10. Золотая осень

Илья Васильевич Маслов
     СЕРДЦЕ, НЕ ВОЛНУЙСЯ! (роман-хроника в 4-х частях).

     Часть третья: СЕРДЦЕ, НЕ ВОЛНУЙСЯ!

     10. ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

     Утекала золотая осень. Под ногами дивно пели свернутые бронзовые листья. В садах и скверах стыдливо стояли голые деревья. На клумбах, прихваченные первым неуверенным заморозком, скучали нежные цветы. Над городом нависало тяжелое свинцовое небо. Грачи давно улетели на юг.

     Кончив занятия и засветло поужинав, мы собрались в общежитии. Окна нашей нижней комнаты выходили в сквер. Хотя в нескольких метрах от нас начинался Любинский проспект, но тут был тихий уголок. Кто-то посчитал, что у нас "душно" и открыл окно. Потянуло прохладой. По дорожке сквера проходили редкие и спокойные прохожие. Они не обращали внимания на наше открытое окно. Но кто-то один из прохожих по тротуару, вероятно, носом почуял сытый воздух из окна и остановился... Мы услышали тихую песню.
 
     Она была такая напевная и мелодичная, что мы сразу повернули головы на звуки. Точные и емкие слова песни хватали за душу.
     Перескочив низкий штакетник и голые кусты карликовой акации, на пожухлой траве сидел беспризорник. Ему было лет двенадцать. Лицо чумазое, курносое, грязная одежда прореха на прорехе.
     Он раскачивался, смотрел на наше окно и пел:

            Позабыт, позаброшен
           С молодых юных лет,
           Я остался сиротою,
           Счастья-доли мне нет.

     Мы сперва бросились к окнам, открывали их поспешно, потом сыпанули на улицу - кто хлеб тащил, кто кусок вареного мяса, кто сахар. А беспризорник напевал, не обращая на нас внимания:               

                Вот умру я, умру,
                Похоронят меня,
                И никто не знает,
                Где могилка моя.

     У многих на глазах выступили слезы. Вернувшись в комнату, я упал лицом в подушку и зажал уши: мне не хотелось слушать песню, которое разрывало мое сердце.
     - Витька, ты что это? - тормошили меня, не понимая почему я плачу. Хотя я не был беспризорником, но мне до слез было жалко обездоленных людей.
     Беспризорников тогда было много, они кучами ходили по базарам, вокзалам, магазинам, шныряли в толпе возле кинотеатров. Милиционеры задерживали их, куда-то отводили, но они снова появлялись и старались не попадаться на глаза людям в милицейской форме.

     При техникуме имелся небольшой сад, он был на редкость запущен, дорожки замусорены опавшей листвой, всюду валялись сухие сучья и даже упавшие деревья, скамеек не было, пыль лежала толстым слоем на опавших листьях, на земле, на досках, штабелем сложенных в углу, видимо, намеревались подновлять забор, но не успели. Присесть решительно негде было, чтобы почитать книгу "Пушкин в жизни", которую дал мне брат.

     Так как с первых дней учебы я успевал по всем предметам, у меня много времени оставалось на чтение книг, художественной литературы. Не хвалясь скажу: за три года я успел прочитать почти все основные произведения русских классиков и познакомиться с творчеством некоторых иностранных писателей. Этот период был самый - насыщенный; я, можно сказать, наверстал все упущенное. Через каждые три-четыре дня я появлялся в библиотеке, сдавал взятые книги и просил новые, старался выполнить тот минимум, который нам рекомендовали по чтению художественной литературы и дополнительно взять по своему выбору.

     Помню, в первую же зиму прочитал все поэмы и сказки Пушкина, "Чайльд Гарольда", "Дон Жуана", "Преступление и наказание", "Дело Артамоновых" и даже "Илиаду". Очень любил читать Маяковского, Бедного, Орешина, Доронина. Библиотекарши стали подозревать, не верхогляд ли этот молодой человек, что-то часто меняет книги, полистает, видимо, если нет интересных картинок, сдает и другие берет. И однажды устроили мне экзамен в буквальном смысле слова. Но я с честью выдержал его, ответил на все вопросы. После этого они с уважением встречали меня и я получил свободный доступ к книгам. Приходил, рылся на полках и сам выбирал, что мне было нужно.

     Театром я увлекся не менее, чем книгами. Драматический театр находился рядом, по соседству, чтобы пойти в него, не надо было надевать пальто и шапку, пробежал сотню метров - и театр. Как-то дирекция обратилась к нам, студентам, с просьбой, оказать помощь рабочим сцены в установке декораций. Пошел и я с ребятами, больше из-за интереса, чем с целью оказать им помощь. За труды нам выдали несколько разовых контрамарок. Потом вскоре стали распространять абонементы, и я купил. Всех спектаклей не запомнил, которые просмотрел, но два глубоко врезались в память, это "Тамилла" - автора пьесы не знаю - и "Выстрел" Безыменского.

     Тамилла - имя женщины, пьеса переносила зрителя в экзотическую обстановку, или в Африку или в Азию, показывалось тяжелое положение бесправной женщины, целый гарем тщедушного и алчного царька, и вот одна из женщин, Тамилла, взбунтовалась, она подняла всех женщин против властного хозяина.

     Тамилла была красивой, величественной, гордой женщиной; она блистала красотой, молодостью, свежестью, неотразимой очаровательностью. Каждый жест ее был прост, изящен, божественно красив. Окутанная в прозрачные ткани и освещенная волшебными лучами света - то розовым, то зеленым, то голубым, она двигалась по сцене, как богиня. Я был влюблен в нее. Сердце мое замирало от счастья, что я вижу такую женщину.
 
     Вернувшись со спектакля, я долго не мог уснуть, ворочался, вздыхал, а когда уснул, во сне передо мной снова прошли все сцены, в которых появлялась Тамилла. Дождавшись этой постановки, я снова пошел в театр. И так ходил несколько раз. Ребята подсмеивались надо мной, спрашивая:
     - Опять пойдешь смотреть свою Тамиллу?

     Спектакль "Выстрел" начинался монологом ведущего. Монолог был небольшим и не таким уж ярким, чтобы можно было запомнить его с одного раза, но очень эффектно кончался словом "удовлетворительно". На авансцене, перед занавесью, появлялся изящно одетый мужчина среднего возраста, он что-то говорил о наших успехах, индустриализации, торговле и последняя фраза кончалась словом "удовлетворительно".

     Но слог "НО" произносился очень громко и в это время за сценой раздавался выстрел. Кто-то из работников торговли покончил жизнь самоубийством. Дальше открывалась сцена и шел ровный спектакль. Правда, многие герои нервничали, кричали, суетились, но это не меняло сути дела - спектакль не захватывал. Пьеса шла всего один сезон, хотя написана была стихами и артисты играли хорошо.   

     *****

     Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2019/04/20/1067