О среднем расходе топлива и резервах экономии

Русс Рахметов
РК потребляет около 8 000 000 тонн автомобильного топлива в год, что примерно равно 10 млрд.л. При ценах на топливо от 150 до 200 тенге это эквивалентно 1,75 трлн. тенге в год.
Учитывая, что в РК зарегистрировано почти 5 млн. автомобилей из которых ежедневно эксплуатируются около 4 млн., среднесуточный расход топлива каждого авто составляет около 10 000 000 000 л / 4 000 000 авт. / 365 дней = 2 500 л / 365 дней = 6,85 л/день. Примерно 7 л. или 1225 тенге.
В Алма-Ате ежедневно выезжают на дороги около 600 000 автомобилей, которые потребляют 600 000 авт. * 7 л = 4 200 000 л./день, что превышает 600 000 000 тнг./день.

В настоящее время нормой стало движение в городе «от светофора до светофора» с последующим ожиданием разрешающего сигнала практически на каждом перекрёстке. В то время, как водители со стажем ещё помнят так называемую «зелёную волну», когда автомобиль пересекал три-пять и более перекрёстков, не останавливаясь и не меняя режима движения. Безостановочное движение было нормой, обычным делом. Следовательно, теперешний «скачковый» способ перемещения, не нормальный и с этим явлением следует бороться и, главное, можно бороться. Естественно последуют возражения, мол, возросло количество транспорта. Да. Количество транспорта возросло, а это говорит о том, что должны быть изменены определённые количественные и качественные факторы управления транспортным потоком. И это не только и не столько расширение проезжей части, строительство многоуровневых транспортных развязок и прочие дорогостоящие процедуры, которые, как показывает практика, не достаточно эффективны.
Режимы движения следует разобрать более подробно. Двигаясь в стабильном скоростном режиме, автомобиль наиболее полно и качественно сжигает топливо, производящее эффективную работу двигателя, автомобиля – совершает работу по перемещению эффективно. В режимах ускорения автомобильный двигатель, во-первых, получает обогащённую топливно-воздушную смесь, во-вторых, эта обогащенная смесь сгорает не полностью, не достаточно эффективно. Из-за чего в атмосферу выбрасываются гораздо более токсичные газы, нежели в стабильном режиме. Дожигание отработавших газов в выхлопном коллекторе спасает положение лишь частично, и далеко не во всех автомобилях исправно.
Таким образом нынешний городской трафик методом дёрганья от светофора до светофора, не только приводит к непродуктивному расходу топлива, но и значительно повышает токсичность выхлопных газов.
Что мы можем предпринять в этой связи? Во-первых, вернуть «зелёную волну». Предлагаемыми мной методами это  не сложно, долгих, сложных компьютерных расчётов не потребуется, ни строить, ни ломать ничего не надо.  На внедрение уйдёт всего несколько часов. Стабильного, устойчиво эффективного режима транспортный поток достигнет не более, чем за несколько дней. Во-вторых, в-третьих и в-четвёртых, ликвидировать несколько моментов подоптимизации, провоцирующих концентрацию транспортного потока в часы пик и непродуктивный выхлоп автомобилей в движении.
Прогнозируемая экономия топлива теоретически может достигнуть до 32%, сокращение времени в пути 40% -:- 50% и более. Если мерить деньгами, то на топливе Алма-Ата сможет экономить до 11,2 млн тнг в день или 4,088 млрд. тнг. в год. Сокращение неэффективных потерь рабочего времени из-за простоев и замедления движения в транспортных заторах даст экономию от 10 до 30 млрд. тнг. в год. В сумме сокращение потерь от оптимизации и повышения эффективности городских транспортных потоков для двухмиллионного города может составить до 35 млрд. тнг. в год = 90 млн долл США = 5 833 млн Рруб .   
С каждого автомобиля можно экономить 20 000 тенге = 51,28.00 долл США в год. И это возможно не только для Алма-Аты, это возможно для большинства городов мира.