19. Справедливость торжествует

Илья Васильевич Маслов
     СЕРДЦЕ, НЕ ВОЛНУЙСЯ! (роман-хроника в 4-х частях).

     Часть третья: СЕРДЦЕ, НЕ ВОЛНУЙСЯ!

     19. СПРАВЕДЛИВОСТЬ ТОРЖЕСТВУЕТ.

     В первый же день моего приезда, мы пошли с братом на Клязьму купаться. Погода была жаркая и светило солнце. Мы шли мимо фабрики, и шум из цехов доносился так сильно, что мешал разговаривать. За фабрикой рос сосновый лес, а за ним крутой берег.

     Клязьма показалась мне ручейком, который можно было перешагнуть, но чистая тихоструйная вода, когда мы забрели по грудь, охладила нас. Хлопнув ладошками по воде, брат поплыл к другому берегу, постоял там на отмели и вернулся. Я тщательно отмывал мыльной мочалкой дорожную пыль, он тоже стал мыться. Потом мы лежали на сыпучем горячем песке. Вот тут я подробно рассказал ему, как меня исключали из комсомола. Он внимательно выслушал и сказал:

     - Ах, негодники. Ах, мерзавцы! Как ловко они отомстили тебе. Это за то, что ты написал про них в газету. Нет, ты так не оставляй это дело. Отдохнешь денька три, и поезжай в Москву. Я почему-то убежден: тебя должны восстановить.
     А вечером, уединившись на кухне вдвоем,, мы с братом вели разговор о житье-бытье. Катая в пальцах мякиш хлеба, брат сказал:

    - Может тебе попробовать устроиться на завод или фабрику? Это независимо от того - восстановят тебя или нет. - Подумал и рассудительно добавил: - Быть рабочим - почетно. Очень даже почетно. Ибо рабочий класс - ведущая фигура общества. Скоро рабочий приобретет такое значение, какое отводил ему Карл Маркс, называя его "Его величество Рабочий Класс". Я пошел бы учиться на машиниста локомотива, но поздно, семья, обременен повседневными заботами. А тебе можно, ты еще молод и, главное, не женат.

     Говоря так, он не учитывал одного важного обстоятельства - мое здоровье. Я сам часто думал об этом, слесарем или токарем я мог бы стать в короткий срок, но для этого нужны крепкие руки и крепкие ноги. Руки у меня крепкие, а вот ноги никуда не годятся. Я не могу долго стоять, а тем более поднимать тяжести.
     - Посмотрим, обстоятельства покажут,- ответил я.

     Величавая, неугомонная Москва сияла золочеными куполами, плескала ладонями площадей, звенела трамваями, пила розовый морс и ела кремовое мороженое. Ее окраинные вокзалы ежечасно выплескивали широкие потоки людей... Я в этом потоке, как песчинка.

     Пока я нашел ЦК комсомола, дождался призма у высоких дверей, прошел почти целый день.
     Принял меня молодой грузин - а может быть армянин - с черными усиками и синими, чисто выбритыми щеками, в сером мягком костюме. Спортивный вид его, легкие и быстрые движения, горячий и проницательный взгляд - сразу внушили к нему доверие. Он сказал, что моя апелляция еще не разбиралась, но по плану должна рассматриваться в следующем месяце.
     - Ваше присутствие на заседании не обязательно, - ответил он на мой вопрос. - Как только рассмотрим, вышлем тебе выписку.
     И записал мой новый адрес.

     Оставалась неделя до начала нового учебного года, а из Москвы ничего не поступало.
     Я снова поехал. Увидев меня в дверях, молодой грузин воскликнул:
     - А-аа, захади, захади, дарагой! Как раз кстати приехал! Ну, радуйся, дарагой, тебя восстановили! Сейчас я тебе выписку подготовлю. Подожди немного в приемной.
     У меня даже слезы радости навернулись на глазах.
     - Ничего, ничего, дарагой товарищ. Я вполне понимаю тебя. Успокойся. Какая еще помошш нужна тебе от нас?
     - Будьте добры, помогите пожалуйста устроиться на работу... Желательно куда-нибудь в школу фабрично-заводского обучения. В отъезд, конечно, а не тут...
     - Ясно. Поможем!
    
     Он снял телефонную трубку и позвонил куда-то.
     - Алексей Федорович, это вы? Узнаешь? - он засмеялся. - По голосу чувствуешь? Привет большой. Вот тут, рядом со мной товарищ сидит, из Сибири, ему надобно помочь устроиться на работу где-нибудь в школу, согласен на отъезд. Будь добрый, предоставь ему такую возможность. Он сам тебе расскажет о себе. Хорошо, договорились.

     Через четыре дня я уже мчался в Свердловск с путевкой в руках. Получил подъемные и ехал в распоряжение управления железной дороги, оттуда меня должны направить в одну из школ. Но мечты мои работать в системе железнодорожного транспорта не сбылись. Штаты  школ были укомплектованы учителями.
     - А в другой системе вы желаете работать? Очень богатой, и тоже учителем?
    
     Размышлять долго не пришлось, я согласился. Предварительно созвонившись, меня отсылают в трест "Востоксталь". Прихожу туда, трест размещался в громадном многоэтажном здании, недалеко от пруда. На улице поднимаюсь по высоким ступенькам, смотрю, на одной из них сидит знакомый человек и курит папиросу. Затягиваясь дымом и прищурив один глаз, он смотрит на меня, я на него.
     Это был Сашка Жарков, исключенный из техникума, я упоминал его фамилию в своей статье, когда шла речь о "телеге".
     - Вот так встреча! Ты что здесь делаешь?
     - Жду товарищей. А ты?
     - Я приехал по направлению работать. Ты сердишься на меня из-за статьи?
     - Нет. Хорошо сделал, что написал. Выбил пыль из тюфяков.
     - Но ведь ты потерял профессию.
     - Я не хотел быть учителем. Сейчас устроился во! - он показал большой прокуренный палец.
     Увидев группу людей, выходившую из треста, Жарков присоединился к ней.
     - Пока! - крикнул он. - Едем недра земли прощупывать!

     Меня принял начальник сектора культуры треста мужчина средних лет, чисто выбритый, в новом синем костюме и при модном галстуке. В светлой комнате он был один, начальник поднялся из-за стола и пожал мне руку. В восточное широкое окно бил яркий солнечный свет. Он подвел меня к карте, висевшей на стене, и спросил:
     - Куда желаете поехать? Можем послать в Белорецк, Чусовую, Лысьву, в Верхнюю Салду...

     На большой карте преобладали два цвета - зеленый и коричневый, реки как голубые жилы, а города походили на крупные черные пуговицы. Красными, синими и желтыми флажками были помечены заводы. Чем дальше на север, их было больше, на западной части Урала преобладали красные жилки - это железные дороги.

     Я увидел слово "Лысьва", оно было ближе всех к Перми и связано с нею красной ниточкой.
     - Давайте остановимся на Лысьве, - сказал я. - Это, вероятно, небольшой город.
     - Я бы не сказал, - ответил мой собеседник. - В Лысьве мне приходилось бывать, и не однажды. Мне там очень нравится пруд. Прекрасный водоем. И расположен прямо в центре города. Я уверен город и завод понравятся вам.
     И мне выписали направление в Лысьву.

     *****

     Конец третьей части.

     Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2019/04/28/808