Ледоход на реке Белой

Ильхам Ягудин
  Ильдар с детства любил апрельский ледоход на Агыйделе.*
 
  Белая-река! В начале апреля начинает таять снег, накопившийся за долгую зиму на склонах Южно-Уральских гор. Эти вешние воды ручейками с весёленьким журчанием, словно вальсируя радостными  пируэтами,  обходя каменные глыбы на склонах, лаская и отмывая камешки, захватив в попутчики пока не растаявшие льдинки, стремятся  в объятья юной сестры, протекающей узкой лентой по ущельям, перекатам и водопадам уральской гряды.
 
  Речка, наполняясь силой притоков, прихорашивается, словно девушка на выданье, ей хочется показать свою красоту и блеск растущим по её берегам деревьям, ивам, величественным скалам, кудрявому можжевельнику.

  Люди, живущие в домах, деревушках , посёлках , городах! Выходите этим апрельским утром к берегу!  Она под утро распахнула, пока вы спали, видя сны про далёкие моря и океаны,    свою толстую зимнюю ледяную шубу! Её воды с треском, хрустальным звоном подняли этот кристальный панцирь покрытый белым снежным пледом! Только улыбающаяся среди высоких облаков луна и играющие блеском разнокалиберных алмазов звёзды вселенной увидели во всей красе, как вдохновительница  поэтов,  под музыку весенних порывов шальных неуемных ветров, элегантной капризной принцессой стала просыпаться ото сна.
 
  Поплыли льдины,крашенные алым светом утренней зари, акварелями художника –солнца, медленно поднимающегося огромным горящим шаром из-за каменистого вала уральского хребта, образовавшегося миллионы лет назад, движением грандиозных плит на дне древнего Пермского моря*, в сторону плата лежащего под широкими просторами нынешней Западной Сибири.
 
  Лёд тоже движется как эти подземные плиты, но движется с особым манером вниз по течению. На верховьях Агыйделя скорость течения  большая. Вода несёт попавшие в его поток льдины как торпедо на лёд, спрятавшийся в заливах, на упёршиеся к песчаным косам огромные осколки. Под натиском стремительных потоков, льдины со скрежетом, гулом превращаются в ледяные горы. Потом эти торосы закрывают извилистое  русло реки, как будто природа создает  плотину с каким то таинственным замыслом прекратить это хаотическое течение, и установить  гармонию и спокойствие на подобие огромных широт Предуралья, после образования Уральского вала разделяющего   континент на Европу и Азию.
 
   Но нет! Одни природные силы побеждают других. Ледяная плотина собирает огромную массу воды, которая разливается орошая луга и поля на долине. Разлив стремительными круговертями обходит торосы, мощные потоки вновь поднимают, ломая вдребезги спрессованные глыбы, и ледоход продолжает своё движение к низовьям Белой реки -  Агыйдели, унося дальше с собой  поднявшийся талыми водами равнин, расколотый на причудливые фигуры зимний покров.
 
   Многочисленные  притоки, полноводные из-за  обильных зимних осадков принесённых ветром с поверхности  испаряющихся океанов, справа и слева наполняют мощь реки на равнине. Здесь, как и на верховьях образовываются заторы, появляются торосы, круговерти, треск и звон рассыпающегося льда, река выходит из берегов, угрожая наводнением сёлам, городам, расположенным на низинах. Река покрывает, словно море землю на долине, оставляя островки суши  и верхушки высоких деревьев.
 
   Исчезает под водным простором с плывущими ледяными платформами дельта* на Каму. Агыйдел и тёмная Кама сливаются. Льдины,попав на широкую свободу, кажутся не такими уж большими, и появляется зеркало с еле заметными на горизонтах краями. Это зеркало становится то матовым, то сияющим блёстками лучиков солнца, то огромным вспаханным полем с бороздами – всё это происходит в зависимости от  погоды. А людям остаётся только наблюдать годами . столетиями, тысячелетиями причуды Её Величества Природы.
 
  Они каждый год с Галией и с сыном втроём старались не пропускать  потрясающее явление весны. Да и не только они. Весеннее пробуждение Агыйдели  какой то не объявленный праздник для людей живущих рядом с  Белой-рекой. Этот праздник происходит сам по себе:без каких-то объявлений зрелища,без каких-либо помпезных открываний чиновниками, без услужливого приглашения районным начальством из столиц  свадебных генералов, обожающих показывать свою значимость под этим небом. Без устройства концертов,наплодившихся с развитием электроники так называемых «звёзд» эстрады, старающихся подстроить открытие рта под звуки фонограммы.  Люди, как-то инстинктивно, наверно чувствуя зов природы, унаследованный ими от своих предков, живших веками среди этих заснеженных полей, среди заливных лугов, любуясь белыми берёзами и наивными красотками-подснежниками, тянутся созерцать только одно зрелище.
 
   Это - стихия воды, стихия продукта природы, состоящего  из двух атомов водорода и одного атома кислорода. И люди кто как: кто как-то научно, кто опираясь только на естественное чутьё, кто из биологических особенностей земных существ знают, что вода самое главное богатство в их жизни!