Предание и Писание

Кабаков-Кабацкий
 

Тезисы, к теме: «Реформации российского православия».

 
“Страшно подумать, сколько совершено злодеяний, убийств и
обманов именем Христа и на основе Евангелия”.
"У Иисуса Христа было многслуг, но мало последователей”
Л. Толстой
 

…В последние годы, особенно в России, очень заметен стал феномен противостояния возрождению Церкви со стороны самой культурной и самой образованной части населения, которую раньше называли «интеллигенцией». Во многом это обусловлено непониманием целей и задач подлинного христианства и негативного влияния церковного предания, направленного не только против знания и достижений науки, но прежде всего, против подлинного христианства, основы которого заложены в Писании, в Новом Завете Иисуса Христа. Такое церковное «предание» становится сегодня мощным оружием в руках сектантов и проповедников магии и оккультизма...
Одна из больших проблем, с которой сталкивается миссия Церкви, и, прежде всего Церкви Православной в современном обществе, заключается в противоречии так называемого церковного Предания, словам и делам Иисуса Христа, рассказанным нам евангелистами в Новом Завете. Именно такое Предание, во многом является носителем обскурантизма и небрежения по отношению к Писанию. Часто такое «предание» превращается в орудие классовой борьбы и угнетения масс простых людей - богатеями и власть имущими, становится своеобразной идеологией «вчерашнего дня», катехизисом изуверства и суеверий...
Конечно, есть и подлинное церковное предание, правдивая история церкви и развитие идей Нового Завета отцами церкви. Однако, многие подвижники и их труды малоизвестны верующим, а идеологией большинства сегодня, является именно Предание...
Процесс формирования Предания имеет свою долгую и кровавую историю. Начало этому процессу заложено уже в первые столетия существования христианства, в силу неоднородности состава общин первохристиан и желания власть имущих использовать Новый Завет как идеологический рычаг в разрешении социальных и классовых противоречий. Особенно «плодотворным» в этом процессе был период становления христианства, как государственной, имперской идеологии, во времена Святого императора Константина, объявившего Новый Завет государственной религией Византии...
И чем дальше от времён Апостолов, свидетелей жизни и смерти самого Иисуса Христа, тем больше в церковном предании и догматике проявляется жестокая и несправедливая сущность средневекового феодализма и «вторичного одичания», последовавшего вслед за развалом Древнего Рима...
«Падение» в обскурантизм и суеверия происходили постепенно и характер церковного «предания», выражающего суть официозного «христианства», становился всё более сервильным и мстительным, и всё менее любовным и сострадательным.
Это было обусловлено тем, что в основном оно, это предание, формировалось не в кельях христианских аскетов и монастырях, а на церковных соборах, инициированных светскими властями, а «черновики» решений на таких соборах, часто писались в дворцовых покоях светских правителей. Примеров тому великое множество!
Такое «предание», было следствием своеобразного «культа личности», верхнего слоя клириков, претендующих на роль единственных толкователей слов и дел Иисуса Христа, ставящих себя на уровень новых апостолов или даже Богов...
Предание, с самого начала огосударствления христианства, становилось и базировалось на мнении светских правителей, императоров и их близких родственников. Неугодные власти богословы и епископы запрещались, изгонялись и даже бывали пытаемы и убиты. История христианства даёт нам много материала для размышлений на эту тему...
Наглядный тому пример и схема задействования «административного ресурса», как сегодня говорят – осуждение Оригена и оригенизма церковью, после выхода эдикта императора Юстиниана, лежащего в основе Константинопольского собора 543 года. В частности, было провозглашено вполне антихристианское толкование Ада и вечных мук: «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно... да будет анафема». (9 анафематизм).
Кстати, эта тема и до сих пор возбуждает церковные споры и недоумения, которые, наверное сможет разрешить только новая «реформация», теперь уже вселенского православия...
В этом документе, позднее вошедшем в Предание в качестве очередной догмы, просматривается намерение подменить христианство – как веру в добро и любовь - на сиюминутные политико–педагогические строгости и мстительность...
То есть, из соображений воспитания через запугивание и репрессии, Новый Завет Иисуса Христа подменяется человеческими установлениями и я бы сказал даже – классовыми законами и нормами, направленными на борьбу с протестом вообще, а через это и на утверждение несвободы духа.
Именно такую религиозность много позже стали называть «опиумом для народа». Можно предположить, что именно свобода духа, на которой настаивал сам Христос, пугала церковную администрацию, как всякую администрацию, и заставляла преследовать даже намек на проявление свободы или несогласия с догматами, утверждёнными на «самом верху».
Так было всегда и так на мой взгляд, происходит в русском православии и сегодня. Показательным примером может служить нежелание церковного «начальства» вести службы на русском языке, а не на устаревшем и потерявшем значение старославянском. Боязнь перемен - одна из характерных черт нынешней церковной идеологии...
Главная беда в этом невольном чиновном церковном обскурантизме – нет борьбы идей, в результате которых происходило бы углубление понимания «заветов Иисуса Христа» и воплощение закона любви и сострадания в сегодняшнюю жизнь...
 «Обожествление» такого консервативного подхода к человеческому духу, я считаю главным прегрешением «Предания» против подлинного христианства, основанного на Новом Завете.
Человеческое, слишком человеческое «Предание», которое трудно, строго говоря, назвать христианским богословием, подвергло сомнению первооснову христианства – любовь к Богу и любовь к «грешному» ближнему, выраженные в Писании: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Ин. 4:6)
 Предание придумало тонкое оправдание проявления нелюбви и человеческой жестокости, за которым стоит обыденные преступления власти и бесчеловечность государственных постановлений и институтов. Вспомните инквизицию и миллионы сожжённых на кострах, религиозные войны или примирение официальной Церкви с рабством и крепостничеством...
Церковь, переделанная «преданием» такого рода, утратила свою христовость и любовность, превратилась в орудие несправедливости и угнетения для государства.
Такое «Предание» долго формировалось и обосновывалось софистами от богословия по заказу власть имущих. Вот один из ранних примеров - Ириней Лионский:
«Всем соблюдающим любовь к Нему, Он даёт Своё общение. Общение же с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него… А тех, которые по своему произволу отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое сами они избрали... Посему те, которые через отступничество своё утратили вышеупомянутое, как лишённые всех благ, находятся во всяческом мучении не потому, чтобы Бог сам по Себе наперёд подвергал их наказанию, но наказание постигает их, вследствие лишения их все благ. Но блага Божии вечны и без конца, поэтому и лишения их всех вечно и без конца...»
 
…Такой изощрённой софистикой Ириней Лионский, да и не только он, послужили «Преданию» но не подлинному христианству, основанному на Христовых Заветах. В таких словесно – административных изысканиях, предается сама жертва Иисуса Христа, Его страдания и смерть на кресте ради искупления грехов человеческих, уничтожается смысл этой жертвы как показатель любви и сострадания к грешникам, которыми являемся все мы, включая самих «софистов».
Думается, что таким образом, первохристианство, трансформировалось в идеологию общества неравенства и несправедливости. Высказывания таких «софистов», кстати сказать часто вырванные из общего контекста, со временем приравняли к высказываниям Самого Иисуса Христа якобы  зафиксированные евангелистами, и со временем, даже незаметно подставили на место Нового Завета...
Мне кажется, что именно такое «предание» было отвергнуто во времена Реформации в Западной Европе и основой мировоззрения подлинно верующих «мятежники», вновь поставили Писание и только Писание...
 В таком «пристрастном» «Предании», коренятся противоречия, сомнения и разногласия современной церковной «ортодоксии», потому что такие теории о вечных, «заслуженных» страданиях» оправдывают все несправедливости земные, потому что все мы грешники или таковых – подавляющее большинство.
Тогда получается, что все мы будем гореть в геенне вечно, в то время как некоторое количество «счастливчиков», одобренных таким «Преданием», будут восседать в Раю с презрением поглядывая в сторону Ада...
Об этом ли говорят нам Его слова: «Бог есть любовь»?
Думаю, что не такую Церковь создавал Иисус Христос и не об этом он думал умирая в нечеловеческих мучениях на кресте, жертвуя собой во имя спасения грешников - тех, что были тогда и тех, которые будут. Тут вопрос в том – как мы понимаем любовь Божию и Его сострадание. Вполне может быть, что и фарисеи – софисты, называющие себя и себе подобных «святыми», после Страшного суда окажутся по другую сторону от Рая! А таких святых, «ортодоксы» наплодили за время правления в Церкви «предания» неисчислимое множество, тем самым дискредитировав самою идею святости...
Соотношение «Предания» и «Писания», особенно привлекают внимание в последние десятилетия. Это связано, прежде всего, с общественной критикой институтов, «административных отделов» официальной церкви, её современной социальной роли. Это показывает, что РПЦ сегодня, словно возвратилось на сто лет назад и стоит на пороге «православной Реформации».
Веры умной, глубокой и человечной уже давно нет, за небольшим исключением осуждаемых «официозом» батюшек и епископов, а есть самоуспокоительные суеверия, причиной для которых часто является отговорка – «а все так веруют»...
На мой взгляд, сегодня, если мы хотим сохранить подлинное христианство в наших душах, необходима «православная Реформация» - освободительница православие от наслоений идеологии неравенства и духовной несвободы, которая дала бы возможность существовать в Церкви борьбе идей и взглядов, вовсе не соответствующих официальным и общепринятым. Иначе мы придем к тому, против чего так гневно выступал Сын Человеческий – к фарисейству и лицемерию!
 ... На протяжении долгих тысячелетий, после Смерти Иисуса Христа завещавшего свободу, равенство и братство для всего человечества, бывало так, что Церковь как политическая сила, выступала часто на стороне реакции. Многие наши современники считают, что Предание, извратив учение Иисуса Христа, сделало такое «псевдо христианство», орудием классового и национального угнетения, поддержания того порядка вещей, против которого прямо и решительно выступал сам Христос.
Благодаря постепенной подмене абсолютных христовых ценностей: любви, добра и справедливости, «новые фарисеи» из отделившегося от паствы клира, на их место поставили ценности личностной или корпоративной выгоды.
Надо понять, что движение человечества в истории, обусловлено постоянной борьбой мирских и Христовых ценностей в религиозной жизни всего мира. Именно борьба этих ценностей за первенство в жизни и порождает энергию исторического движения и потому, страдания, порождаемые этой борьбой, являются почвой, на которой произрастает человеческая культура.
Фрейд - великий философ и учёный, занимаясь проблемами генезиса человеческой культуры пришёл к выводу, что культура имеет репрессивные корни, то есть, порождена и подталкиваема к развитию репрессиями и борьбой.
Он убедительно показывает, что для развития культуры человечества были необходимы как добро, так и противостоящее ему зло. Иисус Христос, понимая неразделённость добра и зла в «падшем мире» не один раз заявлял, призывая «обновится и очистится», что только тот «кто отвергнется мира и последует за Мной, тот спасётся».
Без страданий и противостояния Сатане, как олицетворения зла и человеческого греха, победа над Противником Бога невозможна. Только через страдания и самопожертвование возможно обожение людей. Ибо конечной точкой человеческой истории является построение царства небесного, в котором люди воссядут на Божеском престоле одесную от Господа нашего – Иисуса Христа...
Иначе говоря, человечество, ведомое нуждой и страданиями, вдохновлённое идеалами действенной любви и сопереживания, движется всё вперёд и вперёд, в процессе превращению людей в совершенных личностей! Но этот процесс бесконечен, как бесконечен процесс жизни…
 
...Искажение Христовых заповедей в среде псевдо верующих зашло так далеко, что превратилось в форменное сектантство. С именем Христа на устах, совершались и совершаются убийства, узаконенные грабежи, и клятвопреступления, не говоря уже о мошенничествах и взяточничестве. Часто, защищая такое псевдо христианство, люди демагогически оправдывают человеческий эгоизм и эксплуатацию, войны и воровство, неравенство и эксплуатацию человека человеком, хотя всё это ничего общего не имеет с Новым Заветом Христа и потому, есть воспроизведение сил зла в мире...
 Такое «христианство», усилиями «предания» сведено к обслуживанию интересов «сильных мира сего» - богатеев и клира, идеологически обосновывающего право на существование системы унижений, неравенства и разделения на «овец и козлищ». Таким образом, христианство, в данном случае православие, усилиями многих поколений клириков низведено до уровня идеологии власть имущих.
Когда сегодня клирики защищают такое «христианство», это значит, что они защищают богатство и власть, а также свои привилегии выраженные в обслуживании «духовных» потребностей властвующей системы.
Недавно, я был в России, и не один раз видел, как бородатые батюшки, вылезая из роскошных «лексусов» небрежно и привычно крестят, благословляя раболепную паству, а точнее «приближённых» общинников, которые после развала старой власти, очень быстро привыкли к фарисейским манерам «псевдоверы».
На меня, это подействовало угнетающе - одно дело целовать руку страдающему телесными недугами святому старцу и совершенно другое, когда всё делается по привычке, раболепствовать перед начальством, пусть и церковным.
И потом ведь есть же разница, между сознательным признанием братских отношений в церкви и узаконенной тиранией клира, которая иногда выражается в привычке всех поучать и наставлять, в ответ получая коленопреклонения и неискренние «лобызания» руки от поучаемых и наставляемых!
А ведь Иисус Христос прямо говорил, что пастор должен стать слугой народа, которого он пытается наставить на путь истинный...
Церковь, за долгие годы властвования «предания» в церковных кругах, из защитницы народа, какой её создавал Иисус, превратилась в «идеолога и оправдателя» власти, презирающей все заветы Иисуса Христа. Сегодня, церковь сама составляет один из органов власти, управляя народом по указке власти. Во многом этим «сотрудничеством» объясняется падение авторитета церкви и постепенная секуляризация человеческого общества…

Многие сегодняшние богословы не различают Церковь Иисуса Христа от церкви Предания, служащей в роли служанки человеческой власти. Их аргументы не в пользу Бога, а в пользу Кесаря, но это так привычно, что никто не замечает подмены. Однако Иисус Христос ясно сказал, что: «Кесарю – Кесарево, а Богу – Божье».
Надо наконец понять, что человек верующий имеет другие ценности нежели человек буржуазный. Верующий христианин полон любви к людям и понимает, что мир лежащий во зле», можно исправить только через отречение от ценностей эгоизма и инстинктивного человека. А буржуа заботится прежде всего о своём эгоистическом материальном благополучии и потому, способен на всякого рода мерзости и подлости.
В большинстве своём, такие буржуа прикрываются либеральной демагогией, говорят о правах человека, о любви к животным, забывая, что человек тоже нуждается в любви. Конечно, любить животных и сохранять природу, намного проще, чем любить себе подобных. Но именно о любви к ближнему говорил Иисус из Назарета и его заветы спасли человечество от взаимоуничтожения и вымирания, каждого по отдельности…
Сравнивая отношение к миру верующих и буржуа, отрицающих Бога как символ добра и справедливости, можно говорить о противоборстве альтруизма и эгоизма.
Это похоже на мировоззрение человека «библейского», сравниваемого с мировоззрением человека современного и либерального. Для библейского человека не существовало ценностей личности, его заменяло понятие рода и племени. Сама жизнь в те времена была сплошным выживанием рода или племени, которые, в конечном итоге защищали личность от одиночества и вымирания.
Истребление целых народов или даже всего человечества, погрязшего в грехах посредством «утопления» Вселенским Потопом, не вызывало в «библейском» человеке вопросов. Ведь достойные спаслись с помощью Бога и дали жизнь современному человечеству. Род человеческий, произошедший от Адама, спасся и это было самое важное...
А то, что утонули «недостойные», воспринималось «библейским человеком» как Божье наказание и очищение земли от носителей плотских грехов, которые могли бы погубить весь мир.
Сегодня, революционную эпоху, в которой главной ценностью было «светлое будущее», считают жестокой люди, совершившие Контрреволюцию и называющие себя либеральными демократами. Однако, эти люди пользуются результатами тысячелетних революционных преобразований, отстаивая ценности сегодняшнего дня, не желают понимать, что история человечества это процесс социальной эволюции, движения от времён людоедства и рабства в сторону будущего мира свободы, равенства и братства, в том числе и через революции.
Любое вырывание фактов из этого процесса, и произвольное их толкование, разрушают историю и связь прошлого с будущим. Ведь Революция шла на сознательные потери и жестокости, чтобы сделать мир похожим на «некогда существовавший, но утерянный рай».
И логика революция, воплощение её идей, похоже на библейские истории о наказании Содома и Гоморры, или на историю Вселенского потопа. Иными словами, сознание революционных масс вполне древне библейское и упование революционеров – это упование Ноя, исполняющего Божеские указания. Ной свои приготовления сделал тайной от других людей и это тоже показатель его святости, которая проявлялась в том, чтобы, не размышляя следовать Божеским наставлениям…
... В любом случае, идеалы Революции противостоят идеалам Реставрации, и потому судить их можно только по прошествии времени и осознания достигнутых результатов. Сегодня мы с вожделением смотрим на благополучие стран Западной Европы, которые ведомые революционными «протестными» принципами, через череду религиозных войн и ужасных кровопролитий (вспомните хотя бы Варфаламеевскую ночь во Франции), построили новые, пусть меркантильные, но нелицемерные отношения в сообществе верующих, благодаря которым Европа, а потом и Соединённые Штаты стали островком благополучия и лидерами, идущими по пути прогресса…
 В беседах с «верующими православными», я часто натыкаюсь на самовосхваление и нежелание признавать за верующими других конфессий и деноминаций на искреннюю и глубокую веру. Такие «верующие», несмотря на хаос отношений и отсутствие любви, утвердившееся в российском обществе, не сомневаясь утверждают, что англичане, которые англикане, «утратили Иисуса Христа», а вот они - русские православные, приехавшие из бедной и наполненной насилием России, этого Христа сохранили.
Конечно, признавая их невиновность в грехе гордыни, остаётся только сожалеть об уровне веры их батюшек – наставников. Однако, личная ответственность в подлинном христианстве всегда была и остаётся и потому,   приходится втягиваться в спор о значение христовых ценностей в жизни не только отдельных личностей, но и целого большого народа...
…Невольно хочется спросить этих православных «гордецов», почему сегодня в России столько страшных и немотивированных жестоких преступлений и убийств, почему столько абортов и беспризорных детей? Ведь такого не было ещё совсем недавно, при проклинаемом буржуа правлении режима «большевиков»...
Разве все эти ужасы происходят не оттого, что при новом «режиме» подлинные Христовы ценности забыты, а на их место поставлены ценности, восхваляемые Его Противником – Сатаной?
... Поэтому, любое оправдание ценностей сегодняшних, буржуазных за счёт очернения ценностей вчерашних, социалистических – есть лицемерие и попытка жить безосновательно, разрывая историческую преемственность.
 Жестокостей, в истории мира и истории христианской Европы, более чем предостаточно, но именно борьба за будущее, преодоление «общественного гниения, и застоя», всегда была главной причиной драматических событий прошлого.
Обожествление сегодняшнего благополучия в некоторых «развитых» странах, в ущерб построению всеобщего справедливого мира, приводит к воцарению идеологии обывателя – образованца и новому «либеральному фашизму», основной лозунг которого: «Благополучие меньшинства может и должно создаваться за счёт угнетаемого и эксплуатируемого большинства».
 Особенно показательно это проявляется в сегодняшней России, которая, оправдывая Контрреволюцию и Реставрацию на официальном уровне, на всех парах устремляется в «прошлое» и движется в противоположном, для всего человечества, направлении.
Самый поверхностный анализ ситуации в российской экономике и культуре показывает, что в отличие от правления большевиков, где развитие культуры и экономики позволило России стать супер державой, победить Гитлера и выйти в космос, сегодняшняя олигархическая Россия вымирает теряя каждый год не менее одного миллиона населения, и приближается к коллапсу, вне зависимости от желания отдельных людей сделать жизнь лучше и добрее.
Именно Реставрация привела Россию к «некоронованной» власти олигархов, бандитов и взяточников, которые, в конце концов, приведут страну к самоуничтожению...
Чудовищные человеческие потери от пьянства, наркотиков и эмиграции за последние тридцать лет, делают будущее России безнадежным и если сравнивать эти потери с жертвами «большевистского террора», то становится очевидным - сегодняшняя власть разрушает страну, в то время, как власть коммунистов, тоже через большие жертвы, страну усиливала и укрепляла. Отрицать факт, что СССР была супердержавой, без демагогических оговорок не сможет сегодня ни один вменяемый человек.
К несчастью, о преступлениях сегодняшних правителей, заговорят только со сменой Реставрации на Синтез, то есть на систему управления обществом, которая, учитывая ошибки псевдо коммунистов, используя раскрепощённые силы народа, вновь сделает ценности будущего, главной целью развития страны.
Сегодня, становится всё очевиднее, что осуществлению обновления социальных и экономических отношений препятствует реставрированная, называемая «рынком», но по сути явившаяся одной из форм первоначального капитализма, система управления...
Псевдо христианство, тоже долго не сможет противостоять правде Нового Завета Иисуса Христа. Позиции сторонников «обратного хода», сегодня сильны, в основном в официозном «православии», но Христова Церковь, как собрание подлинно верующих, всегда противилась претензиям клира превратить христианство в иерархическую идеологию «начальства».
И на сей раз, я думаю, что сила Христова учения победит и сторонников «предания старцев» и фальсификаторов подлинного христианства...
Апрель 2010 года. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal