8. Жертвы ремонта

Ольген Би
В этот день к Геннадию приехал водитель «Волги». Послушный такой попался водитель. Трамблер поменял по первому требованию мастера. Сначала поверил, что это необходимо, а потом убедился в этом. Геннадий «сделал» ему карбюратор, но только с новым трамблером машина показала себя во всей красе. Клиент был очень удивлен, что мелкая работа Гены так изменила работу автомобиля. Похвала растрогала Геннадия, и он решил немного поумничать:
- Мелочи все очень сильно меняют, но замечать их начинаешь, когда работа интересует. У нас все знают, как управлять страной на месте президента, а вот свою работу мало кто хорошо знает. А ведь эти мелочи меняют не только машину, но и самого водителя.
- Ну, ты загнул! Круто! Ты, я смотрю, не такой одноклеточный, как другие мастера.
- Вообще-то, я у этих других учился. Получается: «что выросло, то выросло». Судите по делам, а не по моим словам.
- Дела-то я как раз вижу. Но и слова мне нравятся. Я действительно чувствую себя лучше теперь. Машина не отвлекает своими проблемами. А как летит! Может, еще что-нибудь нужно сделать?
- Две вещи: одна – также добросовестно делать и свою работу. Передать эту просьбу другим. Получится замечательная цепная реакция. И еще: скажи спасибо своему куму, что прислал тебя сюда. А то мне платишь, а ему, что же?
- Ну, это никуда не уйдет. Только сначала я ему выволочку устрою, что до сих пор этого не сделал. Слушай, а почему ты не ругаешь других мастеров? Я ведь тебе столько жаловался на них.
- Не хочу быть, как все. И потом, у них свои соображения есть, как жить, как работать. У них свои причины делать так, а не иначе. У меня – свои. Да и удовольствия мне не доставляет, уже, искать у других недостатки. Их в машине искать нужно.
- Ну, не скажи. Другие успевают и там и там искать.
- А у меня нет столько времени. И, потом, искать – не значит находить. В машине-то они не всегда неисправность находят.
- Да, крыть нечем. Ну, если, что – заходи: помогу, чем смогу.
«Волга» уехала, но чуть не зацепила запыхавшегося от непривычно быстрой ходьбы, знакомого клиента:
- Геннадий, как же ты мог? Я тебя, как друга, просил свечи заменить. А ты?
Геннадий недоуменно смотрел на сдержанно-возмущенного начальника соседней базы. Он не понимал, в чем виноват. Это со всеми бывает, когда вины за собой не видишь, но речь шла именно о свечах. Не мог он отдать машину, не сделав свою работу. Пока Сергей пытался отдышаться, Геннадий мог поперебирать в уме варианты. Вариантов не было. На шутку не похоже. На лице Гены само собой появилось удивленное и наивное выражение. 
- Ну, что ты смотришь на меня, как Красная Шапочка? Ты их под капотом оставил. Я же не дурак, сразу сообразил, что заводиться опять не будет. Давай быстренько к нам, некогда мне ждать. 
-Ты что, не пробовал заводить? Пешком пришел?
- Пришел? Да я почти бежал! Под капот посмотрел  - и сразу к тебе. Может, тебе другие клиенты важней, но я же тоже заплачу. Хочешь, можешь товаром взять, со скидкой.
- Да ты, видно, по себе судишь, если сразу проверять кинулся под капотом. А деньги-то нашел?
Сергей побледнел и забыл о свечах. Деньжищи были огромные, в банк сдать не успел. Он кинулся, было обратно к машине, но вдруг затормозил и неуверенно посмотрел на автослесаря.
- Ну, что же ты стоишь? Иди, ищи. Они у тебя в машине за сиденьем. Свечи я положил под капот старые. Неужели нагар на них не увидел? Тебе для отчета пригодятся, а мне они на что? Зажигание подкрутил: оно немного запаздывало, – грустно объяснил Геннадий.
- Что, правда, что ли? – несколько неуверенно, с покосившейся улыбкой, спросил сосед, – ты уж извини, я, правда, думал….Или ты шутишь? С твоими шутками черт тебя разберет
- У меня, что, есть время шутить?
- Ну, я тогда это….Ну, если, что… Ладно, Генка, пойду я.
Вечером эту историю со свечами Геннадий поведал жене:
 – Ну, придет ведь ко мне мотор делать, придет. Уж я ему устрою «козью морду». Перестраховщик, «туды его мать».
 И Сергей Алексеевич пришел. И Геннадий ему мотор сделал. Очень хорошо, как всегда, сделал. Только под капот положил поршень. На этот раз совсем новый, такой, как для ремонта двигателя покупал. Не пожалел, как для друга. И Сергей Алексеевич опять «купился» на это. Видно, глубоко въелась привычка всех подозревать. Привык, что подчиненные хотят всегда сделать поменьше, а получить побольше. Одно слегка смущало, совсем немного: Геннадий машину пригнал на его базу, но не просто оставил, а убедился, что его видели. Видели, что машина едет и не плохо едет. И попытка пожаловаться охраннику, что мастер поставил не все поршня, вызвала такой смех, что сбежалась кучка зевак. Патриарший гнев начальника медленно сменился на гримасу растерянности. Делиться открытиями он больше не решался с другими. Но к Геннадию все же пришел. Упреки теперь не спешили сорваться у него с языка.
Жертвой ремонта стал еще один знакомый клиент. Ему Геннадий покрасил двигатель, когда делал «капиталку». Он всегда так делал. Краска в продаже появилась жаропрочная, как можно не воспользоваться? Но вот беда: компаньоном по бизнесу у этого клиента Валеры была женщина. Мало того, она имела виды на этого Валеру и боялась, что его уведут под венец другие. Эта подозрительность начала распространяться не только на самого Валерия, но и на работу. И вот он предъявил отремонтированный мотор, чтобы отчитаться  по финансам. Мотор блестел и не рычал, как раньше. Он просто шептал. Даже будучи новым, двигатель работал громче. Поверить, что он после капитального ремонта, мадам Песцова отказывалась напрочь. Она не первый раз видит моторы, и после «капиталки» видела не раз. Ее не обманешь. А проблема заключалась в том, что бизнес был совместный и любая сделка должна быть известна и понятна. Здесь же было что-то странное: денег потратил не много, а двигатель купил новый. Это значит, что у Валерки где-то «завалялись» неучтенные деньги. Песцова начала искать подвох. Она устраивала допрос с пристрастием, приглашала за свой счет в ресторан. Ведь, если есть деньги на новый мотор, то на что еще у него есть деньги? Предприятие открыли на ее деньги, она – главный бухгалтер. Документы проверялись не один раз. «Соучредительница» таскала папки с документами домой, чтоб докопаться-таки до сути. Валерий пытался ее переубедить, называл мастера, давал его номер телефона – бесполезно. Если женщина чем-то одержима, то это надолго.
Геннадий поинтересовался у Валеры, как дела на работе, когда он приехал протягивать головку после ремонта.
- Плохо дела. Переучет опять устроила, работать не дает.
- Что, все деньги ищет?
- Ищет. Ну и пусть ищет. Только вот «крыша» немного «съезжает» у нее.
- А, может, это от тебя она у нее «съезжает»?
- Вот меня она, как раз, оставила в покое.
- Ну, и чудненько. Можешь теперь «под шумок» жениться на своей Але. Или как там ее? Только смотри, чтоб это не стало последней каплей. Хорошо еще, что меня не ругаешь за мотор.
- А тебя-то за что ругать? Ты сделал хорошо. Мне нравится.
- Слишком хорошо – тоже не хорошо. Я вот, одному человеку сделал мотор хорошо, так у него такие проблемы возникли, что приехал ругаться.
- Даже представить не могу, о чем он тебя ругал. Ну, не томи душу, расскажи.
- Много не расскажу, потому, что сам мало знаю. Только поехал он куда-то далеко, и его остановили на посту ГАИ, на выезде из другого города. Капот открыли – мотор блестит. Масло нигде не капает. У Волги чтоб не капало, не подтекало где-то – не возможно. Видно, что проехал не мало. Спрашивают участливо, почти по-человечески:
 - «мотор новый поставили?»
 - «Нет, старый сделал». Гаишник не поверил, - документы проверил, номера сличил – все сходится. Но машина-то старая, мотор тоже старый. Заводишь машину – работает тихо, ну прямо шепчет. И опять же, - блестит. Разозлился постовой, что его дурят так открыто и нахально, забрал документы. Значит, двигатель украл, а номера перебил. Машину на экспертизу отправил, потом – на штраф площадку, пока результаты получат. Три дня бедный водитель этой самой «Волги» в чужом городе маялся. Деньги тратил на жилье, еду. Переживал. За штраф площадку деньги у него, правда, брать не стали, но извинились и отпустили. Спросили, где так моторы делают. Этот мой клиент «сдал» бы меня от обиды, да ментам же будет лучше, если я им машину сделаю. А я всем делаю хорошо. Менты такие же люди. Только их все не любят и наказывают, где могут. Моторы я делать не хочу, могу и отказаться. Тяжело мне одному, с моей-то болячкой. А как карбюратор себя ведет у тебя?
- Нормально, что ему сделается? Работает, да и работает.
- Это точно, когда нормально работает – не замечаешь вообще, что он есть. А когда ломается, думаешь, что это самая противная часть машины. Я не только о карбюраторе говорю. Некоторые после моего ремонта долго ездят. Я уже кору на деревьях есть начинаю.
- Почему – кору? Это диета такая модная у карбюраторщиков?
- Какая диета? Если по три года не приезжают, где я деньги заработаю? Сколько нужно тогда иметь клиентов, чтоб каждый день на еду хватило? Так что ломаться я тебе не желаю, но приезжай хоть иногда.