14. Виктор надумал жениться

Илья Васильевич Маслов
     СЕРДЦЕ, НЕ ВОЛНУЙСЯ! (роман-хроника в 4-х частях).

     Часть третья: СЕРДЦЕ, НЕ ВОЛНУЙСЯ!

     14. ВИКТОР НАДУМАЛ ЖЕНИТЬСЯ

     Чтобы каникулы зря не пропадали, я попытался устроиться работать, пошел на биржу труда, находившуюся в одноэтажном деревянном здании между театром и рынком. Вокруг биржи народу, как на базаре, еще даже больше, некоторые безработные приходили с вечера и занимали очередь, и если была теплая ночь, они оставались на улице спать, располагаясь прямо на панелях.

     Я посмотрел на томящийся народ, послушал что говорят люди, ожидая своей очереди и у меня отпала всякая охота ходить сюда. Причем, кем я мог устроиться на работу? Специальности у меня никакой не было. Чернорабочим? Так я не годился для этого.

     И все-таки раза два мне довелось понаблюдать за порядками на бирже. Вот объявляют:
     - На бойню - пять человек!
     - Чего делать? - раздается в толпе голос.
     - Скотяру бить... Кишки промывать.
     Другой раз:
     - В торговлю один человек.
     - В продавцы што ли?
     - Нет. Грузчиком, на подноску товаров.
     Третий раз:
     - Нужны землекопы. Семь человек. Оплата сдельная.

     Сидят люди, ждут, когда на их делю выпадет счастье устроиться куда-нибудь, чтобы работа была полегче, чище, денежней.

     Вернувшись с базара с корзиной зелени и молодой картошкой, Федя советует мне:
     - Ты, Витя, лучше читай книжки, чем зря ходить по этим разным биржам, зря-напрасно время терять. А когда кончишь техникум-то, поедешь в деревню и будешь ребятенок учить. И никакой тебе заботы, одно уважение...
     - Федор Иваныч, стипендии-то мало. Хочется лишнюю десятку заработать.
     - Не гонись за рублем, гонись за ремеслом.
    
     Мудрый совет. Вообще у Феди, хотя он ходил только в один класс еще при старом режиме, голова была светлая и толково разбирался в житейских делах. Купив на рублевку продуктов, он мог три дня готовить отличные обеды.
     С окончанием побелки, я переселился в угловую комнату, в "закуток". Во всем общежитии я оказался один, если не считать, конечно, сторожа Федю.

     С утра до вечера я читал книги. Часто ходил на Омку или Иртыш с удочкой и закидушкой. Вот тут мне пригодился опыт рыболова. Каждый раз я приносил рыбы на уху или жареху. Федя радовался, как ребенок.
     - Сейчас мы генеральскую ушицу сварганим. Люблю рыбку. Век мне не надо мяса, была бы рыба.

     В одно из воскресений вернулся из дома отдыха Павел Бабкин, он загорел, поправился и привез с собой шахматы, полученные в премию на проводимой викторине. Съездил к брату за чемоданом и когда устроился, предложил мне:
     - Сгоняем партию?
     Я не умел играть в шахматы, но он сказал, что может научить меня в один вечер. Я не поверил, я видел, какая это сложная игра, но Павел уверял: научиться в шахматы - пустое дело. И действительно, он научил меня играть в шахматы в один вечер. Через неделю я уже обыгрывал его, если он предварительно снимал ферзя, пушку или слона.

     Раньше срока явился из дому и Виктор Доливин, и это было очень кстати, потому что накануне приехали из Кокчетава две девушки - Надя и Наташа, поступать в медицинский институт, комендант привел их в общежитие и временно поселил у нас, наверху.

     На первом же экзамене они провались и больше не пошли сдавать. Девушки собирались обратно домой. Виктор воспылал желанием познакомиться с ними. Мы поднялись к ним и пригласили в кино. Они неохотно согласились, так как были расстроены своими делами и собирались покупать билеты на обратный путь. Надя была девушкой оптимисткой, она особенно не падала духом: сейчас не поступили - на будущий год поступят, Наташа - грустила и все время вздыхала, у ней даже аппетит пропал.

     После кино мы прошли по Любинскому проспекту, ярко освещенному вечерними огнями и свернули к нашему общежитию. Надя была восхищена нашим городом и говорила, что ей не хочется уезжать и она бы осталась здесь. Наташа все время смотрела под ноги и молчала, как рыба. Мы уговаривали их, чтобы они завтра не уезжали, побыли с нами еще денек-два, пообещали достать им билеты на поезд.

     А когда вернулись в общежитие, Виктор сбегал в магазин и принес вина, прихватил также закуски, что у нас была. Поднялись наверх, в комнату, где жили девушки. Девушки не хотели пить, но ради того, что мы такие хорошие ребята, пригубили по рюмке. Ночи были еще короткими и мы эту ночь провели за разговорами. Утром Виктор и Наташа поехали за билетами, купили, но только на послезавтра. Надя сначала расстроилась, потом рассмеялась, сказав: "Все, что не делается - к лучшему", а Наташа, как обычно, молчала.

     Мы обещали водить девчат в кино и развлекать прогулками по городу. Так и делали, особенно увлекся этим Виктор, он не отставал от Наташи, ходил за нею по пятам, она в магазин - и он, она в парикмахерскую - и он. Когда пришло время, поехали провожать их на вокзал. Это было вечером.

     А буквально за несколько часов до этого Виктор признался нам, что он по уши влюблен в Наташу и предложил ей руку и сердце. Он даже покраснел от своего признания, значит, то что он говорил - правда. Мы обозвали его Дон Жуаном и дураком, настаивали немедленно извиниться перед Наташей за свое легкомыслие и свести все дело к шутке.
     - Не могу, ребята, - говорил он. - Я ведь серьезно влюблен.
     - А как же учеба?
     - А что учеба? Разве женатые не могут учиться?
     - Конечно могут. Но зачем осложнять себе жизнь?
     - Ну, Виктор, откалываешь ты номера.
     - Давай мы скажем ей, что ты женат и пошутил насчет женитьбы.

     Он не соглашался, но мы все-таки решили, вопреки его желанию, выручить парня, избавить его от опрометчивого поступка.
     По дороге на вокзал, мы осмеяли Виктора, называя его "женатиком" и что к нему, якобы, приезжала жена перед их приездом сюда, парень краснел, сердился и смущенно посматривал на Наташу.

     Девушка еще больше загрустила и потускнела. Сперва Виктор держал ее за руку, но после нашего разговора, она вырвала у него руку и отвернулась. Он сидел смущенный, на лбу даже выступила обильная испарина. А Павел Бабкин незаметно подмигнул мне, смотри, мол, как хорошо мы отбрили его от девушки.

     *****

     Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2019/04/20/1167