Невеждество. Ч. VI

Леонид Андреев 2
Часть I -   http://www.proza.ru/2019/04/07/1707
Часть II -  http://www.proza.ru/2019/04/09/166
Часть III - http://www.proza.ru/2019/04/14/137
Часть IV -  http://www.proza.ru/2019/04/15/786
Часть V  -  http://www.proza.ru/2019/04/17/1759

О том, что для биологических систем понятие энтропии абсолютно бессмысленно, поскольку энергия доставляется к каждой реагирующей молекуле независимо и индивидуально, до самого последнего времени не приходило в голову никому, что, вообще-то говоря, очень странно. В простом понимании, энтропия - это хаос, саморазрушение и саморазложение, значения её возрастают по мере роста беспорядка в системе. Определённая как сумма приведённых теплот, она является функцией состояния и остаётся постоянной при замкнутых обратимых процессах, тогда как в необратимых замкнутых её изменение всегда положительно. В открытой системе может происходить уменьшение энтропии за счет уноса энергии, например в виде излучения, при этом полная энтропия окружающей среды увеличивается. Всё это справедливо только для неживых систем, но для живых организмов понятие энтропии теряет смысл, вложенный в неё вторым законом термодинамики. В живых функционирующих системах хаос не может ни возрастать, ни снижаться, в связи с чем применение энтропии к живым системам совершенно бессмысленно.

Известно, что лингвистика и термодинамика являются отраслями науки, не имеющими точек соприкосновения, исключая обсуждение терминологических казусов. В 30-х годах прошлого века известный и часто цитируемый австрийский биолог Карл Людвиг фон Берталанфи нашёл, как показалось не только ему, но и всему научному сообществу, лингвистическое решение проблемы применения второго закона термодинамики к объектам живой природы. Его рассуждения сводились к следующему. Говоря его словами: "Физические системы отличаются от живых образований тем, что закрыты по отношению к внешней среде, тогда как живые организмы являются открытыми. (L.A. - Наша открытость выражается в том, что мы едим, ходим в туалет, дышим, потеем... то есть по мысли фон Берталанфи этим самым активно термодинамируем). Жизненный процесс организмов предполагает наличие входящего из окружающей среды потока материи, тип и объем которого определяется в соответствии с системными характеристиками организма. Так же осуществляется выход из системы в окружающую среду материи, как результата функционирования системы. Таким образом организмы обеспечивают себе дополнительную энергию, а также обеспечивает устойчивость системы по отношению к среде".

Карл Людвиг фон Берталанфи очень просто "решил" проблему приложения второго закона термодинамики к живым существам, объявив их открытыми системами. Его нисколько не озаботил тот факт, что изменение количества принимаемой пищи и объёма выделений практически никак не влияет на качество и количество процессов, происходящих в живом организме. Карл Людвиг фон Берталанфи провёл работу наблюдателя, обнаружившего, что объём хранимых на складе продуктов зависит от разницы между подвозимыми и вывозимыми продуктами. Но это справедливо для склада, а не для живого организма.

Частое повторение термина "система" имело особый смысл для Людвига фон Берталанфи, поскольку он позиционировал себя первооснователем обобщённой системной концепции под названием "Общая теория систем". Десятилетиями этот набор слов цитировался в тысячах публикаций, я встречал его в рекламе портняжной мастерской и ресторана, известно несколько капитальных трудов по обсуждению этой общей теории систем, хотя представляла она собой всего лишь набор мудрённых терминов, в которых наверняка не в состоянии были уловить какой-то обобщённый смысл не только повара и портные, но и авторы монографий, посвятившие себя исследованию этой высосанной из пальца "системности". По существу фон Берталанфи воодушевил научное сообщество, возбудив в нём веру в то, что оказывается можно правильно системно думать и правильно системно работать, возбудив очередное глобальное умопомешательство.

Я привожу названия только основных законов, объясняющих общесистемные закономерности и принципы функционирования, которые, как полагалось, органически работают в "общей теории систем" и представляют собой вклад различных авторов в эту теорию: изоморфизм законов, принцип прогрессирующей механизации, принцип прогрессирующей сегрегации, принцип актуализации функций, гипотеза семиотической непрерывности, принцип организационной непрерывности, принцип обратной связи, принцип совместимости, принцип взаимно-дополнительных соотношений, закон необходимого разнообразия, закон иерархических компенсаций, принцип моноцентризма, закон минимума, принцип внешнего дополнения, теорема о рекурсивных структурах, закон расхождения, закон опыта. Не исключено, что по-отдельности все эти законы и закончики имеют некий определённый смысл, но сам факт их объединения в "общую теорию систем" свидетельствует о том, что одной из причин фундаментального невеждества в науке является патологическая тяга к использованию пышной терминологии, которая позволяет многое обещать до того, как научная общественность разберётся с существом дела, рекламируемого под знаком этой терминологии. Я обращаю внимание на никчёмность "общей теории систем", поскольку она была положена в лингво-термодинамические разработки фон Берталанфи, которые на протяжений десятилетий цитировались в научной литературе как "наше всё".

Лауреат нобелевской премии Э. Шредингер не сомневался в том, что второе начало термодинамики, представляющее собой закон об энтропии, выполняется в живых организмах также, как и в неживых системах. Но он интуитивно понимал, что в живых организмах энтропия ведёт себя иначе, нежели в неживых системах. Он писал: "Живой организм непрерывно увеличивает свою энтропию, или, иначе, производит положительную энтропию и, таким образом, приближается к опасному состоянию максимальной энтропии, представляющему собой смерть. Он может избежать этого состояния, то есть оставаться живым, только постоянно извлекая из окружающей его среды отрицательную энтропию. Отрицательная энтропия - это то, чем организм питается. Или, чтобы выразить это менее парадоксально, существенно в метаболизме то, что организму удается освобождаться от всей той энтропии, которую он вынужден производить, пока жив." Именно по этой причине для живых организмов он предложил использование понятия "отрицательная энтропия". Впоследствие Л. Бриллюэн сократил этот термин до слова "негэнтропия". Э. Шредингер ничего определенного не высказал о деталях и механизме того, как живой организм питается отрицательной энтропией, но самим введением понятия отрицательной энтропии он фактически провозгласил ничтожность термина "энтропия" применительно к живым объектам.

С классической термодинамической точки зрения энтропия определяет меру необратимого рассеивания энергии или бесполезности энергии. В статистической физике энтропия характеризует вероятность осуществления какого-либо макроскопического состояния и имеет общий физический смысл логарифма числа доступных микросостояний системы. Понятие "отрицательной энтропии" формально должно определять меру необратимого концентрирования энергии, что с точки зрения термодинамики совершенно бессмысленно. Этот предложенный Шредингером совершенно бессмысленный термин, характеризующий процесс, существование которого совершенно невозможно, многие десятилетия активно используется в научной литературе, как некое загадочное решение термодинамики живых систем.

(Продолжение следует)