14. Дама с юмором

Арсений Загаевский
Читаю сейчас интересную книжку по истории ислама и исламской цивилизации - “Destiny disrupted” Tamim Ansary. Интересно и то, насколько передовым учением (прежде всего, в плане социальной организации) первоначально был ислам и как все это постепенно извращалось, и то, как исламская и, в первую очередь, арабская и персидская наука до какого-то момента собирала и развивала все, что делалось до неё. Один пример: в Европе в средние века вновь открыли философию Аристотеля во многом благодаря не Византии, но переложению аль-Газали.

А потом все стало постепенно приходить в упадок, и большую роль в этом сыграли сельджуки и прочие тюркские племена, принявшие ислам, но умевшие в основном только воевать и подчинившие себе бОльшую часть исламского мира. Это было закатом золотого века исламской культуры. 

А сейчас чуть не каждый день я слышу от турок, особенно, тех, кто постарше, как испортился Стамбул от нашествия... да, конечно, понаехавших из Анатолии тоже, но и арабских туристов с их многочисленными жёнами и чемоданами. «Раньше на Таксим и Истикляль, - говорит наш пожилой парикмахер, стригущий людей в районе Гюмюшсуйу чуть не пятьдесят лет, - нельзя было выйти без галстука. А сейчас что?»

Но хочу сказать, что и сейчас, возвращаясь в наш Стамбул из, скажем, Иордании, восхищаюсь: Господи, как же чисто, культурно, вежливые и отзывчивые люди, никто на каждом шагу не пытается тебя обмануть... Да что там из Иордании - и из Болгарии тоже.

То есть все перевернулось на сто восемьдесят градусов. Все-таки история - дама с юмором.

Хотя наш друг Mutlu Cicek, когда мы ехали по азиатской части Стамбула, глядя в окно, со своим неповторимым акцентом заметил: «Видишь, Саща, мы до сих пор кочевники: строим дома в спальных районах так, чтобы в любой момент можно было тронуться с места. А празднуем что? Взятие Константинополя».