Импрессионизм - великая революция в искусстве. ч6

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

ИМПРЕССИОНИЗМ – ВЕЛИКАЯ И ПРЕКРАСНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИСКУССТВЕ. Часть 6.

В отличие от Эдуарда Мане, Дега, Ренуара и Базиля другие крупнейшие участники группы импрессионистов все свое внимание целиком (или почти целиком) сосредоточили на  изображении природы, в основном, французской.
Именно четырем художникам-импрессионистам,  Клоду Моне, Эжену Будену, Камиллу Писсарро и Альфреду Сислею, французское искусство обязано блистательным расцветом пейзажной живописи, раскрывшим реальную и неповторимую красоту французской природы с такой широтой, свободой, яркостью и изобилием, каких ни до, ни после не было в искусстве Франции. Конечно, во Франции в разные времена были великие пейзажисты, обладавшие и огромным мастерством и философской глубиной: достаточно назвать Пуссена, Коро, барбизонцев и др. Но никогда еще красота природы не была увидена такими зоркими и любящими глазами.
Вся пейзажная живопись импрессионистов — это востор¬женная хвала не придуманной  Франции.

Бурная и яркая художественная карьера Клода Моне могла заслонить и отодвинуть в тень кого угодно. Он прожил очень долгую жизнь — дольше всех своих друзей и товарищей — и видел и испытал все, от глумления и беспросветной бедности до всемирной славы и всеобщего преклонения. Он умер в конце 1926 года, глубоким стариком, когда искусство импрессионистов (и его собственное) стало всеми признанной эпохой давней истории, отодвинутой в прошлое новыми течениями искусства времен первой мировой войны и послевоенных лет.

К. Моне начал свою творческую деятельность еще в юном возрасте с написания смешных карикатур, которые он выставлял в витрине гаврского окантовщика, а первые уроки живописи получил у пейзажиста Э.Будена, скитаясь с ним по побережью и постигая приемы работы на открытом воздухе.

Вопреки желанию родителей, которые хотели, чтобы он поступил в парижскую Школу изящных искусств, молодой К. Моне, оказавшись в столице, с головой уходит в богемную
жизнь и завязывает многочисленные знакомства в артистической среде.
Лишенный материальной поддержки родных, он вынужден идти в армию, но и после возвращения из Алжира, где проходила его нелегкая служба, он не изменил свой образ жизни.

Он знакомится с И. Ионкиндом, который увлек его работой над натурными этюдами.
К.Моне некоторое время работает в мастерской популярного в то время Ш. Глейра, но формирование его творческого метода происходит все-таки не в студии, а в совместной работе на природе с близкими ему по духу учениками-художниками.
Это в первую очередь О.Ренуар, Ф.Базиль, А.Сислей, которые, вдохновленные примером Э.Мане, искали свой путь к правде жизни.

 «Фермерский двор в Нормандии» 1863. Но начинал Клод Моне иначе: в его первоначальном формировании очень большую роль сыграло влияние поздней живописи Курбе и стоящих за ней теорий о том, что
«обязанностью художника является точное воспроизведение окружающего мира, без какой бы то ни было оценки художником того, что воспроизводится».
Это весьма ограниченное понимание жизненной правды в искусстве сбило с верно начатого пути самого Курбе и еще больше тех, кто последовал за ним.

„Дорога в лесу Фонтенбло". Они удивляют своей чернотой и полной условностью цвета и освещения и полным безразличием к изображенным людям и изображенной природе.

„Женщины в саду",

„Завтрак на траве в лесу". Человеческие фигуры „Завтрака на траве в лесу" ничего не выражают, не испытывают никаких чувств и эмоций — они присутствуют в картине как инертные, пассивные статисты, равнодушные и друг к другу и ко всему вокруг. Задача художника сведена к констатации определенных соотношений форм предметов и локальных пятен цвета.

 «Мыс Эв близ Эббе». 1865, Художественный музей Кимбелла, Форт Ворт.
Это опасное  бездушие молодого Клода Моне нарушилось и смягчилось после его сближения с Эженом Буденом и Эдуардом Мане. Будену Клод Моне бязан тем, что стал пейзажистом, почти полностью перестав писать какие-либо фигурные композиции, Эдуарду Мане — тем, что его картины начали  излучать солнце, что они стали пронизанными движением, что его видение природы стало острым, а не пассивным, не безразличным.

„Сент-Адресс" - превосходный пейзаж 1867 года, находящийся в музее Чикагского художественного института. Не только краски Моне стали быстро светлеть,  и  в его пейзажах  появился  воздух, но родилось и гораздо более заинтересованное отношение к природе, нередко явно проникнутое восхищением и лиризмом.
В пейзажах 1870-х и первой половины 1880-х  годов, написанных   на берегах Сены (в Аржантейле, позднее в Ветейле) или на берегах  Атлантического океана (в Этрета или Бель-Иль), Клод Моне создал полный света, воздуха, движении мир.  Именно в этот период он достиг наибольшей полноты ощущения (если и не постижения!) реальной красоты и реальной структуры природы.

Светлые, сверкающие краски, тени, окрашенные в дополнительные цвета солнечного спектра, легкая, быстрая и подвижная живописная манера, данная уверенно и смело,— все эти очень ярко выраженные качества создали Клоду Моне репу¬тацию самого принципиального и последовательного представителя всей группы импрессионистов, оказавшего решающее воздействие на своих товарищей и соратников.

Клод Моне, в течение большого периода своей творческой жизни очень тесно связанный и с другими художниками-импрессионистами, в конце концов, прошел свой особенный путь.
Так в своих поздних многочисленных чисто декоративных работах, наиболее прочно связавшихся с его именем, Клод Моне вышел из круга тех задач и целей, какие ставили себе импрессионисты.

„Стога сена". Моне продуманно экспериментировал над калейдоскопом многообразных эффектов освещения пейзажного мотива, который он подвергал своим ученым испытаниям.
Именно в эти годы с конца 1880-х и до 1920-х   возникли знаменитые „серии" Клода Моне: длинные вереницы картин с одним и тем же, но по-разному освещенным предметом наблюдения.
Это — целый фейерверк очень красивых вещей, в которых ослепительно сверкающий цвет, растворенный в свето¬носной стихии, поглотил не только реальные приметы натуры, но и многие реальные человеческие чувства.
„Тополя".„Руанский собор",“Лондонский парламент в тумане", „Кувшинки".

Картины художника можно посмотреть на сайте 
https://gallerix.ru/album/Claude-Monet