Выбор без выбора

Вадим Росин
panem et circenses (панэм эт цирцэнсэс)
сиё выражение римского поэта-сатирика Децима Юния Ювенала означает «хлеба и зрелищ».

        Три недели после первого тура выборов народ Украины в томительном ожидании, в предвкушении спектакля под названием «дебаты» Гаранта с Претендентом предстоящими на ристалище под названием стадион «Олимпийский». «Рanem circenses!» Увы, здесь предстояло только зрелище, без хлеба. Впрочем, сторонникам гаранта перепало и на хлеб, и бесплатная доставка на комфортабельных авто.
        Гаранту безусловно было что терять. В случае поражения во втором туре, его мог ждать не только Высший суд (душу мы давно отдали под залог Люциферу), а  реальный с отсидкой или повешение. Предстояла нелёгкая stragglle for life, как говорят любы друзи янки, что означает по нашему (по-ордынски) кердык.
Нонешний голова, прибравший к рукам сперва сахарное производство, а затем и всю страну поднаторел на обмане. Но нельзя же обманывать вечно, а особенно сюзерена. Уж этого они не прощают своим вассалам.
         Претендент оказался парнем не робкого десятка, а главное – личностью незаурядной. Это сразу стало ясно, когда он фактически навязал Гаранту свой сценарий дебатов. И надо же, обычный мальчик из обычной еврейской семьи, а каков перец.
Он не стал ни банкиром, ни скрипачом, он сам стал первой скрипкой и обрёл и то и другое, кончив (на всякий случай) в университете юрфак.
Сцена стала для него и смыслом жизни и источником дохода. Талантливый актёр, он сыграл президента страны так, что люди ему поверили. Но теперь время пришло претворить в жизнь то, что было на сцене, пригодился таки юридический.
         Наступало время, когда каждый из кандидатов должен был показать на что он способен. Проплаченая многотысячная «группа поддержки» скандировала «Порошенко – наш президент» радовала сердце гаранта и, казалось, уже предрекала ему досрочную победу ещё до начала сражения.
Они стояли рядом вполоборота соперник к сопернику.
         Но вот берёт слово претендент. Поднимает обе руки и жестами пальцев латинской буквы V как прирождённый оратор обращается к собравшимся:
«Я приветствую всех, кто приехал сюда на автобусах….» Дальше уже неважно что и как он будет говорить Alea iacta est, как сказал Юлий Цезарь переходя через  Рубикон. Назад хода нет и симпатии уже на его стороне.
И, не делая никакой паузы, этот маленький Цицерон, пошёл в наступление:

- Пять лет назад, баллотируясь на пост Президента страны Вы, Пётр Алексеевич, объявили себя Президентом мира и мы Вам поверили. Я тоже голосовал за Вас.
5 лет прошли и что? Покончено с войной? Вы обманули свой народ, господин Президент.
- Вы обещали людям зарплаты и пенсии как в Европе. Где они? Вместо этого вы забираете у семей последнее на ведение войны.
- Вы обещали покончить с олигархатом, посадить олигархов в тюрьму, но я вижу их здесь, стоящих напротив.

        Казалось дело сделано, гарант, припёртый как волк в овчарне обложенный со всех сторон фактами, поднимет лапы кверху и попросит пардону. Не тут то было. У Гаранта есть ещё шорох в шороховницах. Он с большим водушевлением  перечисляет (в который уже раз) всё, что он сделал для страны:
 –  во-первых безвиз.
 -  Он (при помощи американських друзив) вооружил армию.
 -  Он привёз (аж из Стамбула) Томос. Благодаря цёму докУмэнту у держави зараз е своя Вира.
 -  Он внёс законопроект в Конституцию о единой дэржавной мове, запрещающий применять русский язык в стране.
         Зеленский же напомнил ему про тарифы, про африканский и аризонский уголь, потерю территории, чем окончательно приговорил оппонента.
И... предложил ему покаяться перед народом. На что тот вынужден был согласиться. Только стал на колени почему-то не лицом к народу, как это сделал Зеленский, а задом. Видимо приготовился по-серьёзному к порке.
Plaudite cives, plaudite amici, finita est comedia (рукоплещите, граждане, рукоплещите, друзья, комедия окончена).
Вернее Первый акт.
Завтра - Второй.
Но истина в том, к сожалению, что это выбор без выбора.
Хрен редьки не слаще.