до начала становления частной собственности (австралийцы), а в других — продолжать существовать вплоть до возникновения классов и государства,

В процессе развития П. с. род постепенно утрачивает многие свои первоначальные функции, в том числе экономические, и перестаёт быть основой общины. .... На позднем этапе П. с. главной экономической единицей становится община, чаще всего состоявшая из представителей многих родов.

Это обстоятельство легло в основу периодизации, в которой в качестве главных этапов П. с. выделяются эпоха первобытной родовой общины и эпоха первобытной соседской общины.

  Согласно другой точке зрения, основной единицей П. с. на всех этапах его развития была первобытная община, всегда состоявшая из парных семей. Община и семья — определяющие и универсальные ячейки П. с. Род никогда не имел экономических функций, его роль сводилась преимущественно к регулированию брака.   Одни считают, что община возникла на грани раннего и позднего палеолита, другие относят её появление к более раннему времени, нередко выступая при этом против понятия «первобытное человеческое стадо». Имеются разногласия между ними и по вопросу о времени возникновения рода.

   ... 

Ареал расселения первых людей — архантропов — был сравнительно невелик и ограничивался лишь районами с тёплым климатом (Африка, Восточная и Южная Азия, Юго-Западная Европа). Ведущим видом их деятельности была чаще всего охота, в том числе коллективная, на крупных животных. Оружием служили деревянные копья и дубины, камни.
Большую роль играло собирательство, доставлявшее, по-видимому, основную массу пищи. Несомненен факт, что уже синантропы пользовались огнем, хотя, вероятно, ещё не умели его добывать. С переходом к палеоантропам (неандертальцам) охота окончательно становится главным источником существования. 

  Радикальные изменения претерпела техника обработки камня с переходом к позднему палеолиту. Возник весьма богатый и разнообразный набор специализированных орудий (резцы, тёсла, ножи, пилки и т. п.).   Главными источниками существования оставались охота и собирательство, к которым добавилось рыболовство. 

  Ранний палеолит — эпоха «первобытного человеческого стада» — был временем становления социальных отношений вообще, первобытного коллективизма прежде всего.
В эволюции сложившегося П. с., начало которому было положено переходом к позднему палеолиту, можно выделить две основные стадии. Первая из них характеризуется таким уровнем развития производительных сил, при котором продукта добывалось не больше, чем его было необходимо для обеспечения физического существования людей (то есть он весь был жизнеобеспечивающим), или не намного больше, чем нужно для выживания (то есть избыточный продукт был невелик). В таких условиях единственно возможным способом распределения было уравнительное.
(Здесь объяснение уводит нас в сторону  категорий политэкономии марксизма  - необходимого, избыточного и прибавочного продукта)

Суть уравнительных отношений заключалась в том, что весь продукт, независимо от того, кем и как он добыт, являлся полной и безраздельной собственностью коллектива. В результате каждый член коллектива имел право на долю продукта уже в силу самой своей принадлежности к данной группе.  ...

 С появлением минимального избыточного продукта возникла возможность обмена между членами разных коллективов, которая постепенно превратилась в действительность.

...
  Размеры коллективов на данной стадии обычно не превышали нескольких десятков человек, что не мешало им быть во многом (и прежде всего в экономическом отношении) самостоятельными социальными организмами. Никаких особых органов власти внутри коллективов не существовало, не было должностных лиц. Отдельные люди могли пользоваться значительным влиянием, но оно основывалось исключительно на их личных качествах. Единственным регулятором поведения людей являлась воля коллектива (мораль), выражавшаяся в его общественном мнении и закреплявшаяся в традициях. Характерным для этой стадии было равноправие мужчин и женщин. Полная самостоятельность коллективов в решении всех своих внутренних дел не исключала связей между ними. Более того, в силу экзогамии рода они были неизбежными. Обычно несколько коллективов, живших по соседству, составляли систему социальных организмов — племя. Но это первоначальное племя, как правило, не было организованным целым, в нём, в частности, также отсутствовали какие-либо общие органы власти. Контакты между коллективами, принадлежавшими к одному племени, носили более частый и регулярный характер, чем между входившими в состав разных племён. Вследствие этого для всех коллективов одного племени была характерна общность языка и культуры.

 Первоначальное племя было и этнической общностью. Духовная жизнь людей той эпохи носила во многом нерасчленённый, синкретический характер. Выделение отдельных форм общественного сознания только лишь намечалось. В процессе практической деятельности людьми была накоплена определённая сумма знаний об окружающем мире и о самих себе.
 Прогрессировала техника обработки камня, кости, рога. Совершенствовались приёмы охоты и рыболовства. В мезолите начали распространяться лук и стрелы. К этому же времени, по-видимому, относится и одомашнивание собаки. Всё это создавало условия для перехода от первой фазы П. с. ко второй. Вторая фаза П. с. характеризуется таким уровнем развития производительных сил, при котором стало возможным появление сравнительно большого количества избыточного продукта. Это подготовило и обусловило существенную перестройку всей системы социально-экономических отношений.

   Подавляющее большинство орудий труда в эпоху П. с. принадлежало к числу таких, которые использовались индивидуально. В условиях всё большего обособления, парцелляризации труда, вызываемой усовершенствованием орудий производства и трудовых процессов, всё более увеличивающаяся часть продукта, создаваемого трудом человека, начала переходить в его более или менее полную собственность. «... Самое существенное,— писал К. Маркс об этом периоде истории,— это — парцеллярный труд как источник частного присвоения» (там же, с 419).

  Процесс этот шёл крайне медленно и постепенно. Ни один человек, ни одна семья на данной стадии не могли существовать, не делясь (причём систематически) продуктами своего труда с другими людьми, с др. семьями, не оказывая им и не получая от них постоянной помощи.

Пока отсутствовало требование более или менее точного соответствия между тем, что человек давал другому, и тем, что он от него получил, эти отношения были формой уравнительного распределения.
...На первых этапах обмен товарами происходил только между членами разных общин. Первоначальной его основой было различие природных ресурсов, находившихся в распоряжении разных общин. В свою очередь, развитие обмена способствовало утверждению трудового способа распределения. Сфера действия последнего расширялась постепенно. Сначала она охватывала в основном лишь избыточный продукт. Затем в неё стал втягиваться и жизнеобеспечивающий продукт. Соответственно сокращалась доля общественного продукта, подлежавшая уравнительному распределению, и сужался круг лиц, внутри которого этот принцип продолжал действовать.

  Парцелляризация труда имела своим неизбежным следствием утверждение индивидуальной собственности (наряду с которой долго ещё продолжала существовать и общинная), возрастание роли семьи как определённой экономической ячейки и возникновение известного имущественного неравенства между индивидами и семьями.

Избыточный продукт начал в своей массе сосредоточиваться в руках немногих лиц, что создавало условия для появления зародышевых форм эксплуатации. Возрастали размеры общин. В их состав теперь нередко уже входили сотни людей. Усложнялась структура общин.

Укреплялись связи между общинами. Во многих случаях наблюдалось появление более или менее прочных объединений общин, которые нередко оформлялись как союзы родов. Они так же, как и более ранние объединения коллективов, именуются обычно племенами. Численность их могла достигать несколько тысяч чел. Племя теперь, как правило, имело определённую внутреннюю организацию. По-видимому, именно к этой стадии относится возникновение специальных родовых, общинных и племенных органов власти, появление особых должностных лиц (старейшин, вождей).

... В отдельных случаях должности вождей и старейшин становились наследственными.

Переход ко второй фазе П. с. произошёл ещё в эпоху господства присваивающего хозяйства.

 Данные археологии свидетельствуют, что в ряде мест Ближнего Востока (Северный Ирак, Палестина) переход к земледелию и скотоводству произошёл ещё в мезолите, в 9—7-м тыс. до н. э. К 5-му тыс. до н. э. новая форма хозяйства утвердилась уже во многих районах Юго-Западной Азии (Туркмения, Иран, Анатолия, Сирия) и на Балканах, к 6—5-му тыс. до н. э.— в междуречье Тигра и Евфрата, долине Нила, Центральной Европе.

  Переход к земледелию и скотоводству был крупнейшим переломом в развитии производительных сил человечества. Он представлял собой подлинную революцию.

 . Возникновение земледелия и скотоводства, обеспечив регулярное производство избыточного продукта, сделало возможным, а в дальнейшем и неизбежным переход от доклассового общества к классовому.  (сомнительно, что именно так.).  ...Община постепенно превращается в систему всё более обособляющихся друг от друга домохозяйств. Парная семья трансформируется в моногамную (см. Моногамия). Часто это превращение опосредовано возникновением большой патриархальной семьи. Начинается выделение ремесла, что способствует дальнейшему развитию товарообмена.

Углубляется возникшее ещё на предшествующей стадии имущественное неравенство. Зародышевые формы присвоения прибавочного продукта, развиваясь, превращаются в систему отношений эксплуатации. Получают развитие рабство, различные формы кабальной зависимости; свободное население всё в большей степени расслаивается на богатое и знатное меньшинство, иногда именуемое родовой аристократией, и на массу рядовых общинников.

Постепенно формируется частная собственность. Зарождаются и обостряются социальные антагонизмы. Начинается становление государства. Одной из форм, в которой это происходит, является военная демократия. Всё более возрастающую роль приобретают войны с целью грабежа. Они в значительной степени ускоряют процесс становления классов и государства. Увеличиваются размеры социальных организмов. Они начинают включать в свой состав десятки и даже сотни тысяч человек. Общины всё в большей степени перестают быть самостоятельными социальными единицами, превращаясь в составные части более крупных организмов, являвшихся одновременно и формирующимися государствами.

Всё это в огромной степени способствовало формированию сравнительно крупных этнических общностей — на базе объединения племён возникают народности. Становление классового общества сказывается на общественном сознании. Единая мораль П. с. исчезает, уступая место морали классовой. Возникает право. Расслоение общества находит своё отражение в расслоении (в сознании людей) сверхъестественного мира, в выделении из среды более или менее равных по значениям сверхъестественных существ (демонов, тотемистических предков), нескольких особо могущественных — богов. Окончательно оформившийся с возникновением классового общества политеизм освящает эксплуатацию человека человеком. Первой фирмой идеологии была религиозная идеология.

  Впервые процесс становления классового общества завершился в двух районах Старого Света — в междуречье Тигра и Евфрата и долине Нила. Шумерская и египетская цивилизации возникли в 4-м тыс. до н. э., в эпоху энеолита (медно-каменного века).

Возникновение раннеклассовых обществ в Эгейском бассейне (включая западную часть М. Азии), в долинах Инда и Хуанхэ относится уже к бронзовому веку, к 3-му и 2-му тыс. до н. э. Вопрос о социально-экономической структуре первых раннеклассовых обществ принадлежит к числу дискуссионных. Одни советские учёные считают их рабовладельческими (см. Рабовладельческий строй), другие характеризуют их как общества с азиатским способом производства.

 ...  появление классовых обществ связано со временем распространения металлов.

... у славян и германцев формирование классового общества завершилось возникновением феодального строя. (Возникновение классов происходитна основе властной специализации людей, но основе захвата власти, через формирование  института властелинства: князь, хан, царь, король, султан.

  Понятие о П. с. как о первой общественно-экономической формации существует только в марксистской науке.

Из буржуазных учёных к нему ближе всего подошёл эволюционист Л. Г. Морган в своём «Древнем обществе» (1877), Результаты исследований Моргана были использованы Ф. Энгельсом в его книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884).

Некоторое время идеи Моргана имели довольно широкое распространение в этнографии, но начиная с конца 19 в. в буржуазной науке о первобытном обществе произошёл резкий поворот к антиэволюционизму. Возникло множество школ и течений, в том числе различные направления диффузионизма
 — английское (Э. Смит и У. Перри), школа «культурных кругов» в Германии (Ф. Гребнер) и как её дальнейшее продолжение и развитие — «венская культурно-историческая школа» (В. Шмидт), американская «историческая» школа (Ф. Боас), структурно-функциональная школа (Б. Малиновский, А. Р. Радклифф-Браун) и др.

 Характерной чертой всех этих школ был узкий эмпиризм и крайний антиисторизм, отрицание общих закономерностей и поступательного характера развития общества. В той или иной форме буржуазные исследователи пытались обосновать извечность частной собственности, моногамной семьи, а некоторые — и изначальность религии.

Антиэволюционистским направлением является и так называемый культурный релятивизм, который трактует каждую культуру как неповторимую индивидуальную систему, а историю понимает как количественные изменения в рамках уникальной традиции.

 
 Широкое распространение в буржуазной этнографии получил так называемый неоэволюционизм.
Для его сторонников характерен известный отход от крайностей теоретического нигилизма и антиисторизма. Однако подлинно исторический подход им чужд, что можно видеть на примере так называемой теории многолинейной эволюции, развиваемой Дж. Стюардом (США). В основе последней лежит отрицание общих законов развития общества. (Собственно, того, что можно было бы понимать под общееством, того  и не существовало. Человеческое ещё не общественное.)

Вместе с тем среди западно-европейских и американских этнографов и археологов всегда были исследователи (и число их растет), которые признавали единство и поступательный характер развития общества и стремились выявить его закономерности (Л. Уайт, Р. Редфильд, Р. Адамс, Э. Сервис, М. Салинс, Р. Франкенберг и др.).

Некоторыми из них были предприняты попытки создать периодизацию истории первобытного («примитивного») общества. Так, например, Сервисом и Салинсом были выделены следующие «уровни» эволюции: уровень «групп» (bands); уровень племён (tribes) уровень догосударственных объединений возглавляемых вождями (chiefdoms): уровень «примитивных государств». Следующий уровень — империй или архаических цивилизаций — находится уже за пределами «примитивного» общества. 
- - - -
Материал для конспекта был взят с открывшегося источника, а вот с какого - названия книги и автора не определил, но материал хороший, как и библиографический материал для него.

Надо подвести итоги. Одна из целей рассмотрения вопроса - поиск начала "общественного". И в собственном функциональном рассмотрении первобытнообщинного строя, и в рассмотрении истории его исследования этого качества у человеческих отношений ещё нет. Более того укрепилось убеждение, что  и во всех рамках властного уложения также нет. Природа возникновения его появляется только при формировании   новой формы общественного порядка, формирующегося как правовое уложение. Оно же - уже дело некоторого будущего и цивилизационной революции.