Меня не убьют в этой жизни - 24

Евгений Дряхлов
14
    Пришел  брат  со  стандартным  набором  в  пакете,  сказал:
   - Привет, - сухо  так  сказал,  на  лице  обида.
   Выложил  на  тумбочку  апельсины,  йогурт,  сок,  сел  на  стул  рядом. Гриша  прокомментировал:
   - Два  молодца,  одинаковых  с  лица.  Близнецы?
   - Нет,  я  старше.  Как  ты  узнал,  что  я  здесь,  я  ведь  еще  не  звонил.
   - Конечно,  не  звонил,  ты  же  один  на  свете.  У тебя  никого  нет,  даже  брата, - обиженно  ответил  брат.
   - Не  хотел  беспокоить.  Думал,  стану  поправляться  и  позвоню.  Вот  сегодня  как  раз  и  собирался.
   - Не  ври.  Врач  твой  позвонил,  сказал,  что  не  хочешь  выздоравливать, - голос  его  дрогнул,  он  замолчал,  опустил  взгляд  вниз.  Сидел,  рассматривал  свои  руки.
    Мне  стало  немного  стыдно,  я  перевел  взгляд  на  апельсины.  Уже  сколько  лет  их  можно  купить  на  каждом  шагу,  а  для  нас  они  все  еще  символ  подарка.  В  магазине  нашего  с  ним  детства  все  полки  были  заставлены  банками  со  шпротами.  Их  никто  не  покупал.  Разве  будет  нормальный  человек  тратить  рубль  на  консервированную  кильку?  Еще  в магазине  был  сахарный  песок,  карамель  без  обертки,  подсолнечное  масло,  вермут  и  водка.  С  вермутом  иногда  были  перебои,  с  водкой  никогда.  Завозили  мойву,  это  такая  рыба,  от  нее  далеко  исходил  какой-то  странный  ржаво-железный  запах.  Еще  она  почему-то  скользкая,  у  меня  никогда  не  было  желания  ее  есть,  да  мама  ее  и  не  покупала.  А  мужикам  она  нравилась,  хорошо  шла  закуской  к  вермуту. Его  пили  прямо  здесь,  через  дорогу  от  магазина,  на  деревянных  ящиках  из  граненых  стаканов.  Стакан  всегда  был  в  кармане  у  мужиков,  так,  на  всякий  случай,  вдруг  по  дороге  куда-либо  захочется  воды  напиться.  Мойве  отрывали  голову,  пальцами  выдавливали  внутренности,  руки  вытирали  о  край  газеты,  которая  служила  скатертью,  наполняли  красной  жидкостью  стаканы  на  две  трети  и  все – праздник готов. Обычно  этот  праздник  на  двоих.  Парами  сидели  мужики  за  своими  ящиками. Конечно  я,  обуреваемый  жаждой  познания  мира,  однажды  попробовал  этот  не  Богом  созданный  напиток.  С  тех  пор  не пью  его  никогда,  видимо,  травы,  на  которых  был  настоян  вермут  из  нашего  магазина,  были  для  меня  слишком  экзотическими.  Мойву  так  и  не  попробовал,  и  не  буду  кривить  душой,  нет  у  меня  печали  по  этому  поводу.
    Еще  в  магазин  привозили  сливочное  масло.  Давали  по  триста  граммов  в  руки,   и  тогда  все  матери,  и  все  дети  поселка  собирались  вместе.  Матери  стояли  в  очереди  внутри,  а  мы  маялись  на  крыльце,  ждали,  когда  нас  вызовут,  чтобы  предъявить  продавцу.   Мне  и  тогда  и  сейчас  интересен  вопрос – зачем  это  делалось? – ведь  и  продавцы  и  все,  кто  жаждал  приобрести  кусок  масла,  прекрасно  знали  у  кого  какая  семья  и  сколько  в  ней  человек.  Ответа  не  знаю.  Полагаю,  что  исходили  из  логики  постулата – Порядок – есть  порядок.
   Брата  я  привез  в  город  в  конце  девяностых.  Приехал  домой  в  Сотрино  и  как-то  сразу  почувствовал,  что  в  поселке  что-то  не  так.  Вроде  все,  как  обычно,  вроде  все  на  месте,  но  все-равно  не  то,  чего-то  не  хватает.  Вечером,  когда  собрались  у  мамы,  спросил:
   - Слушай  Вовка,  не  могу  понять.  В  поселке  что-то  произошло?  Неуловимое  чувство,  что  что-то  не  так.
   Брат  усмехнулся:
   - Тут  и  понимать  нечего.  Все  просто.  Нет  ни  одной  собаки,  всех  съели.  Голод.  Помнишь  моего  Базилио?  Добрейшей  души  был  пес,  ночью  увели  с  цепи  и  съели.  Мы  сами-то  его  не  съели  только  потому,  что  родной  был,  практически  член  семьи.  Как  съешь  члена  семьи?  Посмотри  на  стол,  кроме  того,  что  ты  привез,  картошка,  свекла,  лук,  хлеб.  И  это  всегда  и  каждый  день,  хлеб  сами  печем.  Зарплату  не  дают,  недавно  выдали  железными  банками  с  голубцами,  а  они  протухшие.  Выбросили.  Хорошо,  мама  пенсию  получает,  берем  у  нее  в  долг,  может  отдадим  когда-нибудь,  покупаем  муку  и  печем  хлеб. Кто  знает,  может  скоро  начнем  есть  друг  друга,  потому  что  все  другое  живое  уже  съедено.
   У  меня  стянуло  кожу  на  лице,  я  посмотрел  на  его  детей  и только  сейчас  рассмотрел  неестественный,  не  детский  землистый  цвет  лица  и  горько,  виновато  понял,  что  мы  с  ним  живем  не  в  разных  населенных  пунктах,  а  в  разных  мирах.  После  того,  как  я  закончил  институт,  деньги  у  меня  были  всегда.  Пересохшим  голосом  спросил  его:
   - Что  же  ты  брат,  раньше  не  говорил  мне  об  этом?
   - А  что  говорить?  У  тебя  своих  проблем  хватает.
   - Но  мы  же  братья!
   - Братья!  И  оба  не  привыкли  просить.  Помнишь,  как  бедно  мы  жили,  после  того,  как  умер  наш  отец?
   - Помню.  Разве  забудешь.  У  мамы  зарплата  была  пятьдесят  два  рубля,  да  пенсию  на  нас  с  тобой  дали  тридцать,  это  после  того,  как  отец  зарабатывал  двести.
   Помню,  как  постоянно  жили  в  долгах,  мама  все  время  занимала  под  будущую  зарплату,  а  когда  и  под  следующую  за  будущей.  Мама,  ты  рассказывала  ему  про  кашу?
   Мама  отрицательно  покачала  головой:
   - Нет,  не  рассказывала.  Зачем?   Рассказать,  значит  снова  пережить.  И  его  заставить  пережить.  Зачем?  Мы  и  так  не  видели  солнца.
   - А  я  все-таки  расскажу,  хотя-бы  для  того,  чтобы  самому  этого  не  забыть.
   Я  тогда  только  начал  работать  на  железной  дороге,  это  когда  восьмилетку  закончил.  Обычно  на  обед -  бутылка   молока  и  кусок  хлеба  с  собой.  А  тут  почему-то  пришел  обедать  домой.  Мама  радостно  сказала,  что  нашла  в  чулане  случайно  завалявшийся  мешочек  манки  и  сварила  из  нее  кашу.  Я  сел  за  стол,  взял  ложку,  стал  есть.  Мама  не  ела,  сидела  рядом  и  счастливо  смотрела  на  меня.  Где  тогда  был  ты  не  помню,  но  тебя  не  было. Я  посмотрел  на  тарелку,  поднимая  очередную  ложку,  и  мне  показалось,  что  каша  не  до  конца  разварилась, в  ней  были  видны  белые  тонкие  крупинки.  Присмотрелся  и  понял,  что  это  были  черви. – Мам,  в  каше  черви, - сказал  я.
   - Что  ты  выдумываешь,  Кольша,  ешь,  не  привередничай, - улыбнулась  мама.
   Стараясь  не  смотреть  в  тарелку,  я  продолжал  есть.  А  мама  постепенно  начала  осознавать.  Улыбка  сползла  с  ее  лица,  оно  стало  даже  не  бледным,  а  каким  то  пепельно-серым.  Она  взяла  мою  тарелку,  подошла  с  ней  к  окну,  потом  молча  поставила  ее  на  стол,  развернулась  спиной  к  стене  и  медленно  сползла  по  ней  на  пол.  А  когда  сползла,  вдруг  со  звериной,  нечеловеческой  тоской  закричала:
   - Господи!  Ну  за  что  же  нам  все  это?
   И  не  заплакала,  завыла  громко,  безысходно  и  безутешно.  Я  растерялся,  не  знал  что  делать,  вскочил  из-за  стола,  встал  перед  ней  на  колени:
   - Не  надо  мама!  Мам,  не  надо.  Давай  съем  я  эту  кашу.  Нормальная  каша,  мам.  Нам  просто  показалось.
   Потом  мы  сидели  на  полу  рядом  и  плакали  вместе.  Мама  сказала:
   - Ничего  сынок.  Вот  ты  вырастешь,  и  мы  будем  жить  лучше.
   - Ну  вот.  Что  же  ты  тогда  ни у  кого  ничего  не  просил,  ведь  у  нас  столько  родственников, - спросил брат.
   - Не  знаю,  даже  в  голову  не  приходило. Мама,  действительно,  а  что  же  наши родные? 
   - Они  помогали,  как  могли,  но  тогда  все  плохо  жили.
   - Как  же  мы  тогда  выжили,  мама?
   - Выжили.  Бог  помог.  Ты  вырос.  Когда  Вова  заканчивал  школу,  у  него  была  одна  рубашка,  брюки  с  заплатками  на  коленках,  как  будто  бы  под  моду,  и  расползающиеся  ботинки.  Мы  не  знали,  как  он  пойдет  на  выпускной  вечер.  И  тут,  за  день  до  выпускного  от  тебя  приходит  посылка.  В  ней  костюм,  рубашка  и  туфли,  мы  чуть  с  ума  не  сошли  от  счастья.  Я  плакала  всю  ночь.  Вова  был  самым  красивым  выпускником  в  школе.
   - Мама,  ты  сказала  «тогда  мы  не  видели  солнца»,  а  сейчас  видите?  Когда  же  оно  взойдет?
   - Взойдет,  сыновья.  Вы  уже  выросли.  И  вы  братья.
   Вернувшись  в  город,  я  нашел  работу  брату  и  его  жене,  нашел  жилье,  и  через  месяц  мы  уже  жили  в  одном  городе.  А  потом,  так  получилось,  что только  через  год,  перевез  к  себе  и  маму.
   Сейчас  брат  сидел  рядом  с  моей  кроватью,  и  по  его  лицу  было  видно,  что  он  вспомнил  все  то,  что  вспомнил  я.
   - Нет,  ты  не  один,  так  что  давай,  выздоравливай, - сказал он.
   - Ты  уже  взрослый  мальчик, - ответил  я.
   Брат  ушел.  Мне  захотелось  молчать.  Я  закрыл  глаза.  А  там,  за  закрытыми  глазами,  меня  уже  нет.  Там  я - обнаженный,  оголенный  провод,  только  провод  наоборот,  не  я  ударяю,  а  меня  бьют.  Вокруг  темно  и  темнота  кишит  какими-то  странными  изуродованными  людьми. Очень  ясно  осознаю,  что  эти  люди  оттуда,  из  Гойи,  из  его  офортов  «Сон  разума  порождает  чудовищ»  и  они  настоящие,  живые.  Они  движутся  вокруг,  и  каждый  пытается  разрушить  меня,  прикоснуться  и оставить  грязное,  несмываемое  пятно.  И  не  только  снаружи,  их  руки  проникают  в  меня,  дотягиваются  до  сердца,  и  какая-то  длиннопальцевая  ладонь  обхватывает  его.  Я  вижу  это.  Вижу,  как  окровавленная  рука  начинает  вырывать  мое  сердце,  но  оно  не  проходит  между  ребер.  Ребра  трещат,  мне  безумно  больно  и  уже  не  страшно. Я  теперь  прошу,  чтобы  мое  сердце  быстрее  вырвали. 
   - Ну,  что  же  вы?  Давайте!  Рвите!  Быстрее. Сильнее.
   А  монстры  молчат.  Ухмыляются  и  молчат.  Я  ловлю  их  взгляды,  пытаясь  понять,  чего  они  от  меня  хотят,  но  в  холодных  стеклянных  глазах  только  черная  пропасть  пустоты.  Только  не  надо  их  прятать,  не  надо  прятать  за  стеклянностью  и  пустотой,   я  все  их  знаю.  Знаю  все  эти  глаза.  Все  они  принадлежат  людям,  которые  когда-то  были  рядом  со  мной.  И  теперь  мне  ясно,  что  они  и  не  хотят  его  вырвать. Вырвать  мое  сердце  не  хотят,  им  нужно,  только,  чтобы  в  нем  навечно  осталась  боль,  которая  в  конце  концов  проглотит  меня.  Только  зачем?  Вернее  почему?  Нет,  наверное,  зачем?  Не  знаю.
    Они  понимают,  что  я  их  узнал,  и  молча  уходят.  Не  оглядываясь,  в  разные  стороны.  И  темнота  рассеивается.  Я  снова  один.  Оголенный  провод,  валяюсь  в  серой  дорожной  пыли.  Ко  мне  подходит  бабушка,  моя  бабушка.  Она  отряхивает  с  меня  пыль  и сажает  рядом  с  собой  на  скамейку.  Как  в  детстве.  Я  мальчишка,  я  люблю  свою  бабушку  и  знаю,  что  она  любит  меня.  Мне  нравятся  ее  подернутые  туманом,  когда-то  голубые  глаза,  глубокие  умные  морщины  на  лице,  ее  узловатые,  изработанные  тяжелые  руки,  нравится  сидеть  с  ней  рядом  и  слушать,  как  говорит  со  мной,  словно  я  уже  взрослый.  Бабушка  кладет  мне  на  голову  руку  и  тихо  гладит.