Дивиденды от национализации

Александр Щербаков 5
Я не раз читал в СМИ, и  намного чаще слышал в разговорах и выступлениях, что если бы все полученные от продажи за границу нефти и газа деньги поделить между гражданами страны, то мы бы жили как в том же Кувейте, Норвегии, где так и делают уже много лет.  Я знал, что это не так, но заниматься подсчетами, не зная точных цифр экспорта углеводородов и  мировой цены на них, мне было лень.  Но вот недавно мне в руки попались такие расчеты, сделанные какой-то доброй душой.  Честно скажу, что я не проверял, привожу их в таком виде, как они опубликованы в Интернете.

«Сколько денег получит россиянин, если все доходы от нефти пойдут в пользу государства. И нужно ли это жителям России?
Я не могу дать абсолютно точных цифр, но усредненное значение привести можно. Итак, начнем по порядку.

Доходы от нефти
Россия добыла в 2018 году 556 млн. тонн нефти. Из них около 256 млн.тонн ушло на экспорт, а внутренний рынок получил 290 млн. тонн. Почти вся нефть внутреннего рынка пошла на НПЗ.

Стоимость барреля нефти в среднем в 2018 году составила 70 долларов за баррель, или 440 долларов за тонну. Вычисляем средний доход по формуле 556х440=244 миллиарда долларов, или 15,9 триллиона рублей.

А теперь отсюда нужно убрать расходы на добычу, это в среднем около 20 долларов за баррель (затраты на добычу очень разные и зависят от места добычи). Также следует убрать расходы на логистику (транспортировку, транзит, хранение), налогообложение, распределение и управление.

Кроме того, нужно заложить траты на будущее строительство нефтепроводов, скважин, геологоразведку, новые технологии, модернизацию НПЗ, и часто это в условиях вечной мерзлоты или шельфа (кроме НПЗ).

Не буду утомлять цифрами, но в итоге сумма уменьшится примерно в 3 раза. То есть, останется доходов около 6 триллионов рублей. В пересчете на каждого из 146 миллионов жителей страны окажется, что в месяц россиянин сможет получить от доходов нефти 3,4 тысячи рублей (41000 в год).

Теперь кратко считаем газ.

Доходы от газа
Здесь все проще. По официальным данным, доходы от экспорта газа в 2017 году составили 34 миллиарда долларов. Это 34х65=2,2 триллиона рублей.

Я не буду учитывать себестоимость добычи, обработки, транспортировки, хранения, модернизации производства. Вместо этого для простоты я просто не учту те минимальные средства, которые получают компании от продажи газа по России.
А в среднем цена на газ для населения в России составляет 60 долларов за 1000 кубов (3900 рублей). То есть, по сути, россияне покупают газ чуть ли не по себестоимости.

В то же время цена продажи в Европу составляет 250 долларов в среднем, а уже в Европе наш газ продают, например, за 600-700 евро немцам. Шведы получают норвежский газ вообще по 1000 евро за 1000 кубов.

Таким образом, я делю 2,2 триллиона рублей на 146 миллионов жителей и получаю 15 тысяч рублей в год или 1,25 тысячи рублей в месяц на каждого жителя России.

Итог
Складываем возможные дивиденды каждого россиянина за нефть и газ (добычу, доставку, переработку и т.п.). И получаем приблизительную усредненную цифру 4,65 тысячи рублей в месяц.

Если добычу углеводородов в России национализируют, то дивиденды каждого россиянина от продажи нефти и газа составят 4650 рублей в месяц!

Вы уже почувствовали себя миллионерами, как вам это обещают господа либералы? А ведь это только начало, «цветочки». А теперь кратко опишу и «ягодки».

Почему доходы россиян будут ниже, чем в Катаре?
Катар владеет одними из самых крупных в мире запасов углеводородов. При этом его территория составляет 11,5 тысячи кв. км.

Хотите понять, сколько это? Разделите Крым примерно на три части (27 тыс. кв. км), и вот одна из этих частей и будет Катаром. А население страны составляет 2,6 миллиона жителей, из них 99,4% живут в городе. И все это в теплом климате неподалеку от экватора!

На территории России, где 75% территории - суровый климат, поместится более 1500 "теплых" стран типа Катара! И это - при сопоставимых доходах от углеводородов!

То есть, жителям Катара не нужно строить сотни тысяч километров дорог, бурить скважины в Северном Ледовитом океане, тянуть тысячи километров нефтепроводов по вечной мерзлоте, отапливать дома 146 миллионов человек, тысячи предприятий на территории 17 миллионов кв. км., строить оборону страны от посягательств империалистов и т.п.

Конечно, в таких условиях можно получать сверхдоходы, не неся никаких фундаментальных затрат!

Выводы и мой вопрос
Если россияне начнут получать дивиденды от нефти и газа, они могут забыть о «плюшках» от государства. То есть, цена на газ для населения станет на уровне Европы (увеличится в 10-15 раз). Это приведет к удорожанию товаров. Матери перестанут получать материнский капитал и т.п.

Поэтому вопрос – не проще ли оставить все, как есть? Или 3-4 тысячи рублей в месяц при сильно увеличившихся расходах спасут вас?
Каково ваше мнение? Мне просто интересно…»

Но товарищ, который привел эти данные по России и Катару, был не очень честен. Россия, северная страна и Катар, где круглый год жара, и где не требуется теплая одежда и обогрев жилища, на что тратятся большие деньги, трудно сравнивать. У меня есть материал, почему россияне не такие богатые, как в других развитых странах. http://www.proza.ru/2018/05/16/828, http://www.proza.ru/2018/05/17/499.

Но поговорим о Норвегии, тоже северной стране, как и Россия. Северная-то она северная, но не такая холодная, как наша, за счет теплого Северо-атлантического течения, продолжения Гольфстрима. Поэтому перепад температур зимой не такой большой, как в континентальной России.  Как и Катар, Норвегия дивиденды от продажи за рубеж углеводородов, вкладывает в фонд будущих поколений. При этом основная масса добытого сырья идет на экспорт. В Норвегии 99% электроэнергии добывается на гидроэлектростанциях, для этого в стране есть условия. А в России много нефти и газа сжигается на тепловых электростанциях, т.е. улетают в трубу.  Кроме этого, огромную роль играет рыбообработка, которая приносит стране  большие доходы, сравнимые с экспортом углеводородов.  Так что Норвегия не такая страна, как Катар, которая живет только с продажи сырья.

Нужно сказать, что добыча нефти и газа в Норвегии производится на шельфе. Это труднее, чем в Катаре или где-нибудь в  Арабских эмиратах. В Норвегии сооружена самая большая в мире платформа по добыче углеводородов, водоизмещением в 1 миллион тонн, и высотой 465 метров, почти как Останкинская телебашня.  За пару десятков лет Норвегия извлекла из-под земли примерно 1/3 разведенных запасов углеводородов.  Так перспективы у страны неплохие.

И население Норвегии не такое уж большое – всего 5,3 миллиона человек, в 2,5 раза меньше, чем в Москве. К тому же норвежцы очень экономны, там даже члены правительства ездят на работу на велосипедах.  В Норвегии практически не встретишь фешенебельных домов, принадлежащим частным лицам. Да и отдыхать жители этой страны предпочитают в более теплых краях, поэтому не тратят деньги на создание  санаториев. Но зато спортом занимаются у себя в стране, и очень активно. Недаром Норвегия очень долгие годы завоевывает самое большое число медалей на зимний Олимпиадах.  Воспитание и жизнь в относительно суровых условиях сказались на характере норвежцев, который приближается к нордическому, как писали в характеристиках на вождей Третьего Рейха.

Кроме этих стран, богатых углеводородными ресурсами, еще Ливия, страна в северной Африке, и до начала гражданской войны, жила, как при коммунизме. Там тоже огромные средства от продажи углеводородов за рубеж шли на социальные выплаты населению. Но это не уберегло страну от войны кланов, которую помогли развязать западные спецслужбы, им очень не нравился Муаммар Каддафи.  Тот, чтобы задобрить народ, делил доходы от продажи нефти между населением, не вкладывал деньги в перевооружение страны, и оказался бессилен перед бомбардировками стран НАТО. И теперь Ливия – «раковая» язва  на теле Африки, где продолжается гражданская война между кланами. И все богатство граждан страны улетело в трубу, правда, в переносном смысле.

В истории нашей страны за последние сто лет было две основные категории населения. Одна категория, рожденная революцией, состояла из идеалистов, верящих в идеалы мировой революции, справедливого общества, которое установится на всей планете рано или поздно.  Самым ярким примером такого служения трудовому народу и идеалам революции – писатель Николай Островский, автор романа «Как закалялась сталь». Павка Корчагин, герой романа, срисованный с самого Островского, именно такой человек, для которого все, связанное с бытовыми удобствами – мещанство, обывательщина, недостойная настоящего человека.  Или герои кинофильма «Добровольцы»? Это такие же люди, готовые на трудовой и боевой подвиг.

Но наряду с этим были и другие, те, для которых личная безбедная жизнь, карьера – главное в жизни. И со временем, когда идеологическая работа партии и комсомола с молодым поколением ослабла,  стало проводиться формально, для галочки, как те же политзанятия и политинформации в поздний советский период,  эта категория многократно увеличилась и, в конце концов, подмяла первую категорию, поддержала политику Хрущева, Брежнева и Горбачева, что и привело к распаду СССР. А теперь многие из тех, кто помнит прежнюю жизнь в Советском Союзе, жалеют о потерянном.

Так что, чтобы ответить на вопрос, надо ли национализировать нефтяную и газовую отрасль России, надо хорошенько подумать. Не получится ли так, как говаривал премьер Черномырдин: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».