Импрессионизм - великая революция в искусстве. ч4

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

ИМПРЕССИОНИЗМ – ВЕЛИКАЯ И ПРЕКРАСНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИСКУССТВЕ. Часть 4.

Если Дега близок к Мане своим ясным различением добра и зла, умением верно распознавать реальное человеческое достоинство, то совсем иначе воспринял уроки Мане Огюст Ренуар (1841-1919) — одни из самых обворожительных художников Франции и вместе с тем один из самых расточительных и неровных талантов.
Ренуар Пьер Огюст родился в семье провинциального портного, который в 1845 г. переехал в Париж. В молодости Ренуар работал художником по фарфору, в 1862 г. поступил в Школу изящных искусств. Он учился и в мастерской Ш. Глейра и познакомился там с А. Сислеем, Ф. Базилем и К. Моне. Юноша часто посещал Лувр, восхищался работами А. Ватто, Ф. Буше, O. Фрагонара. Подчеркнутое использование светотени, придающее изображению почти скульптурную форму, сближает его ранние работы с творчеством художников-реалистов,
в особенности Г. Курбе,

но более легкая цветовая гамма уже отличает его картины от полотен предшественников ("Харчевня матушки Антони", 1866, Национальный музей, Стокгольм).
Ренуар начал с очень разнородных, далеких друг от друга вещей, весьма неясно предвещавших его будущий путь, и только решающее влияние Мане определило этот путь во всем его своеобразии.
Но Ренуар воспринял искусство Мане несколько односторонне, он остался глух к психологическим, критическим, интеллектуальным качествам, зато он довел до высшей степени лишь его ясное и жизнеутверждающее приятие мира.
Это утверждение жизни навсегда осталось у Ренуара увлеченно-радостным, абсолютно искренним и живым, безусловно, и открыто демократическим. Там, где Ренуар всецело отдавался ничем не замутненному ощущению первозданной прелести и чистоты жизни, он становился настоящим и большим художником.

Не случайно он нашел свое подлинное призвание, изображая детей и молодых девушек, и именно такие его работы раскрыли и его сердечную нежность, и его сверкающее мастерство.

Ню Ренуара - это тоже щедрая и достойная дань душевному здоровью народа Франции, полное поэтического изящества восхваление лучших и непреходяще прекрасных сторон жизни:  молодости, свежести и красоты.

 «Большие купальщицы»
 В таком Ренуаре словно слились (и притом в абсолютно самобытном и глубоко личном сплаве) некоторые сильнейшие качества  Ватто и Мане, хоть и без их психологизма, и без их иронии.
По существу, таковы и лучшие жанровые сцены Ренуара —

„Мулен де ла Галетт",  „Танцы",  „Зонты",
привлекательные все той же бесхитростной и непосредственной  чистотой восприятия жизни, все тем же добросердечно-радостным  изображением  повседневности Парижа или его предместий, далеких от буржуазной роскоши и самодовольства.

Поздний Ренуар. Сверкающая, светоносная красочность Ренуара в ослепительном сиянии „вырвавшаяся" на волю была для него постоянным источником открытий и находок, дающих выход его живой и человечной эмоциональности.
 Но она же его и губила, когда обнаруживала тяготение к чисто внешним и чисто декоративным самоповторениям. Это бывало в течение всей жизни Ренуара и особенно усилилось в его старости.

Ренуару 74 года. Друзья и близкие хорошо знали, какой неисчерпаемый запас душевной нежности таился в этом больном, скованном параличом художнике, до конца своих дней оставшемся верным своему ясному  жизнеутверждению.