8. Уроки на всю жизнь

Нина Калашникова
Уроки на всю жизнь.

Урок первый.
Пожарная машина.

  Дедушка Дмитрий Захарович привёз из Херсона нам с братом Сашей игрушку,  огромную, красную пожарную машину с лестницей на крыше.

  Мы играли с пожаркой всего один час, а запомнили навсегда  потому, что через час мы вышли с ней на улицу, за калитку, встретили какого-то подростка который уговорил нас поменять новую пожарную машину на два пирожка!

  Нет. Мы не были голодными детьми даже в эти  трудные, послевоенные годы. Дедушка - судья, а бабушка Мария - потрясающая домашняя хозяйка, кулинарка и изобретательница.
Она могла сварить обед, как говорится, из ничего.

  Конечно,  нетрудно найти подростка и вернуть машину. Но дедушка Митя строго сказал:
-Нет!  Поменяли, так поменяли!  Учитесь отвечать за свои поступки.
И, хотя мне-то всего тогда было 3 годика, а Саше -4.Но! Этот урок - на всю жизнь.

  Прежде, чем принять какое-либо решение, думаем: а не меняем ли мы пожарную машину на два пирожка?

***

Урок второй.
Аскания-Нова.

  Это моё первое детское воспоминание о маме.
До этого помню только бабушку Марию, дедушку Митю,  братика Сашу, который старше меня на 1г. и 2 месяца. Даже деда Мирона, конюха хорошо помню, а маму - нет.

  Мы  едем в Аскания-Нова. Всемирно известный заповедник. За окном узкая дорога, а с двух сторон розовые озёра. Мама объясняет, что в них солёная вода.

  Следующий кусочек из памяти: большая комната, мы с мамой и Сашей переступаем через порог. Далеко от нас, между двумя окнами стол. На столе ваза с перьями страусов и павлинов. Эту потрясающую вазу вижу, как сейчас.

  За столом две женщины пьют чай. Я поворачиваюсь к маме и говорю громко:
-Мама, я хочу кушать.
И чувствую, как она сжимает мою руку.
Мама и женщины о чём-то говорят, мы выходим и она, присев около меня так, что наши глаза на одном уровне,  строго говорит:
- Ты ведёшь себя неприлично, как из голодного края. Это очень стыдно. Никогда так не делай больше. Если ты чего-то хочешь, говори только мне и  тихонько. Поняла?

  Я запомнила эти слова на всю жизнь: вести себя надо прилично и не позорить маму.
Это самое яркое воспоминание из Аскания-Нова.
Даже страусы огромные, за сеткой и павлины я так не помню, как мамин урок - на всю жизнь : "Нина, вести себя надо ПРИЛИЧНО!"

***

Луковое горе.

  Рядом с нами жила соседка, старая бабушка Горпина.
Я её очень хорошо помню- высокая, сухощавая старуха, согнутая временем и тяжёлой работой.
Всегда в платке и переднике непонятного выгоревшего цвета.

  Она любила нас с Сашей и всегда через забор давала по кусочку  от большого комка сахара, завёрнутого в чистую, белую тряпицу, который  раскалывала тяжёлым, чёрным ножом. Втихаря. Потому, что дедушка Митя не разрешал нам грызть сахар, берёг наши  молочные зубки.
  По весне бабушка Мария, сажая  у забора грядку с луком,  дала мне одну, чтобы я тоже посадила сама..

  Я сделала маленькую лунку и воткнула туда свою луковичку.
Целый день я поливала и пушила, а она не росла. Ну  никак!

  А за забором у бабушки Горпины торчали перья зелёного зимнего лука.  К вечеру, устав ждать, когда же вырастет мой лук, я сорвала пёрышко за забором, воткнула его рядом со своей луковичкой, присыпала землёй и,  радостная, побежала в летнюю кухню к бабушке Марии с криком:
- Пойдём, бабуля! У меня лучок вырос. Та удивилась и с веником в руках, которым она подметала пол, пошла за мной.

Поняв чудесное вырастание, бабушка Мария
вырвала  пёрышко лука, дала мне его и  подшлёпывая по попке веничком, погнала маленькую воровку к бабушке Горпине,  просить прощения....уууу...как было стыдно ...Я громко ревела.

  Конечно, Горпина меня простила .
А когда вернулись домой, там ждал уже дедушка Митя, возвратившийся с работы. Бабушка сердито рассказывала ему о моих неприглядных делах. Я ревела в голос. Дедушка подозвал меня, обнял, пожалел и объяснил весь ужас моего проступка.
Очень серьёзно, как взрослому человеку. Всё! И к чему это может привести...

  И так в нашем детстве было всегда: если кто-то один ругал, другой жалел и объяснял. И мы никогда не чувствовали себя несчастными, загнанными в угол.

Всегда рядом был родной человек и поддержка.
Так кончилась моя луковая история.
Память - на всю жизнь.


прололжение:
http://proza.ru/2019/04/21/1084