О проявлении...

Дмитрий Гендин
О проявлении нравственного начала в истории

Начиная разговор об истории, хочется откреститься от формационного и от цивилизационного подходов. Потому что не только на экономике строились общества, было много других факторов. И в то же время между разными цивилизациями есть и что-то общее (своя поэзия, своя музыка, своё зодчество и т. д.). Важна роль личности, каждая из которых видела конъюнктуру эпохи, пользовалась этим. Великая личность, как опытный гроссмейстер, видела эпоху  в разрезе и на шаг впереди конкурентов. Другое дело, когда разные цивилизации имели свои логики развития, не понятные противнику. «Умом Россию не понять». И Наполеон, и Гитлер всё просчитали, прежде чем напали. Но просчитать любовь и преданность родной стороне, чуждый климат и выживание в этом климате математически не просчитать. Гитлер был злым гением. Его внешняя политика стравливания и ультиматумов, его мастерски скрытная личина — вот причина успехов.

Историю творят люди. Великие личности, им преданные народы, народы в представительной демократии, референдумы. А в человеке есть нравственный закон, императив Канта. Эрих Фромм обозвал Гитлера некрофилом. Когда человек нарушает свой нравственный уклад, то ему начинает меньше вести в этой жизни. Гитлер и Наполеон были пьяны от своих побед в рамках своей цивилизации... Но пред ними существовала страна с иным менталитетом.

Какая-то сила бережет мир от захвата его одной страной, одним народом или группой государств. Рим правил во многих землях, но без окучивания эллинизмом (походы Александра Македонского) многих территорий Востока  подчинились бы Риму не удалось. Эллинистический мир был однообразен. Так были однообразны уклады народов на пути Чингисхана.

Система живого на Земле стремится к многообразию видов живых существ. То же со странами и народами.

Мировая история поставила наш мир перед вопросом глобальным. Мы живём в одной деревне благодаря СМИ и новым информационным технологиям. Наша история всегда суть предтеча нас.

Не только войнами богата наша планета людей. Высоты духа, религиозного и философского, ум Учёного, чувство Художника. Любовь мужчины и женщины.
Смягчение роли государства во благо народа. Народ — источник законов.

Кровавые диктаторы всегда проиграли в итоге. Люди сделали свой быт удобнее, благодаря промышленным и технологическим революциям. Прогресс науки и техники не остановить. Программы ООН борются с голодом и болезнями третьих стран.

Прогресс хорошо, если он не развращает. Но, используя большие числа, можно сказать, что человечество ищет нравственного пути. Люди отказались от рабства, от возможного самодурства самовластия. Люди осознали свои и чужие права. Женщины добились уважения. В малом же отрезке времени этого не видно. Нехотя мораль обдумывает происходящее.

Человек изначально морален. И любой политический спор — это вопрос добра и зла, отсылка к нравственным аргументам. Происходят разночтения в понимании добра и зла. Только мудрые совершают меньше ошибок.

Человек хочет жить хорошо и нравственно. Это естественно. Но милосердие всегда будет значить больше, чем калькуляторная «справедливость».