статья Человек в зеркале космизма

Камиль Хайруллин
К.Х. Хайруллин
Человек в зеркале космизма

Человек есть чрезвычайно сложное, противоречивое и во многом загадочное существо, которое для своего постижения требует самых разнообразных подходов и точек зрения. В условиях глобализации жизни современного человечества актуализируется космическая точка зрения на человека, имеющая глубокие корни в древней мифологии, эзотерике,   учениях античной, восточной и ренессансной философии и получившая название «космизм».
Своеобразие космизма состоит в том, что он формируется и развивается на стыке разных сфер духовной культуры, и в нем заметно выражены тенденции к интеграции и синтезу разных видов знания, установок, представлений и ценностей различных культур. О космизме можно говорить как определенном типе мироощущения и мировоззрения.
Идеи космизма обнаруживаются в духовном арсенале разных стран, народов и эпох. Но наиболее яркое и системное выражение и развитие получил космизм в русской философии и культуре второй половины XIX века и первой половины XX века, причем как в религиозно-мифологических, так и естественнонаучных формах. Христианский космизм предстал в трудах Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова и некоторых других русских религиозных философов. Естественнонаучный космизм получил свое развитие главным образом в творчестве таких ученых и мыслителей, как  К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный, А.Л. Чижевский. Эзотерический космизм нашел свое системное выражение в произведениях знаменитых отечественных почитателей теософии Е.П. Блаватской, Е.И. и Н.К. Рерих, Г.И. Гурджиева и П.Д. Успенского.
Рассмотрим и сопоставим подходы  к человеку, его судьбе и перспективам, имеющие место в трех указанных типах космизма.
Согласно эзотерическому космизму, космос представляет собой иерархию миров, где есть высшие тонкие миры (духовный, психический космос) и низший плотный  мир (физический космос). Человек есть микрокосм, и все планы космоса входят в его состав, находят в нем свое отражение. Душевные стихи человека космичны, их энергетика может  вступать в резонанс с тонкими вибрациями, приходящими из высших миров. С точки зрения эзотериков,  в человеке скрыты тайные духовно-космические силы, неизвестные науке и недоступные обычному сознанию. Открытие и освоение этих сил возвысит человека, даст ему расширенное космическое сознание, пробудит  и разовьет в нем необычные и чудесные способности и возможности. Эзотерический космизм прав в том, что далеко не все заложенные в человеке возможности и способности используются им, как и некоторые энергии и информация, приходящие на Землю из космоса.
Человек вращается в «колесе» рождений и смертей, и он то исчезает, то появляется на земном физическом плане бытия уже в новом обличии, определяемой его кармой. Каждая начинающая земная жизнь человека (точнее, его души в новом теле, поскольку прежняя личность не сохраняется) есть этап, задающий новые возможности в его самосовершенствовании и проявлении чудесных способностей, в раскрытии его  божественного начала и восхождения к высшим духовным мирам. В конечном счете человек благодаря своим многочисленным перевоплощениям  и разным жизням может превратиться в сверхчеловека, освобождающегося от «колеса» рождений и смертей и становящегося вечным обитателем высших духовных миров.
Эзотерический космизм, как правило, не ставит задачу освоения и преображения физической Вселенной со стороны человечества. Полагается, что Вселенная так и так управляется и контролируется внеземными  божественными существами (иерархией космических духовных сил). Главное же заключается в развитии и преображении самого человека как носителя разумной космической (в том числе потусторонней) жизни. Эзотерический космизм предлагает не технологический, а психодуховный путь развития человека и человечества. Следует сказать, что рисуемые этим космизмом образы космоса и человека носят  религиозно-мифологический и мистический  характер. Человек выглядит  зависящим от множества добрых и злых духовно-космических  сил и озабоченным больше всего собственной судьбой (кармой) и перспективой лучшего перевоплощения в будущей жизни. Эзотерический космизм не антропоцентричен, т.е. он постулирует наличие в космосе множества разумных существ, стоящих выше человека по своим способностям и возможностям, и он не увековечивает конкретную человеческую личность.
Это отрицает христианский космизм, для которого человек – единственный избранник божий, образ и подобие бога, продолжатель божественного творения, способный победить смерть, спасти и преобразить как самого себя, так и земной мир и Вселенную. Христианство антропоцентрично, оно  стремится возвысить человеческую личность и утвердить ее в вечности. Конечной целью объявляется преодоление всеобщей розни и вражды, выведение мира и человека из падшего греховного состояния и построения Царства божьего сначала на Земле, а затем и в космических масштабах. Люди должны глубоко осознать свою вселенскую миссию, предначертанную богом, и на основе христианских идеалов объединить все свои знания, умения и силы для ее выполнения. Народы и страны Земли обязаны изгнать рознь, вражду, войны  из своей истории и воссоединится в целостное человечество, занимающееся великим «Общим Делом» создания нового мира, а точнее сказать, восстановления первозданного божественного миропорядка, при котором царят гармония, нетленность и бессмертие.
Христианский космизм рисует образ соборного человека как одухотворенной личности, заинтересованной в «Общем Деле», выступающей поборником общечеловеческой солидарности и включающей в контекст смысла своей жизни поиск путей решения общечеловеческих проблем: Согласно этому космизму, человек в будущем может стать сверхчеловеком, победившем физическую смерть, пространство и время и достигшем предельных вершин власти над стихиями природы и иными мирами.
Естественнонаучный космизм рассматривает человека в качестве закономерного результата земного и космического развития. В космических масштабах времени человек еще очень молодое мыслящее и творческое существо, несущее в себе массу недостатков и несовершенств. Да, он уже сумел создать целый мир культуры и цивилизации на Земле и своей жизнедеятельностью заметно проявил себя в рамках родной планеты. Именно от него зависит возможность перехода биосферы в ноосферу. Но в биологическом и психологическом плане человек весьма хрупок и недолговечен. Поэтому современного человека не следует оценивать как предел совершенствования форм разумной жизни. В то же время перед ним открыты грандиозные космические перспективы, которые, прежде всего, определяются научно-техническим прогрессом.
Научный космизм связывает будущую эволюцию человека и человечества с освоением космического пространства. В отдаленной перспективе в ходе этого освоения тип современного человека может видоизменяться и породить Человека космического, «космоантропа»,  способного жить и творить  во внеземных условиях. Предполагается, что «космоантроп» будет гораздо более совершенным и долговечным, чем совершенный человек, и он воспримет в себя все лучшие сущностные черты последнего. Таким образом, идея сверхчеловека (или постчеловека) присутствует и в научном космизме. Распространивщееся в космическом пространстве постчеловеческая цивилизация может стать эволюционным фактором глобального космического масштаба. 
Научный космизм исходит из идеала человека – анропокосмиста, глубоко ощущающего свое единство с космосом и человечеством, борющегося с личностным и национальным эгоизмом, хищническим отношением к природе и стремящимся утвердить принципы коллективизма, сотрудничества и взаимопомощи во всех областях человеческой жизни. На передний план выдвигаются взаимосвязь нравственных и экологических мотивов в поведении людей, тема космической ответственности человечества за сохранение родного «очага» жизни  и разума, каким является планета Земля во Вселенной. Научный космизм ставит задачу формирования общепланетарного, ноосферного, космического сознания у все более возрастающего числа людей.
В заключение отметим, что космизм рассматривает человека достаточно абстрактно и в большей мере в натуралистическом плане. Человек сопоставляется с природой, космосом, человечеством, богом и определяется, прежде всего, как представитель человеческого рода, носитель общечеловеческих начал. В тени остается социокультурный и исторический контекст существования человека. Но, думается, абстрактно-антропологический подход оправдан при рассмотрении человека и человечества с космической точки зрения. Космизм вообще говорит о человеке не таком, какой он есть, а о таком, каким он может и должен быть.