14. Клиенты это такие люди

Ольген Би
А рабочие будни все так же продолжались. Приезжали все новые машины и старые не забывали. Машины… Клиентов Гена помнил хуже. Открыв капот он сначала узнавал машину и только потом вспоминал ее хозяина.
- «Чертов карбюратор! Какого рожна тебе нужно? Думай, Геннадий, думай». А как тут думать, когда через плечо заглядывает хозяин машины и сопит?
 - «Интересно, что было бы, если б сам Геннадий сопел за плечами гинеколога, когда осматривают его жену? Почему там врачам полностью доверяют, а здесь – нет? Я что, рожей не вышел? Видимо, Юлька права: бороду нужно отрастить. Вместо неоконченного высшего образования сойдет».
Геннадий посмотрел на этого автовладельца, вернее - автолюбителя, точнее – автовлюбленного, успев «нацепить» на лицо полную уверенность в своих выводах. Хозяин машины подобострастно улыбнулся: мол, доверил тебе свое самое дорогое. Позволил раскручивать свою лапушку. Как бы не рассердить ненароком мастера, а то ведь не соберет. Или соберет, но не так». В ответ мастер тоже изобразил подобие улыбки.
 – «Машина новая, в карбюраторе не видно неисправностей. Что же здесь не так? Не зря говорят, что карбюраторы придумали инопланетяне. Ведь даже конструкторы до конца не понимают, на что способно их детище. Завод регулирует под усредненную машину. А у них, у машин, как и у нас, равенства нет. Так может, этот карбюратор тоже не усредненными рабочими собирался, да еще, наверное, в конце месяца. Хотя, какой теперь конец месяца после перестройки. Теперь сплошной конец месяца наступил».
На «классике Вебер», на ускорительном насосе, стоит винтик, о котором написаны трактаты. Он никаких действий вообще не совершает. Этот винтик должен быть закручен до упора и из-под него не должен течь бензин. И всё. А вот под винтиком – жиклерчик, который винтик должен слегка прикрывать, чтобы обеспечить определенную подачу топлива. А если этого жиклерчика нет, то идет провал на всех режимах. Под винтик нужно просто положить шарик, дополняющий функцию жиклера. Но это, видимо, не тот случай.
- Так, говорите, глохнет, когда газуешь?
 -Да, да, я же говорю: со светофора тронуться – глохнет, скорость набираешь – глохнет. Я уже мыл его не раз, чистил. Мастеров много объездил.
 - А по колесу ногой стучали? – озабоченно разглядывая корпус карбюратора, спросил Геннадий. «Ага, вот оно в чем дело! Нашлась, родимая. Не там, где вас ждали, дорогуша».
- Да, конечно. Что, простите, делал?
- «Тааак, клиент настолько занят неожиданным вопросом, что нос, пока, глубоко не сует».
- А зачем дрель? – у клиента удивленные очки поднялись выше на лоб, наверное, чтобы им оттуда было лучше видно.
- «Отвечать? Стоит ли сейчас? Вот сделаю – тогда, если захочет, все объясню». – Геннадий пересверлил отверстие, которое, оказавшись не там, перекрывалось заслонкой в самый неподходящий момент. Подача топлива прекращалась, когда надо было его добавить. Если отверстие просверлено ниже дроссельной заслонки, то холостой ход есть, расход бешенный. А даешь газу – провал. Он зачеканил старое отверстие и собрал карбюратор. Можно выбросить нижнюю часть карбюратора, а на заслонку напаять небольшую «нашлепку», чтобы перекрыть отверстие. Но так оказалось быстрее. Теперь уж он ответил клиенту не только на предыдущий вопрос:
- Да это я так. Обычно стучат по капоту, когда сразу не удается исправить, потом уже – по колесу. Но это только сам хозяин, мне нельзя. А теперь, попробуйте проехать здесь немного.
Вернувшийся клиент расцвел и, в этот раз уже радостно, отсчитал деньги за работу. Других объяснений ему не понадобилось. Все остались довольны: Геннадий - полученным опытом и оплатой, а автовладелец – машиной.
Как-то приехал клиент со своим знакомым. Этот «знакомый» внимательно следил за работой Геннадия. Сделав для себя какие-то выводы, он попросил посмотреть и его машину. Получив согласие мастера, спокойно уселся в машину друга. Хозяин машины воспользовался моментом и признался Геннадию, что не хотел его брать с собой: очень уж вредный и надоедливый.  Но услышав о мастере пристал, как банный лист.
-  А может, это тебе кажется?
- Да он со своей машиной всем надоел. Не хотел я тебе жизнь портить.
- Я думаю, он не вредный, а своего рода больной. Не верит людям, считает, что все в жизни плохо. Но это лечится.
 -Как это – лечится?
- Очень просто: вниманием, любовью, заботой. Только долго и терпеливо.
Клиент хмыкнул, расплатился и уехал.
В назначенное время приехал на своей машине «недоверчивый, вредный» приятель того клиента. И опять следил за работой мастера. Хмурился, заглядывал, но молчал. Очень неуверенно попытался спросить, что к чему. Геннадий объяснил просто и доступно. Потом поехали проверять машину на дороге. Совершенно неожиданно этот угрюмый мужчина, громко так, сказал: «Здорово! Значит, есть, все-таки хорошие мастера!»
О, это было больше, чем оплата в денежных знаках! Но и это еще не все.
Спустя какое-то время, приехал тот самый клиент, что не хотел знакомить Геннадия со своим приятелем. Зачем приезжают к нему? Конечно же, если что-то «барахлит». Геннадий, естественно, об этом и спросил.
- Нет, с машиной все нормально. Расход меня устраивает вполне.
-Тогда чем я обязан вашему приезду, сэр? Не зря ведь ты ехал ко мне.
- Ты просил сказать, какой будет расход. Забыл? Вот я приехал сказать, что все нормально.
- Ну и хорошо. Мне действительно интересно знать, как ведет себя машина. А то один клиент уехал и забыл, что я просил его вернуться. Машину каждый водит по-своему: один неумело, другой слишком умело. Кому быстро надо и не важно как. В общем, кроме расхода по норме, я подгоняю карбюратор под водителя. Иногда я просто подкручиваю винтик и все. Денег за это, конечно, не беру. Так он заехал в другую мастерскую, там ему подкрутили этот самый винтик, взяли деньги в полном объеме и заслужили полное его уважение. Встретил я его как-то на базаре. Он тогда мне свое «фи» сказал. Я два с половиной часа подгонял, заменял, деньги взял, а там – раз, и готово! А как там твой друг? Или ты его не видел еще? Машина как?
- Машина-то изменилась, даже очень. Но сам он еще больше. Он ведь на ней уже не хотел ездить. Денег потратил много на разных мастеров, а все недоволен был. Мы решили, что он зануда такой, все что-то выдумывает, докапывается. Мы ездим, ремонтируем, ну, как все. А этот – на городском транспорте, когда есть машина. Или к кому-нибудь из нас, соседей, «на колесо падает». Оказалось, действительно машина с «прибабахом» досталась. И, ведь новая, почти! Так это что же, всех так лечить надо, как ты сказал?
- Нет, но многих. Кому-то надо просто набить морду. Только спокойно, как лекарство, без злобы и обиды. Но рецепт нужно индивидуально выписывать.

Еще был клиент, который спросил у Геннадия между делом, что такое вера? 
-  Может, это больше похоже на колдовство?
- Ты, видно, много думал, раз пришел к такому выводу. – Геннадий не спешил с ответом и с рассуждениями. Если это праздный вопрос, то он не повторится.
- Думал. Все вокруг только и говорят, что о возрождении религии, веры. Только не понятно, что мы будем возрождать? Что это на самом деле?
- А ты представь, к примеру, что за углом стоит мешок с золотом. Если поверишь – он твой.
- Верю. Кто ж не захочет в это поверить?
-  Только есть еще одно условие: если хоть немного сомневаешься, хочешь проверить, тогда – мешок золота с тебя. Что, засомневался? То-то же.
- А если я скажу, что верю? Никто ведь не сможет проверить так это или нет.
- Мы говорим о мешке золота или о вере? В первом случае просто махинации с золотом получаются. Во втором – с верой. Вера или есть или ее нет. Бывает она очень слабой. Так, тлеет, но не греет. Сильная вера перерастает в уверенность и вот тогда можно всякие чудеса делать. Можно и горы переставлять и вино из воды делать.
Клиент призадумался. Прошло еще немного времени, и он вспомнил:
- А как ты думаешь, надо звать священника, чтобы освятить машину? Она меня так замучила! Мне сказали, что освятить ее надо от сглаза или порчи.
- Ты хочешь сказать, что если ее обрызгают святой водой, то она станет неуязвимой, не будет ломаться, в аварию не попадет? Ты в это веришь?
- Ну, не знаю. Раз так делают, значит помогает.
- А в себя ты не хочешь поверить? Если тебе нужна машина без проблем, сделай это сам. Например, можешь позвать Архангела Михаила. Он специализируется как раз на защите, и поверь ему. Должность у него такая. И Закон есть: «Зов заставляет ответить». Кто ТАМ живет, Законы Бога исполняет. Так что, придет обязательно. Ты ведь мне, как мастеру, поверил, приехал. Это и дорога и деньги и время. Почему это священнику поверить в помощь ангелов, Бога легче, чем тебе. Бесплатно ведь. А что касается машины, так у мотора просто клапана зажаты.
Геннадий отрегулировал клапана, и проклятие прошло. Машина легко и хорошо пошла, стала тихо работать. А клиенту Гена анекдот в тему рассказал:
- Наводнение. Люди спасаются на крышах своих домов. Вода еще больше поднимается. Постепенно людей увозят на лодках спасатели. На крыше одного дома сидит человек и молится Богу. Помощи просит. Мимо проплывает лодка, и его зовут спуститься и переправиться в безопасное место. Человек отказывается, ведь ему сам Бог помочь должен. Вода еще ближе к его ногам, опять его хотят спасти на лодке. Опять он отказывается. Так и утонул. Попадает «на разбор полетов» к Богу и спрашивает, почему Он его не спас. – «Я тебе несколько раз лодку посылал».
- У меня еще один такой «артист» был. Голова у него болела. Он терпел. Меня «дернула нелегкая» спросить у него, как он умудрился так удариться лбом, что два года уже мучается? Он не спросил, откуда я это знаю, просто рассказал, как у него это случилось. Я голову ему вылечил сразу. Он жене рассказал. Она удивилась и попросила и ее полечить. Пришлось мне дураком прикидываться. Объяснять, что я этим не занимаюсь бесполезно. Так вот он приехал как-то с другом, и рассказывает про свою проблему с машиной. Я слушал, слушал – надоело. Говорю: - «пригоняй, посмотрим». А он опять рассказывает. Я не выдержал, спрашиваю: - «у тебя фотография машины есть?» Он обрадовался, говорит: - «Есть. Я на ее фоне вместе с женой стою. Привезти? Жена обрадуется. А зачем фотография машины?». Я пошутил, что по фотографии неисправность устраняю. Так он поверил!
-Бывают же такие идиоты! – посмеялся клиент.
-Ты имеешь в виду присутствующих? Да ладно, не обижайся. Все в жизни бывает.