Чужие и Свои

Галл Гелиа
Фотографии башен из Грузии
ТУШЕТИЯ , Тушети (;;;;;;, южный край мегостроителей ингушских классических башен, склепов, /Важно помнить ингуши Галгай - это не просто жители башен, а строители мегалитов.. Жителями башен  могут быть любые ассимилированные соседи ингушей/, где население изменилось по тем же правилам как на востоке  в Нахо-дагестанскую сторону  и западе в сторону Осетии, от Древней Ингушетии.. Поражает насколько много классических башен сохранилось в Грузии, когда такого нет на Северном Кавказе за исключением горной Ингушетии, что толкает нас на определённые выводы о едином пространстве ингушской культуры Северного Кавказа и Закавказья НА'НА Курше, что подтверждает наука ДНК генеалогия ..    Без ингушского языка строителей башен эти башни Тушети (;;;;;; молчат..
 Тушоли Д - весеннее равноденствие. 2. Переход к жаре
Тушоли бутт  месяц старинного календаря с 15 марта по 15 апреля , ныне апрель месяц
Тушолий - божество весны дочь Бога  Дяла
Тушоли котам - эпитет удода возвещателя весны
Тушпа - нулевой меридиан
Дзурдзуки - ингушский экзоним..,  - сложное слово,(метатеза «з-ж»), состоит 1. Дзур/Джур/Джер - жрец , святой, и 2. Дзука  ( жреческий святой Джуга Дзуга?)В грузинских письменных источниках III в. до н. э. ингуши упоминаются под этническим именем дзурдзуки» - циклопические Мега строители ? 
 Галгай - это не просто жители башен, а строители мегалитов..
Говоря о боевых башнях с пирамидально-ступенчатой крышей, являющиеся венцом архитектурно-строительной мысли Кавказа, можно утверждать, что в подавляющем большинстве они встречены в Ингушетии. За ее пределами они встречены в Чечне и горной Грузии, однако лишь в тех районах, которые примыкают к Ингушетии. Данные  архитектурные сооружения – продукт средневековой ингушской культуры.
Признавая ведущую роль ингушских мастеров-строителей башен в средневековом зодчестве Кавказа, известный кавказовед, доктор исторических наук Е.И. Крупнов в 1960-е гг. писал: "Ингушские башни для своего времени были подлинным чудом человеческого гения, как для нашего столетия новые шаги человека в небо». (Е.И. Крупнов. Средневековая Ингушетия. 2-е издание. Магас, 2008, с.88).

Исторически на территории области проживала этнографическая группа грузин — тушины, и небольшой нахский народ бацбийцы (цова-тушины), подвергшийся сильному грузинскому влиянию. Обе группы населения исповедуют православное христианство, прослеживаются элементы дохристианских верований. Тушины и бацбийцы имеют схожую материальную и духовную культуру, во многом общую с другими горцами восточной Грузии — пшавами и хевсурами.
Н. Волкова записала следующее: «Мы, цовцы, – грузины, но по происхождению кистины, и язык наш родствен кистинскому. На сегодня мы, цовцы, являемся частью тушин, но пришедшими с другой, западной стороны, из страны Галгай (самоназвание ингушей). Когда шах Аббас хотел обратить всех горцев в мусульманство, тогда галгайцы подались в горные районы Грузии».Ученые, изучающие вопрос о цова-тушинах, делятся на две группы: одни утверждают, что их предки пришли в горы Восточной Грузии с Северного Кавказа, в частности, из Ингушети; другие придерживаются противоположного мнения о том, что предки цова-тушин изначально же проживали в этих местах и никакими мигрантами не являются. Правы обе точки зрения.. Рано или поздно заговор  против ингушей строителей башен, мегостроителей циклопических сооружении исчезнет..  Сегодня все древние памятники от Армении Грузии Ингушетии как будто не имеют хозяина, когда все ученные историки уверены что ингушские башни строили ингуши .. ??!! Глупость но пока так живём

Характерны укреплённые поселения с башенной архитектурой. Главным занятием населения всегда являлось отгонное овцеводство.Дартло – деревня- музей – Дартло объявлен архитектурным заповедником. Здесь наилучшим образом хорошо сохранилась традиционная Тушетинская архитектура. На окраине села располагался знаменитый суд под открытым небом , 12 камней для 12-ти старейшин судей. ( ингушский Мехка Кхел Страны Суд)
Очень интересен храм схожий с языческим или древним христианским храмом Ингушетии.. Около этого храма в Ингушетии стояли двенадцать каменных стульев для управленцев страной обществом.. Что интересно В большинстве случаев главным судьей суда Дартло ТУШЕТИ была женщина. Вспомним что у ингушей Тушолий - божество весны дочь Бога  Дяла