Верба

Марина Зиновьева Матольна
В комнату ворвались внуки во главе с шустрым солнечным другом, которых пытались поймать Котёнок со Щенком. Шум и гам разносился по дому. Вошла Бабушка, неся в руках букет из веток вербы. Она прошла на кухню, поставила букет в вазу и понесла её в зал. Поставила на стол под иконостасом, перекрестилась и уже хотела уйти, как её на всём лету, обнял Солнечный Зайчик.
- Рыжуля, ты вербу принесла? Славненько! - и засиял на всю комнату.
- Мы что то пропустили? - поинтересовался Мальчик.
- Никак нет и я  думаю, что нам сейчас что то расскажут, - и подмигнул Бабушке.
- Ура-а-а! - закричал многоголосый хор на все лады, - Новая Сказка!!!
- Ну хорошо, - сдалась Бабушка, - слушайте. Все быстренько расселись вокруг Бабушки.

Когда это произошло, многие уже и не знают. А помнят лишь то, что рассказывали деды, а им их деды.
В селении жила семья, дружная, многочисленная. Всё было ладно и хорошо у них в доме. Было что поесть. Было что одеть. Старики живы и здоровы. Детей полон дом. Радоваться бы да радоваться. Да вот беда, одна из дочек, не с того ни с сего вдруг захворала. Никто не мог понять, что с ней? Девочка была отзывчивая и приветливая. Погладит плачущего ребёнка и он успокоится. Подойдёт кормить скотину, а они так и льнут к ней, как малые дети. Никому не отказывала в просьбе, с чем бы к ней не обращались. Успокоит, приголубит, излечит. Поговаривать стали люди, что у них целительница растёт. Всё было как и прежде. Только пропал её заливистый смех и ходила она иногда, как неживая. Никого не видела и не слышала. Со временем все уже стали забывать её смех, так радовавший родных и соседей. Но люди продолжали приходить к ней со своими просьбами и никому не было отказа.
Только одна женщина всегда сторонилась её. Это пришлая, смурная женщина когда то попросившаяся пожить в селении, да так и осталась. Но не «вписалась» она, как говорится в общину. Жила сама по себе, слова доброго никому не говорила, все что то варила у себя в хижине, да частенько уходила в лес.
Год за годом, и девочка выросла, превратившись в стройную красавицу. Русая коса до пят. Голубые её глаза сияют чистотой ясного голубого неба и тихой водяной глади. Право сказать, одно восхищение. Многим парням она нравилась, да что толку. Хороводы со всеми вместе водить не выходила, по грибы и ягоды не ходила. Но был соседский парень, с малых лет полюбивший и давший себе слово найти причину её недуга. Однажды он услышал, когда старики вели вечор свои разговоры, о каком то чудном дереве, что рос в дремучем лесу, у них за селением. Мол оно помогает, ежели к нему обратиться. Но правда это или нет, никто не ведал. Кто решался пойти, не возвращался.
Мальчишка вырос и решил пойти в дремучий лес, найти то дерево и попросить у него помощи. Перед уходом он постучался в дом к любимой. Честно говоря парень был люб ей, но она сторонилась его. Не хотела стать для него обузой. Не сказать, не ответить не может. Только смотрит и плачет.
- Прошу, пожелай мне доброй дороги, - поклонился в пояс юноша.
Девушка прижала руки к груди, а глаза её наполнились слезинками. Она поняла, куда он направляется, ведь он ей ещё в детстве говорил, что спасёт её. Взяв его за руку, подвела к ведру с  водой, что сутра была принесена с реки. Умыла ему лицо, руки. Своим платком насухо вытерла и сложив дала понять, что он должен взять его с собой. Так надо, сказали её глаза, так надо любимый!
- Ба-а-а, - обратилась внучка к Бабушке, - а ему не страшно было идти в чащу дремучую?
- Когда любишь хочешь помочь любимому человеку, ни какая опасность не страшна.
- Что то мне подсказывает, - вскочил Мальчик, - ой не спроста эта старуха в селении появилась, - и о чём то на секунду задумался, но тут же выпалил, - Так что дальше, а Ба? Рассказывай. И снова сел на своё место.

И пошёл наш молодец в чащу дремучую. На погибель свою или на доброе возвращение со знанием, как излечить любимую.
- Ба, ну ты сейчас прям как в старину стала говорить.
- А хорошо, - вздохнула Девочка, - тепло от этого.

Долго, а может быть и нет, бродил он по чаще. Сколько раз он благодарил любимую за платок. Если бы не он, то давно бы умер от жажды. Зашёл в такие дебри, куда солнечный луч на проникал. Ветки деревьев перекрутились, переплелись между собой так, что получился единый сучковатый небосвод не пускающий в чащу свет. Сбился по времени, где ночь, а где день. В изнеможении юноша прилёг под дерево и моментально уснул. А когда проснулся, в руке у него, вместо платка была дудочка. И тут он вспомнил свой сон.
- Не пугайся, - проскрипело совсем рядом, - это я тебе сон послал, чтобы меньше разговора было в лесу. Ведь и у леса есть уши, и не всегда они дружеские.
- Я понял тебя. Но как же быстрее выбраться?
- А ты уже дома. Оглянись.
- Велика твоя сила. Благодарю. Я всё сделаю. И побежал к дому девушки, да так быстро, как никогда не бегал. Ему надо было спешить. Сила, что окутала её, уже прознала о его возвращении. Девушка почувствовала, что любимый уже рядом и вышла на крыльцо чтобы встретить его.
Внезапно небо заволокло грозовыми тучами, вмиг скрывшими солнце. Тёмные силуэты преградили юноше путь и стали на него надвигаться. Он быстро вынул из-за пазухи дудочку и преодолевая вдруг навалившуюся на него тяжесть, поднёс дудочку к губам и дунул в неё. И тут, как будто чья то сила неведомая сила разбросала нечисть по сторонам и она растворилась в проблеске луча света.
А воздух наполнялся музыкой. Музыкой водяных струй, звона лесных колокольчиков, дуновения ветра, шуршания листвы на деревьях, порхающего танца бабочек и радостного задорного смеха. Музыка лилась, набирая силы и на её звуки выбегали из домов жители селения. Какого же было их удивление, когда они увидели, что их грустная добрая помощница преобразилась. Она светилась как солнышко.
Но кто лежит около её ног? Пришлая женщина, умоляющая девушку о прощении злодейства ею учинённого. Оказалось, что она колдунья, прознавшая, что в каком то селении есть девочка способная принести свет жизни в мир земной и приструнить темноту. Долго она искала ту девочку, а найдя окутала её паутиной тьмы, отчего она иногда ходила как неживая. Но она видела, что её чары иссякают. Девочка продолжала помогать и нести добро всему живущему. Ей надо было торопиться.
Колдунья всё это время искала дерево в чаще леса, чтобы найдя, вырубить его под корень. Его силы были связаны невидимыми нитями с девочкой. Лишив части её дара, она, найдя дерево, сделала бы всё возможное, чтобы тёмные силы правили миром веки вечные.

- Ба, так что же приснилось то юноше, - не вытерпела Девочка, - что именно?

Вот селяне и спросили его: Что же случилось с ним в чаще? И юноша вот что им поведал.
Во сне дерево, которое он случайно нашёл, как ему вначале показалось, рассказало, что надо делать ему с его подарком — дудочкой.
- И всё это благодаря твоему платку моя дорогая! Вода, постоянно присутствовавшая в нём, напоило дерево. Оно из своей веточки сделало дудочку и сказало, что эта дудочка исцелит тебя и победит зло. Так оно и вышло!
- Посмотрите! - раздался эхом удивлённый вздох, - Посмотрите, дудочка зацвела!
Это было чудо! Из каждого отверстия дудочки появились крупные цветочные почки. Через мгновение лопается их красноватая тонкая плёнка и на свет появились серовато-белые пушистый комочек серебристого цвета. Как только луч солнца коснулся их, они покрылись зеленовато-жёлтыми мелкими цветочками. Распушившись, стали напоминать крохотного маленького цыплёнка. Каждой своей тоненькой ворсинкой они тянулись к солнцу.
- Её надо посадить в землю, - произнесла девушка, - и обязательно у воды. Так, и именно так. Дерево хочет остаться с нами. Дудочка на это ответила радостным пением, а «цыплятки», затанцевали, покачивая в такт каждой своей ворсинкой.
Вот так и появилась на земле Верба, растущая по берегам рек. Верили селяне и приговаривали: «Где вода - там и верба, где верба — там и вода!». Чудесное дерево, что продолжает жить в чаще, не забыло человеческую доброту и её детки-вербы были наделены им целительной силой, как и девушка, от прикосновения которой всем становилось легче. Дерево разрешило людям ломать её веточки и вносить в дом, где они оберегают семью от весны до весны. У наших предков существовал праздник «Вербохлёст». В этот день ветками вербы полагалось слегка похлёстывать друг друга, приговаривая: «Не я бью, верба бьет — будь здоров, как вода, будь богат, как земля». Больные в надежде на излечение охлёстывали себя: «Верба-хлёст, бьет до слез». Деточек же «хлестали», чтобы были здоровы, девушек, чтобы нашли хорошего суженного, а юношей, чтобы добавилась к ним удаль молодецкая.
Это первое дерево, которое зацветает. Благодарные люди любят Вербу за то, что она пробуждает в душе Весну и наполняет радостью, несмотря на снег и утренние морозы. Ведь если расцвела Верба, то скоро недовольно кряхтящая старушка Зима закинет за плечи свой скромный узелок и отправится в далекие края, а к нам придёт юная и прекрасная Весна! И верба первой рассказывает нам об этом. Её тонкие и гибкие ветви качаются, как бы танцуя, а на веточках появляются коробочки из которых вскоре «вылупляются цыплята», украшая Вербу солнечным светом. Верба - это от славянское слова - "гнуть, вить".
Два тысячелетия назад жители Иерусалима встречали Христа, въезжавшего в город через Золотые ворота, со свечами и ветками финиковой пальмы в руках. Церковный праздник Вход Господень в Иерусалим в России всегда выпадает на весну. На начало цветения вербы. Поэтому, именно верба заменяет христианам пальмовые ветви, которыми иудеи встречали Христа во время его входа в Иерусалим.
В память об этом верующие россияне по сей день приходят в храм на праздник с ветками вербы, так как в наших краях она ранее других древесных ветвей дает почку. И праздник называется — Вербное Воскресенье. Он отмечается за неделю до Пасхи, и в эти дни повсюду в городе можно купить веточки с серебристо-белыми пушистыми соцветиями — «барашками». Украшать дом веточками пушистой вербы - это как красить яйца на Пасху. Освященные букетики вербы прихожане несут домой и хранят их в течение всего года как некое напоминание о том, что мы должны быть всегда готовы встретить Спасителя. Верба в народе — это «священная ветка», символ весны, плодородия, несущая здоровье, радость и жизнь.
Бабушка замолчала и в комнате наступила тишина. Внуки посмотрели на букетик вербы и и поняли, что он появился в доме не зря.

- Ба-а-а, - прервала тишину Девочка, - а ты не сказала, что стало с влюблёнными?
- А ты не поняла? - хмыкнул брат, поженились конечно. Ведь так,да Ба?
- Ну конечно! Поженились и деток народили и жили долго и счастливо! А их Верба выросла высокая и красивая. Они поставили под её кроной лавочку и каждый вечер приходили к ней. Сидели, смотрели на воду и слушали шум Вербы — её особенный шум, её музыку. Грусти и радости. Вести о том, что придёт, обязательно придёт то, о чём искренне попросишь.
- Дорогая, - кашлянул Дедушка, от чего все вздрогнули. Он как всегда подошёл тихо и незаметно для всех, - пойдём, посидим на нашей лавочке!
И тут до внуков дошло:
- Так вот какая она — наша Верба! - весело крикнул Мальчик.
- Ой, это что, - ойкнула Девочка, - та самая Верба?
- Пойдёмте, голуби мои, - улыбнулась Бабушка, - посидим у Вербы. Подышим вечерним свежим воздухом, да умоемся водицей речной, на сон грядущий.

У воды зашумела Верба, запела, приветствуя дорогих гостей.