Швамбрания в кондуите

Андрей Тюков
Они не так далеко разведены по углам, эти двое: израненный Иисус и недоверчивый Фома, как это может показаться. Первый даёт второму совать пальцы в незажившую рану, а второй радуется на время достигнутой конгениальности. Разум и вера, наука и религия – такие же (литературные) близнецы-братья, как Ленин и партия. И это как раз легко понять.
В основе науки и религии лежит один и тот же краеугольный камень (взаимно отвергаемый строителями из другой бригады), а именно – иррациональное представление о первоначале. Ну, в самом деле: чем – для моего обыденного сознания (я посконно-кондовый мещанин), пусть даже подпорченного (незначительно) на стройке неизвестно чего – отличны в принципиальном смысле теория "Большого взрыва" и вера в Создателя мира, что не от мира сего? Если и то и другое эмпирически не существует, документально не зафиксировано, доказательно не познаётся и бытует – в первом случае в меньшей степени, во втором по преимуществу – как акт сознания?
Сия коллизия блестяще транспонирована на детский (т. е. истины) уровень в известном эпизоде, где мальчик Ося обсуждает с православным батюшкой проблему креационизма vs. эволюция. Иерей утверждает: "Бог всё это создал". Младенец не согласен: мама "сама вышла понемножку из обезьянки". И то и другое, да простят меня и там и там, выглядит и звучит одинаково абсурдно...
Но если существует любопытный палец – должно быть и некоторой ране, в которую палец будет вставлен. Вот это есть. Прочее – извините, литература... – Швамбрания, кодифицированная в кондуиты различных достоинств.


22 апреля 2019 г.