Якоб Иорданс. Автопортрет с родителями

Алина Алексеева-Маркезин
    Иорданс, Якоб. 1593-1678 Автопортрет с родителями, братьями и сестрами.Около 1615 года.ЭРМИТАЖ.

      В истории фламандского искусства XVII века Йорданс занимает особое место, входя, вместе с Рубенсом и Ван Дейком, в триаду великих исторических живописцев фламандской школы. За ним закрепилась слава «самого фламандского» художника, вероятно, из-за его большой любви к национальному быту, праздникам, пословицам и поговоркам.
       
      Однако искусство Йорданса отнюдь не исчерпывается изображением сцен национального быта и праздников. Он писал портреты, картины на библейские, евангельские и аллегорические сюжеты, а также на сюжеты из античной истории и мифологии; щедро вводил в свои композиции детали натюрморта и пейзажные фоны.

        Признаваемый современниками едва ли не лучшим колористом фламандской школы, Йорданс был еще и прекрасным рисовальщиком. Наиболее плодовитым и популярным мастером он был и в такой отрасли художественного ремесла, как создание шпалер.

      Роль главного побудительного импульса в становлении молодого живописца принадлежала Рубенсу. Йорданс не был его непосредственным учеником, но в молодые годы имел тесную связь с мастерской прославленного главы фламандской школы. Отпечаток искусства Рубенса несут на себе обе ранние картины мастера, представленные на выставке, – уже упомянутый выше «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами» и «Апостолы Павел и Варнава в Листре»

       На картине Йорданс изобразил свою семью: отца - Якоба Йорданса Старшего - торговца холстами, вместе с женой Барбарой ван Вольсхатен, самого себя с лютней в руках и семерых братьев и сестер. На переднем плане близнецы Абрахам и Исаак, на коленях у матери - Елизавета, слева от нее -Мария, а справа - срезанная краем холста фигура Екатерины. Девушка, смотрящая вверх - Анна, а рядом с ней, в самом центре, слева от главы семейства - Магдалина.

    У родителей художника было еще трое дочерей, умерших в раннем детстве. Путти с веточками лавра в руках, парящие над головами людей, вероятно, воплощают собой души этих детей, также присутствующих на семейном торжестве. Считается, что на холсте изображено чествование Йорданса по случаю его вступления в антверпенскую Гильдию св. Луки в 1615 г.

     Композиция произведения является традиционной для жанра семейного портрета и, как это и было принято, обогащена разного рода символами. Лютня обычно олицетворяет собой гармонию, а в контексте семейного портрета подразумевает гармонию в браке. Собака на переднем плане - символ супружеской верности, как и виноградная лоза, обвивающая беседку, в которой собрались родственники. Хлеб и вино символизируют Евхаристию, а в более широком религиозном смысле - веру, объединяющую детей и родителей.

    Все полотно Йорданса пронизано идеалами христианской морали. В этом контексте жест отца художника, поднимающего в руке бокал с вином, может быть понят как предостережение против чрезмерного увлечения суетными удовольствиями и напоминание о необходимости воздержанности.

       Картина долгое время оставалась в семейной собственности, затем оказалась в коллекции Генри Бентинка, герцога Портлендскогоruen, у которого её приобрёл Роберт Уолпол. В 1778 году наследниками Уолпола всё собрание картин было продано императрице Екатерине II, и с 1779 года картина находится в Эрмитаже.

      Рентгеноскопическое исследование картины в реставрационных мастерских Эрмитажа показало, что работа над картиной велась в два этапа. Основной объём работы был сделан около 1615 года, однако в конце 1630-х — начале 1640-х годов Йорданс внёс в картину ряд изменений.

     Так, двое мальчиков на переднем плане изначально были изображены обнажёнными. В правом нижнем углу на месте лохани с бутылками находился сидящий кот. Отец художника стал поднимать руку со стаканом, которой в первоначальной версии вообще не было видно. Также изменены и другие детали картины

     В собрании Уолпола картина считалась портретом Рубенса, Изабеллы Брант и их детей; с этой же атрибуцией картина долгое время числилась и в Эрмитаже (за исключением рукописного каталога 1797 года, где она атрибутирована верно — «Семья Йорданса», но без какой-либо аргументации). Впервые предположение, что на картине изображена семья Йорданса, высказал Верту, который ещё в 1722 году видел её в замке Уолпола Хоутон-холл; однако это мнение прошло незамеченным.

      Составители научного каталога фламандской живописи в собрании Эрмитажа Н. П. Бабина и Н. И. Грицай считают, что картина была написана под явным влиянием алтарного образа работы Рубенса 1605 года «Обрезание», находящегося в церкви Сант-Амброджо в Генуе, эскиз которой Рубенс привёз с собой из Италии; этот эскиз хранится в Академии художеств в Вене.

       Заведующая сектором живописи XIII—XVIII веков отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа Н. И. Грицай, описывая картину, отмечала:
        "Йорданс как бы погружает зрителя в атмосферу гармонии и согласия, в которой живут его герои, внушает ему впечатление неразрывной связи, объединяющей их. И этой цельности общего впечатления художник достигает, группируя персонажей вокруг одного центра так, что они оказываются сплочёнными воедино. Позы, жесты, взгляды героев картины ритмически согласованы друг с другом и обусловлены той ролью, которая отведена каждому из них в картине."