Непознанное

Марина Стригина
Жизнь – это ад, в котором глупец
гонится за наслаждениями
и приходит к разочарованию.
Артур Шопенгауэр

         Мистика – один из самых интригующих современных жанров. Странные события и необъяснимые явления, знаки потустороннего мира и леденящие душу существа, страх неизвестного, сверхъестественного, не поддающегося логичному объяснению. Это связано с тем, что в основе человеческой психологии заложен живой интерес ко всему таинственному, непонятному.
         Начало своё мистицизм берёт в народном этносе и религии. Оттуда и заимствует тему, персонажей, символы и способ передачи ощущений, чувств и эмоций. Мистики в произведениях противопоставляют "реальность" и "видимость", пытаются определить место и возможности человека в мире, стоящем за пределами его понимания, раскрывают вечный конфликт добра и зла.
         В творчестве Александра Щербакова немало произведений с мистическим сюжетом. Герои, которым свойственно стремление к получению легкой наживы, к необузданной праздности, терпят фиаско, что подчеркивается использованием автором в текстах иррационального, непознанного.
         В рассказе «Хеллоуин» главный герой сталкивается с мистическим персонажем, будучи в питейном заведении. Народ отмечает один из старейших жутковато-веселых праздников англоязычного мира. Поэтому именно сатана правит бал. «Продай душу дьяволу» - это главное предложение, которое запечатлено золотыми буквами на занавесе сцены. А ведь очень заманчиво получить покровительство Темных Сил, благодаря которому, наконец, можно осуществить свои самые смелые мечты.  Но действующие лица не верят в реальность происходящего, для них это лишь игра, поэтому шум и «гомерический» смех сопровождают действо. Герои не осознают, что перед ними дьявол. Они в эйфории праздника не видят главного: идет процесс искушения. Так, в произведении автор подчеркивает, что именно потусторонние силы призваны в наш мир для того, что обличить пороки человека, основанные на интересе, страсти и страхе.
         В творческой копилке автора немало произведений, где мистический сюжет подчеркивает безысходность, одиночество, вину героя.
         В рассказе «Ангелочек», построенном на контрасте праздника и трагедии, нет  представителя потустороннего мира. Герой, понимая, что ему вести машину, выпивает, купается в упоении счастья, и уже в тот момент совершает «преступление», думая лишь о продлении своего удовольствия. В мистическом диалоге у могилы между виновником несчастья (автокатастрофы) и погибшей девушкой подчеркнута нескончаемая драма человека, который обречён жить с чувством вины за эгоистичное отношение к героине.  И обращение героя к Святой Богородице в конце произведения не изменит его внутреннее состояние: душа будет навеки скована горем и виной.
         Неоднозначной в контексте данной рецензии  будет интерпретация автобиографического рассказа «Фантом», где герой болен, пытается найти и не находит понимания со стороны бывшей супруги. Живя в роскошной квартире, отстроенной когда-то героем с иголочки, будучи одетой в уютный бельгийский халат, она, мать его детей, не предложила даже почаёвничать на ночь. Проигнорировала больное состояние когда-то любимого человека. Так герой сталкивается с обманом чувств в реальной жизни, что подтверждается и появлением фата-морганы: ощущением «ледяного марева» и «стылой круговерти» за его спиной. Сказочно-мистический сюжет в виде призрачной галлюцинации, фантома, подчеркивает в рассказе одиночество обоих, обуянных гордыней героев.      
         При всем различии мистических сюжетов в произведениях Александра Щербакова, на первый план выходит личный выбор человека в определении вечных вопросам добра и зла, который он делает своим сердцем и своей душой.
Апрель, 2019