Ослик и Самсон

Татьяна Касьянова
Жил-был ослик. Ослика звали Лис, свое имя он получил за рыжеватый оттенок шерстки. Хозяин Лиса Самсон – небогатый молодой человек, родители его давно умерли, в наследство оставив Самсону дом, хлев и ослика. На пропитание Самсон с осликом зарабатывали на воскресных ярмарках катанием детишек. Для этого у них даже была специальная повозка, украшенная разными бантиками, ленточками и бусинами. За один раз в повозку помещалось четверо ребятишек. Чтобы заработать на неделю, надо было с утра до вечера поработать на ярмарке. Иногда получалось заработать побольше, когда стояли теплые солнечные дни, иногда поменьше, но в целом им хватало даже с лихвой: Самсону на кружечку эля после тяжелого рабочего дня, а Лису на хороший овёс.
Так проходил день за днём. Самсон был общительным парнем, и его все любили за доброту и щедрость – он часто помогал соседям и знакомым, у которых случались горе или нужда. Кому-то надо было привезти дрова, и нечем было заплатить – Самсон с осликом привозили дрова бесплатно, никогда не отказывали в помощи бедным и нуждающимся, и деньгами Самсон тоже, бывало, выручал людей. Вот недавно хромой старухе Эльзе нечем было заплатить булочнику за рогалики, и Самсон заплатил за неё, Эльза обняла его и сказала: «Благослови тебя Бог, сынок, за твое доброе и отзывчивое сердце». Иногда к Самсону приезжали друзья, они собирались вместе в маленьком домике Самсона и весело проводили время за кружечкой эля и доброй беседой.
Однажды, дело было поздней дождливой осенью, к Самсону приехал самый лучший друг Симон, с которым они вместе выросли и учились в школе. Только Самсон остался в деревне, а Симон выучился на счетовода и стал большим учёным. Самсону было очень приятно, что Симон не забыл его. И по такому случаю, конечно, надо было приготовить хорошее угощение. Но в дождливые дни работы на ярмарке совсем не было, и деньги у Самсона почти все некстати поистратились, а кое-кому он даже был должен. И что было делать? Деваться некуда, Самсон быстро сбегал к соседу-мяснику, потом заскочил к знакомому повару, обо всём договорился, и к столу был подан ослик Лис, запеченный с травами. По такому случаю Самсон позвал и остальных друзей – пир, так пир! Славный получился праздник, все ели, пили и веселились. А на следующий день гости разошлись, а Симон уехал, на прощание крепко обняв друга детства, увозя с собой радость встречи.
Самсон остался один. Он убрался в доме, потом пошёл в хлев, где уже теперь было пусто, поскрипывала колышимая сквозняком незапертая дверка в стойло Лиса. И только повозка в углу напоминала о том, что послезавтра суббота и, может быть, будет солнечный денёк, и на ярмарку прибегут дети покататься… на ослике. Самсон вздохнул, взял шкуру Лиса и отнёс её к скорняку. Скорняк осмотрел рыжеватую шкуру и дал за неё как раз ровно столько денег, сколько нужно было Самсону, чтобы раздать все свои долги.
Наступила суббота. Солнышко радостно светило в окно, на небе не было ни одной тучки. Весёлые звуки ярмарки и детский смех разбудили Самсона. Ах, как же он проспал, надо же скорее собираться! Нельзя пропускать солнечный ярмарочный день! Он вскочил, наскоро натягивая одежду. «Лис! Лис!» – крикнул он и осёкся. Ведь Лиса уже нет. Осталась только повозка. Самсон побежал в хлев, сам запрягся в повозку и так понёсся на ярмарку. Ленточки запестрили на солнце, развеваемые ветром, бусинки задорно позвякивали: «Давай покатаемся! Давай покатаемся!»
Дети стояли и молча смотрели на странного человека, запряженного в ослиную повозку. Это был знакомый им улыбающийся Самсон, но в то же время они не узнавали его. И где Лис?... Маленькая Мари неожиданно закрыла лицо руками и заплакала, потом повернулась и убежала. Остальные дети последовали за ней. Никого не осталось рядом с Самсоном.
«Продаёте? За сколько?» - голос незнакомого человека вывел Самсона из оцепенения. Человек показывал пальцем на повозку. Самсон назвал цену, и повозка была продана. «Вырученных денег мне хватит на месяц, - подумал Самсон. – А потом я продам запасы овса…» Он зашёл в трактир, выпил кружечку эля, как всегда это делал в удачные ярмарочные дни.
В этот день Самсон вернулся домой рано, и делать ему было совершенно нечего. Он лёг на кровать и уснул.
«Самсон! Самсон! – услышал он сквозь беспокойный сон. - Это я, твоя совесть. Самсон, как ты будешь жить дальше? Ты предал своего верного помощника Лиса, Самсон, он доверял тебе, а ты лишил его жизни и отдал на съедение только ради того, чтобы выглядеть богатым и состоятельным в глазах друзей…» Самсон вскочил и закричал в пустоту: «Я поеду в город учиться на врача! Я уеду из этой деревни!!! Я не хочу больше видеть эти лица, эту ярмарку и этих детей!» Совесть ответила едва слышно: «Я буду приходить к тебе, Самсон, и напоминать о том, что ты наделал. От меня тебе никуда не скрыться, я всегда буду следовать за тобой…» Легкий ветерок нарушил образовавшуюся тишину, потом вокруг Самсона закружились тени, они кружили всё быстрее и быстрее, поднимаясь вверх под потолок. Он пытался присмотреться и разглядеть детали, но не мог понять, то ли это языки пламени играют с ним злую шутку, то ли он сходит с ума. Наконец видение стало удаляться и рассеиваться в воздухе, Самсон услышал отдалённый весёлый детский смех, «Давай покатаемся! Давай покатаемся!» - звякнули бусинки, мелькнули ослиные уши, и всё исчезло. Самсон сел в своей кровати, свесил ноги, закрыл лицо руками и горько заплакал…
«И-а! И-а!» – Лис стоял в стойле и звал своего хозяина. По-ослиному это означало: «Сколько можно спать, вставай, лежебока! Да задай мне овса! И напои меня!». Хромая Эльза, кряхтя, зашла в хлев. «Не кричи, Лисик, - сказала она, - хозяин уже совсем скоро встанет на ноги и расчешет тебе гривку, выведет тебя из стойла поразмяться. Потерпи ещё немного, хороший ослик». Потом она зашла в дом, увидела Самсона, сидящего в своей постели, и радостно шагнула к нему. «Эльза? Что ты тут делаешь?.. Эльза, я негодный человек, я убил ослика и продал повозку, как я буду жить дальше…» Эльза посмотрела на Самсона ничего не понимающими глазами, сделала еще несколько шагов в его сторону, но поскольку была хрома, то неловко зацепила край стола. Послышался звон стекла. «Ой, ой! Разбились флакончики, которые дал доктор! – запричитала было она, а потом радостно добавила, – Да ты же уже здоров, я вижу, и они тебе больше не нужны. Ох, и устала же я ходить за вами обоими! Вставай скорее, Лис заждался тебя и ужасно соскучился!»
Самсон встал. После болезни его ещё шатало, но он добрался до хлева, всё сбивая на своём пути, обнял Лиса, и гладил, гладил его, смеялся и плакал одновременно, целовал колючую ослиную морду и не мог остановиться.
Вот и сказке конец. А Самсон с осликом жили долго и дружно, и были самыми добрыми жителями в деревне. И все их любили. Все.
Таня Касьянова
04.01.2018