Такая, вот, песня...

Анатолий Белаш
               

Владыка и кумир вселенской черни
С чарующей, волшебной простотой
Убил фольклор, отнял досуг вечерний
И души нам полощет пустотой.
                И.Губерман

              Застольная песня, коллективное пение, очень распространенные в нашем обществе еще три десятка лет назад, понемногу сошли на нет. Этому способствовали телевидение, появление интернета, гаджетов. Эти достижения прогресса при всей их значимости разобщают людей. Раньше по праздникам чуть ли не из  каждого окна слышалось пение, пели в праздничных колоннах, пели в экскурсионных автобусах и на полях во время сельхозработ. Репертуар зависел от национального и профессионального состава, культурного уровня поющих, района их проживания, моды на песню.

             В пионерлагере близ Ташкента, где я провел почти месяц, мы собирались каждый вечер возле штаба, чтобы попеть. Это не было обязаловкой, приходили  желающие. Чаще других пели «Вечер на рейде» Соловьева-Седого – «Прощай, любимый город, уходим завтра в море».

            Наш пионерлагерь был от профсоюза высшей школы, и дети, видимо, от своих родителей, бывших студентов и гимназистов, знали и пели старые студенческие песни. Вот одна из них:
«От зари до зари, как зажгут фонари, там студенты по улицам шляются. Они песни поют, они горькую пьют и ещё кое-чем занимаются… А Исаакий святой с колокольни большой на студентов глядит, усмехается. Он и сам бы не прочь погулять с ними ночь, да на старости лет не решается» 

Еще одна песня о семейной жизни:
«Целовать какой-то дуре руки и просить, чтоб сжалилась она… У меня для этой самой штуки, штуки, штуки есть своя законная жена. Был холост я, и жил, ей-богу, как дурак, теперь жена, она от Бога мне дана, и с ней одной мне счастье и покой.»
 
          Другая половина песни – о сложностях семейной жизни – не запомнилась.

           В школе мы пели, в основном, на уроках строевой подготовки. Если пели «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши сестры? Наши сестры -  сабли востры, вот, где наши сестры!», то военрук одобрительно взмахивал рукой.

           Но мы особенно  любили грянуть -
«Эх, махорочка, махорка, породнились мы с тобой, за тебя, моя махо-орка, мы готовы в бой, мы  готовы в бой!».
 Военрук багровел и командовал: «Отставить!»
 
           «Дикими туристами», путешествуя по отрогам Таласского Алатау, мы не  забывали о песне. Когда поднимаешься в гору да еще с рюкзаком кг 20 – 30, петь не хочется, но на спуске, если тропа не очень крутая, а рюкзаки ополовинены,  мы радостно орём «Тиритомбу» -
«Вдруг я вижу,
         вдруг я вижу
               вдруг я вижу
                старичка, её папашу.
                Он свирепо, он свирепо
                палкой машет и убить меня готов.
Тирит – томба,
           Тири-томба и т.д.

           На стоянке, вечером, у костра, настроение другое. Еще никому неизвестен Визбор, и мы не поем «Милая моя, солнышко лесное, где, в каких краях встретимся с тобою…» Поем о бродягах –
Глухой, неведомой тайгою,
Сибирской дальней стороной
Бежал бродяга с Сахали-и-и-на
Звериной узкою тропой.

Или –
Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбацкую лодку берет
И тихую песню заводит,
О Родине что-то поёт.


           В студенческие годы, во время хлопковых кампаний, осенними вечерами, мы пели студенческие, блатные и еще какие-то песни неизвестного жанра. Пользовались популярностью такие разные вещи как " Марш шахтеров" из недавно вышедшего на экраны кинофильма, «В Кейптаунском порту с какао на борту «Жанетта» поправляла такелаж»,   «Я с детства был испорченный ребенок, на папу и на маму не похож. Я женщин обожал еще с пелё-о-нок. Эх, Жора, подержи мой макинтош" и много других.

          У меня нет ни слуха, ни голоса, но одна песня, не помню, где и когда мной услышанная, пользовалась популярностью, и меня нередко просили: «Толян, спой Машку!». Я пою, и мне подпевают :
 «Давайте, девки, соберемся в кучу, засудим парня судом мы своим и зададим ему такую бучу, чтоб головы он наши не дурил.
Простите, девки, я боле не буду обманывать вас боле никоды. Любил я Машку. Эх! Она каналья! Меня любить не хочет никоды!»

          Во время производственной практики в Киргизии, в лагере Джилькельдек, у нас рабочими были девчата из соседних украинских  сел. Вечерами было весело. Девчата собирались в кружок и распевали украинские песни или частушки. Чаще других пелись «Распрягайте хлопцы коней» и « Эх, дождь идет, с крыши капит, идет милый, косолапит».

         В поселке нашей экспедиции, близ Ленинабада в Таджикистане, жили сотрудники из разных районов Советского Союза. Соответственно репертуар нашего застольного пения был разнообразен. Пелось много песен, ранее мне неизвестных. Пели о девице с сиреневыми щечками, в сиреневом платочке пришедшей на свидание в сиреневый садочек –
 «Ты пришла, и я пришел. И тебе, и мене хо-ро-шо.»

         Отцвела сирень в моем садочке и …
«Ты нашла, нашла себе другого. Ты нашла, и я нашел. И тебе и мене хо-ро-шо.»
Такая вот оптимистическая песня.

             Еще одна песня рассказывает о наивной кошке Мурочке –
 «Жила на свете кошка Мурочка и жил на свете Васька–кот. И часто – часто киса Мурочка сидела долго у ворот.»

            Кончается песня трагично –
 «Ах, если б знала киса Мурочка, на что способен Васька-кот, тогда б не стала киса Мурочка сидеть так долго у ворот.»

             Пели,  конечно, и геологические песни, прежде всего, отличную песню Пахмутовой.

             Не буду утверждать, что наши застольные песни вызывали у стороннего слушателя положительные эмоции. Скорее наоборот. Вот, когда во время командировки в Управление геологии Грузии я послушал пение грузинских геологов, я был  покорен красотой и слаженностью их многоголосья. Красиво и душевно пели в Киргизии украинские девчата.

             Вообще-то к хоровому пению я был равнодушен и, кажется,  никогда не посещал хоровых концертов вплоть до 2008 года. В этом году в Петербурге проходил Международный фестиваль хоров. У моей жены Зины был хороший музыкальный слух и вкус, и я часто, следуя её советам, посещал концерты или покупал пластинки и не разочаровывался.

            Так и на этот раз. Она предложила пойти в Малый зал Петербургской филармонии на концерт норвежского хора Schola Cantorium. Мы пошли и  были оба восхищены талантливыми норвежскими хористами.

            С этих пор я частый посетитель концертов хоровых фестивалей и конкурсов, проходящих в Петербурге. Они обычно бывают днем (кроме заключительных гала-концертов), что для меня, не петербуржца, которому надо ехать до города больше двух часов, очень удобно. На фестиваль приезжают самодеятельные коллективы из разных стран - от Китая до Испании. Много прекрасных хоров и в Петербурге.

            Если разучились петь сами, будем слушать других, тех, кто поёт от души.