Моё первое Соборование

Виктор Некрасов
 На фото: протоиерей Михаил
   

 За свой довольно скромный стаж воцерквления мне и моей жене не раз
приходилось совершать Таинства Исповеди и Причащения. Чаще всего
совершали мы эти обряды в ближайшем от нас Михайло-Архангельском
храме села Демшинка Добринского района. Исповедовались и причащались
также в других храмах, бывая в паломнических поездках по святым местам.
Таинство же Соборования или Елеосвящения, как оно называется в
богослужебных книгах, для нас было совершенно незнакомым Таинством.
Мы считали, что это последняя исповедь перед уходом в мир иной. Как и
многие люди, неверно истолковывали это Таинство, считая, что к нему
прибегают в случае, когда человек лежит на смертном одре. И только после
бесед с глубоко верующими людьми мы узнали, что на самом деле это вовсе
не так. Обряд проводят не только над человеком, который болен или в
скором времени покинет сей бренный мир. Это не последняя исповедь и
отпущение грехов перед переходом в мир иной, и уж тем более не
отпевание, Боже упаси!

Главная цель Соборования - это исцеление. Причем исцеление не только
телесных недугов, но и душевных. Также во время обряда происходит
отпущение грехов, о которых человек мог забыть и не исповедаться.
Считается даже, что Соборование в чем-то сродни Исповеди. Это Таинство
называется по-разному. Изначально это было Елеосвящение, так как для
обряда использовался елей, которым помазывался человек. В дальнейшем
его стали называть не иначе, как Таинство Соборования. А все дело
 в том, что  исполняют обряд несколько священников, т. е. собор.
 По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах
 совершается в дни Великого Поста, прежде всего на Крестопоклонной
 или на Страстной седмице, вечером, перед Великим Четвергом
 или Великой Субботой.

 Познакомившись со всеми целями и правилами Соборования, мы
задумались о месте исполнения этого Таинства. И в этом выборе нам
помогли неоднократно слышимые в паломнических поездках отзывы о
службах в храме Благовещения Пресвятой Богородицы, что в селе Крутые
Хутора, недалеко от Липецка.
А настоятелем в том храме служит очень интересный, необычный батюшка –
протоиерей Михаил. Его переход из мирской жизни к служению Богу, сама
биография, как, кстати, и матушки Марины, вызывают неподдельный
интерес своей неординарностью. Здесь я позволю себе познакомить
читателя с некоторыми эпизодами из жизни этой благочестивой семейной
четы Михаила Николаевича и Марины Дмитриевны Чепелевых.

 Михаил Чепелев родился в 1961году в городе Боброве Воронежской
области в рабочей семье. После школы, как все молодые люди, отслужил в
армии и окончил институт. В студенческие годы познакомился с будущей
женой Мариной и вскоре женился, а через несколько лет повенчался. В
советское время это было редким явлением, учитывая то, что супруги быстро
продвигались по карьерной лестнице, а вера в Бога в стране оголтелого
атеизма считалась недопустимой, тем более для чиновников.
 В Воронеже Михаил Николаевич работал в сфере общественного питания.
Позднее входил в президиум обкома профсоюзов Воронежской области. В
конце 1980-х был помощником гендиректора компании «Агроконтракт», а
уже в начале 90-х его назначают заместителем начальника управления
областной администрации.
Занимая высокие должности, Михаил Николаевич ездил в Воронежский
Алексиево-Акатов монастырь, где подолгу беседовал со здешним старцем,
игуменом Поликарпом. Однажды настоятель храма Ксении Петербургской,
что строился в Северном районе Воронежа, протоирей Александр Трунов
попросил Михаила помочь сварить систему отопления. Он откликнулся. И
когда в Божьем доме стало тепло, испытал необъяснимую радость, как будто
сад посадил. Также сердце ликовало, когда водрузили колокола на звоннице
Введенского храма Акатова монастыря.

В конце девяностых годов супруги Чепелевы вместе с дочерью Анной
отправились в паломническую поездку в Иерусалим, которая стала новым
этапом в их духовном становлении. Отец Михаил вспоминает: «В те годы
паломников оставляли ночевать в главном храме Иерусалима, где они спали
на полу. Уложили в храме и нас, но посреди ночи - уже не помню по какой
причине - нас всех срочно разбудили и быстро вывели на улицу. И как только
мы, спешно собрав свои пожитки, вышли из храма, точно на то место, где
спала наша дочь Анна, рухнула массивная колонна. Я уже тогда не
сомневался в существовании Бога, но этот случай стал для нас с
супругой, да и для нашей дочери, одним из тех, которые принято
 называть знаковыми.  На всю жизнь запомнилось и первое
впечатление от схождения Благодатного
огня. Он бегал по густой бороде игумена Поликарпа, не обжигая его лица.
Пучки свеч сами загорались в руках монахинь. Потом огонь стал обычным,
обжигающим и горячим».  Так и вера в душе Михаила сначала была теплой,
но со временем стала ярко пламенеть. Окончательно изменила
мировоззрение Михаила поездка в Грецию, на Афон, где он общался с
монахами.

В 1997 году Михаил Николаевич оставляет работу в администрации области
и посвящает всю дальнейшую жизнь служению Богу.
Однажды старец Поликарп попросил свозить его в Задонский
 Рождество-Богородицкий мужской монастырь к епископу
Задонскому Никону, нынешнему митрополиту Липецкому и
Задонскому. Встреча МихаилаЧепелева и епископа Задонского
 оказалась судьбоносной.
— Владыка Никон посмотрел на меня и благословил носить подрясник,
изучать богослужебный чин, читать Евангелие, псалтырь, — вспоминает
первую встречу с правящим архиереем отец Михаил.
Сам же Михаил, встретившись с человеком, для которого вера, служение
были естественной повседневностью, впервые ощутил полноту счастья,
духовную радость. Начиная с 2001 года Михаил Чепелев служил алтарником
в Троицком храме села Боровое, что в окрестностях Воронежа. Служил
добросовестно, не отказываясь ни от каких поручений настоятеля. Был и
звонарем, и чтецом.

В 2004 году за короткий промежуток времени принял сначала диаконский, а
потом и священнический сан. Хиротонии совершил епископ Липецкий и
Елецкий Никон (Васин). В октябре того же года отец Михаил был назначен
настоятелем церкви Благовещения Богородицы села Крутые Хутора
Липецкого района.

Супруга Михаила в вопросах религии всегда поддерживала мужа. Она также
без сожаления рассталась с должностью директора престижного ресторана и
стала надежной помощницей супруга. Матушка Марина поёт на клиросе,
занимается благотворительной деятельностью.

 Под руководством отца Михаила был отремонтирован Благовещенский
храм и облагорожена прихрамовая территория. Настоятель окормляет
женскую монашескую общину, действующую при храме, и ведет
строительство приходского приюта и монашеского корпуса. Много других
полезных дел осуществлено за эти годы, но лучше всё же побывать в этом
благословенном месте и увидеть, как замыслы настоятеля Михаила
претворяются в жизнь, реальные дела, к чему я и призываю читателей.
В 2015 году многолетние труды отца Михаила были отмечены возведением
его в сан протоиерея.

А сейчас, уважаемый читатель, я перейду непосредственно к поездке в
Крутые Хутора и расскажу о том, как прошло наше первое соборование в
храме Благовещения Богородицы. Идейным вдохновителем и
организатором была Вострикова Александра Леонидовна. Именно она,
бывавшая много раз в этом храме, предложила нам совершить Таинство
Соборования конкретно в этом месте. И вот наступил этот долгожданный
день 29 марта 2019 года, перед Крестопоклонной неделей. Александра
Леонидовна Вострикова (знакомая читателям по очерку «Я выбираю Бога»)
по пути в Задонский мужской монастырь,
где она работает внештатным отрудником, частенько
заезжала помолиться и послушать  завораживающие проповеди
 отца Михаила. Благо, что Крутые  Хутора находятся всего
в четырёх километрах от трассы
 Липецк- Задонск. Мы с женой, Александра Леонидовна с
младшим сыном Кириллом и бессменный водитель Пешков Владимир
 Васильевич, каждый со своими мыслями о предстоящем Таинстве,
отправились в путь. Выехали из Добринки в два часа дня. Ярко светило
солнце, а мелькавшие за окном поля и луга почти полностью освободились
от снега. За зиму его выпало, как никогда в последние годы, больше
обычного, но весна оказалась не дружной, скорее вялотекущей, и снежок
как-то не спеша весь ушёл в талую землю. Ожидаемого большого половодья
не произошло, вся влага пошла в землю-кормилицу, что, несомненно, радует
земледельцев. Время в пути, а это около ста тридцати километров, заняло не
более двух часов. Да и те пролетели как-то незаметно, так как каждый был
погружён в свои думы.

В крутые Хутора мы приехали за час до начала службы и успели (сколько
смогли) осмотреть территорию и сам храм. Надо сказать, что с первых минут
я почувствовал всюду не просто обустроенность, а какую-то дизайнерскую
оригинальность и строгий расчёт в размещении построек, насаждений,
клумб на довольно скромной по площади территории, огороженной
добротной изгородью. Солидная площадка перед входом в храм, гаражами
и трапезной вымощена современной плиткой. Времени на обстоятельный
осмотр всего хозяйства, вверенного отцу Михаилу, у нас, к сожалению, не
было, но мы с женой непременно ещё побываем в этом благодатном месте.
Приятной неожиданностью для меня стало то, что нас здесь ждали, а
инициатором этой запланированной встречи была матушка Александра, как
её с неподдельной любовью встречали монашки, певчие, сам настоятель
храма протоиерей Михаил и матушка Марина. Она была здесь своим
человеком среди своих сестёр во Христе по Вере, по несению послушания и,
как я понимаю, по сестринской помощи в скромных, но так необходимых для
создающейся монашеской общины, продуктах. А после того, как матушка
Александра (я также буду здесь её величать) представила меня отцу Михаилу
пишущим человеком, он рассказал мне в короткой беседе, что в приходе
Благовещенского храма в Крутых Хуторах возрождается почти утраченная в
наши дни традиция совместной трапезы прихожан после богослужения. «Это
очень хорошая традиция, которая способствует сплочению прихода, – уверен
отец Михаил. – Совместные трапезы стали частью нашей приходской жизни,
продолжением нашего духовного общения друг с другом во Христе,
совместного решения важных вопросов, как это было принято в
раннехристианской общине. Сегодня на приходе Благовещенского храма
подвизаются двадцать монахинь. Община есть, монашеский корпус с Божьей
помощью практически закончен. Заботы о его строительстве взяла на себя
схимонахиня Софрония».

           И вот мы наконец-то в самом храме Благовещения Пресвятой
Богородицы. Он под стать настоятелю, высокий и какой-то по-домашнему
тёплый. По своему размеру храм не такой уж и большой, но по всему
периметру стен на колоннах размещено столько старинных и современных
икон, что в иных и городских церквах того нет, а уж какие качественные
росписи на сводах, что и словами не описать. Рука так и просится
необъяснимому велению сердца помолиться перед каждым образом,
каждой святыней, а их здесь немало. Особо хочется отметить список с
чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» и иконы с
частичками мощей святых угодников Божиих: крест с частицей Честного
Животворящего Древа Креста Господня, ковчежец с частицей мощей
целителя и великомученика Пантелеймона, частица Ризы Пресвятой
Богородицы.

 Приятно удивило меня и то, что в нижнем уголочке каждой иконы
помещено её название и тропарь к ней. Чего греха таить, много ли мы знаем
ликов православных святых, а витиеватые надписи на церковнославянском
языке порой трудночитаемые, и молишься иной раз, не зная, кому
конкретно. А здесь всё чётко и понятно. Служители храма понимают, что
большинство прихожан пришли к Богу совсем недавно и здесь они черпают
азы православной веры. Я почувствовал небывалую лёгкость во всём
организме, а душа как бы распахнулась навстречу всеобъемлющей любви,
незримо присутствующей вокруг меня.

 Тем временем храм заполнялся всё новыми и новыми прихожанами. То
были и пожилые, и даже очень старенькие бабушки и дедушки, но молодых
людей оказалось гораздо больше, причём много было семейных пар, а
некоторые привели и своих детей. Слово привели не совсем верное. За
церковной оградой стояли десятки легковых автомобилей с номерами не
только Липецкой, но и Воронежской, Тамбовской и других областей. Я ещё
при входе в храм удивился такой широкой географии приехавших на
Соборование – ведь неспроста они ехали за сотни километров, как, кстати, и
мы. И вскоре я воочию убедился в этом. Но прежде чем перейти
непосредственно к Таинству, я отмечу ещё две немаловажные детали в
организации богослужения.

                Первая и очень важная, на мой взгляд, деталь:
вся площадь храма  заставлена очень удобными скамейками,
 табуретами, мягкими стульями. В  процессе прохождения
Соборования по благословению отца Михаила всем
предлагалось сесть, когда это возможно, и все садились. А ведь народу-то
собралось не меньше сотни, и всем хватило места. Здесь учитывается и
возраст, и состояние здоровья прихожан, и есть человеческое понимание,
что отстоять всю службу бывает не каждому по силам, так почему же не
облегчить положение страждущих. По этому поводу митрополит
 Московский Филарет (1825-1867гг.), которого называли
«Московским Златоустом», сказал: «Лучше сидя думать о Боге,
чем стоя – о больных ногах».

  И вторая особенность: всем присутствующим на службе
 были розданы листочки с текстами песнопений, и мы становились
 как бы участниками богослужения. Я ощущал свою сопричастность
в богослужении, соборность, благодаря которой мы всем сердцем
и душой обращаемся к Богу. Хочу отметить грамотное и слаженное
песнопение певчих храма, среди которых была и матушка Марина.
Их профессионализм говорит о большой репетиционной работе
и мастерстве регента.

В елеосвящении принимали участие три священника во главе
 с протоиереем Михаилом. Для совершения Таинства в центре
храма на аналое лежало Святое Евангелие и Крест. Рядом столик,
на котором стоял сосуд с елеем на блюде с пшеницей.
В пшенице стояло семь зажженных свечей и семь кисточек
для помазания - по числу читаемых отрывков из Священного
Писания, а также десятки баночек с принесённым прихожанами
 растительным маслом, которые мы забрали после богослужения.
 Все соборующиеся держали в руках зажженные свечи.
Это свидетельство, что Христос - свет в нашей жизни.

  Предстоятельствующий из священников протоиерей Михаил, окадив
елей и все находящееся на столике, а также храм и народ,
возглашает: «Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков».
 Начинается  молитвословие: Святый Боже, Святый Крепкий,
Святый Бессмертный,помилуй нас. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
 и ныне и присно и во веки веков. Аминь!
Затем один из священников вливает в сосуд с маслом вино и
молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти
и духа тех, кто будет им помазан. Звучат песнопения,
обращенные к Господу и святым, которые
прославились чудесами исцеления страждущих. Затем
следует чтение семи отрывков из посланий апостолов
 и Евангелий. После каждого евангельского
чтения священники помазуют освященным елеем лоб,
ноздри, щеки, губы,грудь и кисти рук с двух сторон.
 Это делается в знак очищения всех наших
пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших - всего того,
 в чём мы могли согрешить. В промежутках между чтением
 Евангелия отец Михаил читал проповедь, хотя слово
 «читал» - это вовсе не о нём. Он вёл неторопливую беседу
 с прихожанами, а они, как заворожённые, слушали слова
своего пастыря, которые проникали в душу своей простотой
 и ясностью. Голос и грамотность  речи отца Михаила
подобны лучшим дикторам советского телевидения,
 где всё было понятно, как говорят, и старым и малым.

Конкретные примеры из нашей повседневной жизни логически
связывал с основной мыслью проповеди – не согреши, а уж если
 согрешил, то осознай, покайся и не допускай этого впредь ни
 в делах, ни в мыслях. Говорил он и о многих фактах
наших прегрешений, о связи грехов и болезней,
о чревоугодии, о воспитании молодёжи
 и роли православия в воспитании личности. В своей проповеди
 отец Михаил затронул так много вопросов и так мастерски и
доходчиво истолковал их, что даже в самом дальнем уголочке
храма мысли проповедника легли на благодатную почву открытых
сердец паствы.
Примечательно и то, что он без запинки, не глядя в божественные
 книги и другую литературу, приводил наизусть отрывки из писаний
евангелистов и классиков мировой литературы. И я, имея за плечами
более чем сорокалетний опыт преподавания истории в школе и
 лекторской работы в обществе «Знание», от проповеди отца
 Михаила был в восторге.

В самом конце Таинства, после семикратного помазывания
прихожан елеем,священники произносили заключительную молитву
и клали на голову каждого Евангелие. На этом Соборование
было закончено, и у меня появилась какая-то легкость в теле,
 радость на душе. Похоже, такое  состояние было у многих: все
вокруг улыбались, и даже незнакомые друг с другом люди общались,
 как давние приятели. Соборование проходило около
трёх часов, но я не чувствовал никакой усталости, и, хотя
 нам предстояла неблизкая дорога домой, я подошёл к матушке 
Марине, поблагодарил её и всех певчих за прекрасные песнопения
 и задал несколько вопросов. Она с улыбкой и мягкостью в голосе
ответила мне на них и пожелала нам доброго пути. Отец Михаил также
 сказал нам тёплые напутственные слова и благословил в дорогу.

Через несколько дней, на праздник Благовещения, мы с женой совершили
Таинства Исповеди и Святого Причастия в Михайло-Архангельском храме
села Демшинка. Настоятелем этого храма больше десяти лет служит иерей
Михаил (Пуриче). У него так же, как и у отца Михаила из Крутых хуторов,
необычная биография. Скажу лишь, что они вместе с матушкой Верой
приехали к нам из солнечной Молдавии, воспитывают восьмерых (!) детей и
очень уважаемы прихожанами.

В заключение я бы хотел сказать, что Таинство Соборования,
как и Таинство Исповеди и Святого Причастия, дает нам возможность
 заглянуть внутрь себя, поменять свои взгляды на греховность
 человеческую, очистить душу и тело.
Обычно я, человек не совсем здоровый, трудно переношу 
дальние поездки, но в этот раз дорога домой показалась
 необыкновенно спокойной, будто кто-то незримый помогал мне 
пребывать в благостном и умиротворённом состоянии. На душе 
было радостно, покойно, светло. И я благодарен Богу, что он помог
мне решиться на это Таинство.