Импрессионизм - великая революция в искусстве. ч5

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

ИМПРЕССИОНИЗМ – ВЕЛИКАЯ И ПРЕКРАСНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИСКУССТВЕ. Часть 5.

Ближайшим и неразлучным другом Ренуара и Клода Моне в их молодые годы был талантливейший художник Жан Фредерик Базиль (Bazille Frederic, 1841-1870), не успевший в полную силу развернуть свое большое дарование, так как был убит на фронте франко-прусской войны в 1870 году в 28 лет.
Родился Базиль в состоятельной протестантской семье банкиров из Монпелье. В 1862 г. приезжает в Париж. Учится в мастерской Ш.Глейра (1862-1864), где знакомится с К.Моне.
Был близко знаком с П.Сезанном, А.Гийоменом, А.Сислеем, тесная дружба связывала его с К.Моне и О.Ренуаром.

Базиль испытал влияние Э.Делакруа, Г.Курбе, К.Коро, барбизонцев, Э.Мане.

Он писал пейзажи, изображающие Центральную Францию и Нормандию с их туманами и рассеянным светом, а также напоенные ярким солнцем виды юга, отмеченные четкими планами и контурами и цветоокрашенными тенями.

Мастерское владение цветом позволяло Ф. Базилю достоверно передавать материальную сущность изображаемых предметов. Типичным для его творчества является портрет молодой женщины на фоне летнего пейзажа («В деревне», 1868, Музей Фабр, Монпелье), отличающийся сдержанным лиризмом и интересом к проблеме изображения человека в пленэре.

Особым изяществом и утонченностью отмечен портрет кузины художника Терезы де Хор («Розовое платье», 1864, Лувр, Париж), поражающий изысканным сочетанием розового и черного цветов в одежде, очаровательной непринужденностью позы молодой девушки, созерцающей пейзаж, залитый нежным светом.

„Семейный портрет". Базиль начал со светлых и многоцветных картин, с четким, сухим контуром, с ясной локальной раскраской, лишь в некоторой мере подвластной воздействию пленэра. Такая манера сохранялась в некоторых его картинах до конца его жизни -.

Но в Париже, в кругу Эдуарда Мане, к концу 1860-х годов Базиль стал все чаще обращаться
к широкой живописной свободе и к поискам строгой световоздушной гармонии, построенной на сдержанных оттенках серого, черного, розового, голубого, придя к совсем иному художественному языку, близкому к Мане и Дега 1860-х годов.
Так написан им портрет молодого Ренуара...

...и особенно „Мастерская" — своего рода групповой портрет художников-импрессионистов и их друзей; в центре „Мастерской" — сам Базиль, показывающий какую-то картину Эдуарду Мане. Однако это не автопортрет Базиля — его высокую и длинноногую фигуру вписал в эту картину Э.Мане.