Борьба с невежеством

Валентина Телухова
Сколько удивительных легенд живет в нашем обыденном восприятии жизни. И одна из них - легенда о картине "Черный квадрат" Казимира Севериновича Малевича.

И я сама не сразу стала такая умная, как сейчас. И я в начале услышала эту легенду, что жил-был один художник от слова "худо" и взял он большую кисть, окунул в банку с черной краской, взял квадратный холст и замалевал его весь. Поместил холст в светлую рамку. Назвал картину "Черный квадрат" и поместил её на выставке. И что к чему, и зачем, и что он этим хотел сказать?

Да хуже еще в моем случае то, что когда мне посчастливилось побывать в Москве в Третьяковской галлерее, я разыскала эту картину там, встала перед ней и с мыслями: "Во какой дурак, и правда нарисовал что попало. Совсем неподходящее что-то!" - я стояла и рассматривала эту черную заплатку с великим недоумением.

Пожала плечами и отошла.

Прошло почти полвека с той поры. А к русской живописи у меня особенное - трепетное отношение. Люблю я бродить с помощью интернета по выставочным залам России и мира. И рассматриваю шедевры и восхищаюсь. Я и сама когда-то гуляла с этюдником по окрестностям нашего поселка и рисовала с натуры и полоску леса, и садовые домики, окруженные цветущими садами, и одинокую сосну, которая разрослась на опушке так странно. Одну из нижних ветвей она протянула почти до дороги, распушив её в середине и оголив по окончанию. Как протянутую руку старой побирушки, просящей хлебушка у сердобольных прохожих. Я нарисовала её, а на ветвях поместила тонкую девичью фигурку, которая то ли отдыхала, то ли покачивалась на тяжелой и гибкой ветке.

И теперь, когда смотрю на свой рисунок, рождается у меня какое-то особенное чувство легкой грусти. Вот и я когда-то была частью этого прекрасного мира, который уходит от меня.

Я не только рассматриваю репродукции картин художников, я еще и читаю историю создания картин с огромным интересом. И когда в поисковике мне предложили статью о Казимире Севериновиче Малевиче, я охотно открыла её.

Простите мне люди добрые мое невежество и прости мне, Казимир Северинович. Не так то все просто с этим "Черным квадратом". Был этот художник новатором. Мучился вопросом - а должен ли художник копировать жизнь на своих полотнах, или должен демонстрировать свое виденье мира? И должны ли полотна мастеров отличаться от фотографий?

Пять томов написал Малевич, в которых обосновал новое направление в живописи - супремизм. В переводе на наш язык обозначает это слово - наивысший, высочайший. И там он утверждает, что в основе МИРОЗДАНИЯ всего лежат три простейшие формы - квадрат, круг и крест или треугольник. И вот, для того, чтобы в образах эту мысль донести до поклонников живописи, Малевич и написал ТРИПТИХ - композицию из трех полотен. Справа - большой круг. Слева - треугольник и крест. В центр композиции он поместил квадрат. И долго решал, а каким цветом его закрасить? И пробовал разные цвета. Даже розовый. Почему-то краски, смешавшись, стали вдруг черными. Так и остался квадрат черным.

Почему этот квадрат вдруг был вырван из общей композиции? Почему о нем так часто пишут самое разное? Вплоть до того, что это полотно художника - как бы, простите, плевок нам - потомкам. Смотрите, пяльтесь, думайте, что я хотел сказать этим своим произведением. И ведь пялятся и догадки строят самые разнообразные. А уж как ругают и самого Малевича, и его "Черный квадрат" и в стихах, и в прозе. Совсем как в басне про мартышку и очки.

Беспредметная живопись, о которой так много писал и говорил Малевич, окружает нас повсюду. Идеи этого талантливого человека воплощены теперь потомками и в архитектуре, и в новых направлениях живописи. Особенно широко - в дизайне.

Отказ от оболочек предметов в пользу простейших форм - основы мироздания - как направление в живописи нашло свое место в жизни.

А в Русском музее хранится ранняя картина Малевича - "Летний пейзаж". Задержитесь перед ней. В этой работе молодой и талантливый художник отдает дань модному течению - импрессионизму. Сложные цвета он делит на чистые составляющие. И вы видите на картине не домик в отдалении, и не дорожку к домику, и не девочку-девушку, стоящую в раздумье, а куда же направиться? К дому или за калитку? Перед вами - лето. Свежее, цветущее, зеленое, праздничное лето. И такое возникает чувство, что до вас даже доносится аромат цветущего сада. Так хороша эта картина Казимира Севериновича Малевича.

(А эта тетка, которая хаит Черный квадрат и в яростных стихах своих дважды, и в прозе здесь на Прозе.ру, - она мне не нравится. Категорически).