Испорченные связи

Леонид Шиндер
Известно, что мы познаем окружающую реальность чувственно через органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкусовые. А наш разум связывает все эти ощущения в единую картину, рисуя нам некий объем с какими-то объектами, в котором мы находимся.

И это еще не все. Цельная картина мира, состоящая из звуков, красок, форм, запахов пробуждает в нас еще одно чувство. И оно реагирует на то, что мы воспринимаем пятью органами чувств новыми ощущениями – наслаждением или страданием.

Причем, это происходит настолько естественно, что даже не приходит в голову вопрос, а зачем это надо? Зачем нам эти эмоции, добавленные к нашим пяти органам чувств? Ведь для нашего существования вполне достаточно оценивать мир по принципу – полезное и вредное.

И в самом деле, если убрать эмоциональную составляющую из основы нашего существования – пищи, например, человечество от этого будет только здоровее. То, что для меня вредно, я от этого отдаляюсь и не использую, а то, что полезно беру для себя. И не возникает при этом чувство наслаждения или отвращения – просто употребляю, или нет.

Так нет же, в питательный процесс вмешивается наслаждение, и в результате мы поглощаем в безмерном количестве вредную пищу, страдая потом от болезней и ожирения. И так, собственно, мы относимся ко всему, что находится вокруг нас – потребляем безмерно, ни считаясь, ни с чем и не с кем, а только с наслаждением или страданием.

И выходит, что чувство, которое доставляет нам наслаждение или страдание – оно руководит всеми нашими поступками в жизни. А пять органов чувств, в совокупности с разумом, заняты только либо поиском новых наслаждений, либо поиском возможностей убежать от страданий.

И чувство это – основа нашей жизни. Его называют желание насладиться и это единственная материя, из которой создано все существующее.

И написано об этом в каббалистических произведениях, что  "Желание Творца было – насладить творение". И следует отсюда вывод, что мы изначально созданы для наслаждений.

Наслаждение само по себе не имеет никакой формы. Мы можем наслаждаться от еды, отдыха, богатства, славы, знаний и многого другого. Все зависит от нашего желания – чем мы хотим насладиться. И если бы к нашим наслаждениям не подмешивались страдания, то так бы мы и жили – ни о чем не заботясь и ни о чем не спрашивая.

А страдания – это результат того, что наши желания не заполняются, как мы того ожидаем. Ведь по природе своей мы ждем только наслаждений, и этим сами невольно соглашаемся с тем, что "Желание Творца было – насладить творение". И каждое мгновение  обращаемся к Нему  – "Вот наши желания – заполняй их". Но только не всегда выходит по-нашему.

И это неспроста. Наслаждения или страдания, сопровождающие нас на протяжении всей жизни, являются ничем иным, как формой связи между нами и Создателем. Ведь человек обращается к Творцу только в двух случаях: когда молит о том, чтобы прекратились страдания, или благодарит за полученное наслаждение.

Правда, со словами благодарности у людей не очень густо, да и не этого ждет от нас Творец.

Я слышал пример, который привел Мудрец. Он наблюдал за играющими детьми. Они возились себе на детской площадке, и не обращали внимания на мяч, лежавший неподалеку. Не обращали внимания до тех пор, пока один из малышей не поднял его.

Другой ребенок, увидев мяч в чьих-то руках, поспешил к этому малышу и попытался его отобрать. Малыш, естественно, начал сопротивляться. К ним подбежал еще один, и началась небольшая потасовка.

Из этого примера следует вывод, что в наших глазах, многие вещи и предметы приобретают ценность, когда мы видим, как от этих вещей наслаждаются другие. Даже достаточно знать о них мнение других людей, и мы кидаемся в погоню за приобретением этих наслаждений. И это могут быть не только вещи: модная прическа, путешествие, музыка, и многое другое, чем мы пользуемся в жизни. Все это может доставить нам наслаждение, если этим наслаждаются другие.

А еще более мы наслаждаемся, если это недоступно другим, ведь это ощущение возвышает нас над остальными людьми. У них нет, а у меня есть.

И отсюда можно понять суть наслаждения богатством, властью, роскошью и тому подобным, чем наслаждается человечество. Наслаждается, одновременно заставляя страдать тех, за чей счет это делается. И с этим ничего невозможно поделать – ведь мы такими созданы, это наша природа.

И для чего мы созданы такими испорченными? И утверждают мудрецы, что ведет нас постепенно Творец к осознанию зла нашей исконной природы. И не для того, чтобы мы зарыдали от бессилия что-либо исправить к лучшему в нашей жизни.

Но для того, чтобы научились сами, самостоятельно относиться к источникам наслаждения по-другому. Ведь если форму наслаждения нам диктует мнение общества, то нам всего-то нужно новое общественное мнение.

Если высшей ценностью в обществе будет считаться умение принести максимальную пользу окружению, если делающий это, будет почитаем и уважаем людьми, мир измениться.

Только есть одно "Но". Новое мнение общества должно обладать силой, способной нейтрализовать бушующую в нас природу эгоизма. А сила эта есть только у того, кто создал нас такими – Он, и только Он в состоянии изменить то, что сделал.

И ждет Он нашего обращения с такой просьбой. Но предшествует ей все-таки период осознания зла.