Беломорские робинзоны

Александр Митрофанов 2
В далеком северном краю, около места впадения реки Кемь в Кемскую губу Белого моря расположен небольшой, но живописный, городок Кемь. Согласно легенде, это название произошло от аббревиатуры выражения «сослать К Еб..ней Матери», писавшегося Петром I в указах о ссылке на Север.
А к востоку от города находятся Кемские шхеры - архипелаг из более чем сотни необитаемых островов разных размеров - от небольших камней до островов длиной 3,5 километра. Общая протяжённость архипелага составляет 40 километров. Самый восточный остров шхер находится в почти 18 километрах от континентальной Карелии.Острова скалистые, частично покрыты смешанным сосново-еловым и елово-берёзовым лесом с высотой деревьев до 19 метров и участками неглубоких болот.
Наше судно «река-море» «Балтийский-17» Беломорско-Онежского пароходства грузилось в Кеми лесом. Стояло чудесное северное лето с белыми ночами. И возжелали наши капитан, старпом и радист, коренные жители Карелии, а значит и заядлые рыбаки, отправиться на судовой шлюпке на рыбалку в эти самые шхеры. Пытались сманить и меня:
- Федорыч, ну как мы без механика пойдем? Мы быстренько туда-сюда сбегаем, на пару часиков.
Рыбалкой я никогда не увлекался, работы в машине было невпроворот, да и перспектива кормить местный гнус меня не привлекала. И отправились наши рыбаки в море втроем.
Прошел день, наступил вечер, закончилась погрузка, оформлены соответствующие документы, а о наших горе-мореходах ни слуху ни духу. Диспетчер настойчиво требует освободить причал - под погрузку должно стать другое судно.
Но вся загвоздка была в том, что всеми операциями по швартовке и отходу судна всегда руководил капитан и в крайне редких случаях - старпом. Остававшиеся на борту второй и третий помощники были в этом полными профанами. Тем не менее, второму штурману удалось, собравшись с духом и при помощи портового буксира, отойти от причала, выйти на рейд и стать там на якорь.
С наступлением ночи стало понятным, что далее скрывать отсутствие на борту капитана и других членов экипажа становится просто опасным и о ЧП был извещен местный портнадзор. Там поднялся переполох, в море выскочил небольшой буксирчик, который безуспешно обследовал ближайшие острова шхер.
В наших головах замелькали панические мысли:
- Все, утонули!
- А как в пароходство сообщить? Радиста-то нет.
Наступило идиллическое приполярное утро. И вдруг, где-то далеко в кристально прозрачном воздухе послышался стук лодочного мотора и только потом на горизонте появилась черная точка, превратившаяся затем в рыбацкую лодку, волокущую на буксире нашу спасательную шлюпку с «утопленниками».
И что же произошло? Наши капитан и старпом, опытные морские волки, исколесившие местные моря вдоль и поперек, совершено забыли о таком явлении, как приливы и отливы. А их высота в этом районе Белого моря достигает трех метров!
Подойдя к одному из островков шхер и забросив швартовный конец на один из крупных валунов, любители рыбной ловли отправились на противоположный берег острова, захватив свои снасти.
Насладившись рыбалкой, они решили вернуться на родное судно и ... о ужас! Прошел отлив и шлюпка лежала на борту на каменистой отмели в паре сотен метров от воды. До следующей высокой воды нужно было ждать около 12 часов. А впереди «жертв кораблекрушения» ждали холодная северная ночь при полном отсутствии теплой одежды, голод и жажда.
Пережив все эти муки и дождавшись прилива, вернувшего шлюпку в родную стихию, карельские мореходы попытались запустить двигатель. Увы, его длительное и нетрадиционное нахождение в перевернутом состоянии привело к попаданию воздуха в топливную систему. Найти причину, а тем более ее устранить, новоявленные «робинзоны» естественно не смогли, такими современными гаджетами, как «воки-токи» (переносная УКВ радиостанция) наш флот в те времена еще не обладал, а прихватить с собой сигнальные ракеты посчитали излишним.
Впереди у «робинзонов» замаячили весьма мрачные перспективы. Но на их счастье, им удалось привлечь внимание проходившего мимо на моторной лодке местного рыбака. Мужик заявил, что служил в армии механиком-водителем танка и запустить шлюпочный движок для него, как «два пальца о ... ть». Неизвестно зачем, но бравый танкист решил разобрать топливоподкачивающий насос и ... уронил его за борт. Пришлось нашу шлюпку буксировать к ее родному судну.
Мне неизвестно, как капитан объяснял почти суточный простой судна с соответствующими финансовыми потерями. Вероятно был использован стандартный прием - свалить все на механиков, дескать у них что-то в «машине» поломалось, ждали, пока они ремонт закончат.
Мораль: уходя на шлюпке даже на самое короткое время, имей на борту запас воды, продуктов, теплую одежду, средства связи или сигнализации. И специалиста по эксплуатации двигателя!